Судебная практика

Решение от 2010-07-05 №А33-6010/2010. По делу А33-6010/2010. Красноярский край.

Решение 05 июля 2010 года

Дело № А33-6010/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2010 года.

В полном объеме Решение изготовлено 05 июля 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предприним Ф.И.О. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю

о признании незаконными действий по отказу в переоформлении лицензии

при участии:

представителя заявителя: Погодаева Е.В. на основании доверенности от 10.08.2010;

представителей ответчика: Шелковниковой Т.Н. на основании доверенности от 11.01.2010, Антипенко Е.В. на основании доверенности от 12.04.2010,

при ведении протокола судебного заседания судьей И.А. Раздобреевой,

Установил:

индивидуальный предприни Ф.И.О. (далее – заявитель, предприниматель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю (далее – ответчик, административный орган) о признании незаконными действий по отказу в переоформлении лицензии.

Заявление принято к производству суда. Определением от 30.04.2010 возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, считая отказ в переоформлении лицензии незаконным, поскольку актом обследования от 02.04.2010 установлено, что лицензиатом соблюдаются лицензионные требования и условия.

Представители административного органа заявленные требования оспорили, считая, что предпринимателем не представлены сведения о наличии у лицензиата работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтическое или ветеринарное образование (для лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификаты специалиста.



При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.< Ф.И.О. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Октябрьского района г. Красноярска 27.07.2000 за основным государственным регистрационным номером 304246330900170, на дату обращения в суд статус предпринимателя не утратила.

Предприниматель имеет лицензию № 24-09-3-000039 от 06.08.2009 на осуществление фармацевтической дея Ф.И.О. реализацией лекарственных средств, предназначенных для животных, по адресам:

Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, 30, помещение 1,

Красноярский край, г. Красноярск, ул. 9 Мая, 42 «а».

Срок действия лицензии – до 06.08.2014 г.

29.03.2010 г предприниматель Агилова обратилась в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю с заявлением о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, в связи с изменением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

К заявлению приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о переоформлении документа.

Административным органом 02.04.2010 проведено обследование соблюдения лицензиатом возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической дея Ф.И.О. торговли лекарственными средствами), результаты которого оформлены актом № 003-114.

В ходе обследования установлено наличие помещения для осуществления предпринимательской деятельности по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д.7, помещение № 286; соответствие помещения установленным требованиям; наличие оборудования; организация ежедневного учета показателей температуры; заключение государственной санитарно-эпидемиологической службы, согласно которому санитарное состояние помещения и оборудования соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам; отсутствие на момент обследования лекарственных средств, предназначенных для лечения животных; наличие нормативной документации, регламентирующей фармацевтическую деятельность; наличие у предпринимателя Агиловой необходимой квалификации; наличие ответственного в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных в зоомагазине по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д.7, пом. 268 – Шумковой Т.С., имеющей необходимую квалификацию.

По результатам обследования установлено, что лицензионные требования и условия предпринимателем выполняются.

Вместе с тем, приказом от 07.04.2010 № 58-о административный орган отказал в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности № 24-09-3-000039 предпринимателю Агиловой А.Н. на дополнительный адрес планируемого места осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д.7, пом. 268.

Причина отказа: представление лицензиатом неполных сведений, что не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.п. «з» п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.

Уведомлением от 07.04.2010 № 0638-114 административный орган сообщил предпринимателю об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

Не согласившись с указанным отказом, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:



В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в т.ч. об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд считает, что фактически права заявителя затрагиваются Решением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, изложенным в приказе от 07.04.2010 № 58-о. Требования заявителя направлены на устранение препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности, возникших в связи с принятием указанного решения. Права и интересы заявителя с учетом требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть восстановлены путем признания решения административного органа незаконным, в связи с чем суд расценивает требования заявителя о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю в виде отказа в переоформлении лицензии как требования о признании решения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю от 07.04.2010 г незаконным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения – лицензии.

Под лицензированием, согласно статье 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий и т.д.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Порядок принятия решения о предоставлении лицензии урегулирован статьей 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» с последующими изменениями и дополнениями.

Согласно указанной статье для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий орган заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагает документы, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий.

Таким образом, лицензирование предпринимательской деятельности является одним из необходимых способов государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина для достижения публично-правовых целей, в связи с чем для получения разрешения государства на осуществление конкретного вида деятельности соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган определенный перечень документов, подтверждающих наличие у него возможности осуществления лицензируемого вида деятельности.

Статья 11 Закона регулирует порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Согласно указанной статье, в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель либо его правопреемник обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. В заявлении указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

В переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений.

Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности регулируется Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.07.2006 № 416.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности, согласно пункту 4 указанного Положения, являются:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;

соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Федерального закона “О лекарственных средствах“, правил оптовой торговли лекарственными средствами и установленных предельных оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства;

соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона “О лекарственных средствах“, правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства;

соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных средств, правил изготовления лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 17 Федерального закона “О лекарственных средствах“, и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях;

соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьей 31 Федерального закона “О лекарственных средствах“;

наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, высшего фармацевтического образования (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтического или ветеринарного образования (для лекарственных средств, предназначенных для животных), стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста;

наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего или среднего фармацевтического образования (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтического или ветеринарного образования (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификата специалиста;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтическое или ветеринарное образование (для лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификаты специалиста;

повышение квалификации специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием не реже одного раза в 5 лет.

В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании № 416 от 06.07.2006 для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“, а также копии:

документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание использования помещений и оборудования для осуществления лицензируемой деятельности;

выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил;

документов о высшем или среднем фармацевтическом образовании (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтическом или ветеринарном образовании (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных), о стаже работы по соответствующей специальности и сертификата специалиста.

При этом лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим законом (пункт 7 Положения о лицензировании № 416 от 06.07.2006).

Пунктом 8 Положения о лицензировании № 416 от 06.07.2006 предусмотрено, что при рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в переоформлении лицензии предпринимателю явилось непредставление им в административный орган доказательств наличия у лицензиата работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтическое или ветеринарное образование (для лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификаты специалиста.

Вместе с тем, перечень документов для получения лицензии перечислен в пункте 6 Положения о лицензировании № 416 от 06.07.2006 и не предусматривает представление доказательств наличия у лицензиата работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств.

В качестве доказательства соответствия лицензионным требованиям соискатель(лицензиат) обязан представить только документ о высшем или среднем фармацевтическом или ветеринарном образовании (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных), о стаже работы по соответствующей специальности и сертификата специалиста.

В данном случае лицензиатом, обратившимся за переоформлением лицензии, является индивидуальный предприниматель Агилова. Профильное образование и квалификация предпринимателя Агиловой подтверждены соответствующими документами, что следует из акта обследования № 003-114 от 02.04.2010. Несоответствие лицензиата требованиям, предусмотренным Положением о лицензировании № 416 от 06.07.2006, не установлено, основанием для отказа в переоформлении лицензии данные обстоятельства не являлись.

Законодательство о лицензировании не содержит требований о необходимости представления с документами на получение (переоформление) лицензии доказательств наличия у лицензиата работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств. Указанное требование является лицензионным, предъявляется к лицензиату при осуществлении им лицензируемой деятельности, а не к соискателю лицензии.

Осуществление лицензиатом лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, в т.ч. при отсутствии работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ (пункт 5 Положения о лицензировании № 416 от 06.07.2006).

При проведении обследования было установлено, что лекарственные средства, предназначенные для лечения животных, в помещении № 286 по ул. 78 Добровольческой бригады, 7, отсутствуют, т.е. лицензируемая деятельность в отсутствие работников, имеющих соответствующее образование и сертификат специалиста, не осуществлялась.

Индивидуальный предприниматель, отвечающий требованиям подпункта «ж» пункта 4 Положения о лицензировании № 416 от 06.07.2006, может самостоятельно осуществлять деятельность, связанную с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, без привлечения работников на основании договора.

На основании изложенного суд считает, что административным органом безосновательно отказано предпринимателю Агиловой А.Н. в переоформлении лицензии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Решил:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным Решение Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю от 07.04.2010 об отказе индивидуальному предприним Ф.И.О. в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности № 24-09-3-000039 на дополнительный адрес планируемого места осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 7, помещение 286.

Проверено на соответствие Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 07.07.2006 № 416.

В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю в пользу индивидуального предприним Ф.И.О. 200 рублей, связанных с уплатой государственной пошлины.

Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее Решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Раздобреева И.А.