Судебная практика

Решение от 28 января 2011 года № А26-10746/2010. По делу А26-10746/2010. Республика Карелия.

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590/ 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение г. Петрозаводск

Дело №

А26-10746/2010

28 января 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2011 года. Полный текст решения изготовлен 28 января 2011 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Лазарев *.*. , при ведении протокола помощником судьи Луньковым *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании 24 января 2011 года материалы дела по заявлению Открытого акционерного общества «Карельская энергосбытовая компания» о признании незаконными и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 08.12.2010 года № 03-17/35-2010 о привлечении к административной ответственности,

при участии представителей:

заявителя, Открытого акционерного общества «Карельская энергосбытовая Ф.И.О. (доверенность № 15 от 01.11.2011 Ф.И.О. (доверенность № 16 от 01.01.2011),



ответчика, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ф.И.О. (доверенность от 24.01.2011),

Установил:

Открытое акционерного общества «Карельская энергосбытовая компания» (далее – заявитель, общество, ОАО «КЭСК») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – административный орган, управление, УФАС) от 08.12.2010 года № 03-17/35-2010. Оспариваемым Постановлением общество привлечено к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде 200 000 рублей штрафа.

В обоснование требований заявитель ссылается на отсутствие события и состава правонарушения, малозначительность правонарушения в силу отсутствия существенной угрозы общественным отношениям.

В отзыве ответчик требования не признал, считает факт совершения правонарушения доказанным и подтвержденным материалами дела, указывает на существенную угрозу общественным отношениям. По мнению ответчика, порядок опубликования информации включает в себя как само опубликование информации, так и последующее направление сведений о месте опубликования такой информации в антимонопольный орган.

В предварительном судебном заседании представители сторон высказали мнение о готовности дела к судебному разбирательству по существу.

Учитывая мнение сторон суд, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2006 года № 65, признал дело готовым к рассмотрению по существу, завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в первой инстанции.

Представители общества в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа требования общества отклонил, поддержав позицию, изложенную в отзыве.

Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.



В период с 05.10.2010 по 25.10.2010 Управлением была проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО «КЭСК» в период с 01.01.2009 по 01.10.2010 требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее - Стандарты раскрытия информации, Стандарты).

По результатам проверки Управлением в отношении ОАО «КЭСК» было возбуждено дело № 03-17/35-2010 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 КоАП РФ, по факту несвоевременного представления ОАО «КЭСК» сведений в Управление о месте опубликования информации, предусмотренной подпунктами «г» и «д» пункта 20 Стандартов раскрытия информации за август 2010 года. Протокол об административном правонарушении составлен 25.11.2010.

Постановлением от 08.12.2010 ОАО «КЭСК» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде 200 000 руб. штрафа.

Не согласившись с указанным Постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.

Оценив в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения Общества к административной ответственности, суд Установил, что при производстве по делу об административном правонарушении не было допущено процессуальных нарушений, а равно и нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Анализ административного производства свидетельствует о соблюдении административным органом срока давности привлечения заявителя к административной ответственности; процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами; протокол об административном правонарушении и Постановление о назначении административного наказания соответствуют требованиям КоАП РФ; о времени и месте проведения процессуальных действий привлекаемое лицо извещалось надлежащим образом; следовательно, возможность реализации Обществом гарантированных КоАП РФ процессуальных прав в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом была обеспечена.

Вместе с тем, оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечении общества к административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 9.15 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Стандартами раскрытия информации определено, что под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней всех заинтересованных лиц, независимо от цели получения информации.

В соответствии с пунктом 2 Стандартов субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия.

Согласно абзаца 3 пункта 21 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии информация, указанная в подпунктах “г“ - “д“ пункта 20 Стандартов, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации ежемесячно, до 10 числа.

В силу положений пункта 3 (1) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, в органы государственной власти, осуществляющие контроль за раскрытием соответствующей информации, в срок, не превышающий 15 дней со дня ее опубликования.

Материалами дела подтверждается, что ОАО «КЭСК» осуществило раскрытие информации, указанной в подпунктах «г» - «д» пункта 20 Стандартов, за август 2010 года путем ее опубликования на официальном сайте ОАО «КЭСК» (www.karelrsk.ru) в сроки, предусмотренные абзацем 3 пункта 21 Стандартов (до 10 сентября 2010 г.). Сведения о месте опубликования данной информации были представлены в адрес УФАС письмом от 12.10.2010 года, т.е. с пропуском установленного срока.

Анализ диспозиции статьи 9.15 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что указанная норма предусматривает ответственность за конкретные деяния, а именно: нарушение установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Данная статья не содержит указание на противоправное деяние, выраженное в нарушении срока направления сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию, в органы государственной власти, осуществляющие контроль за раскрытием соответствующей информации. По мнению суда, в настоящее время ответственность за нарушение положений пункта 3 (1) Стандартов раскрытия информации КоАП РФ не предусмотрена.

В пользу такой позиции говорит и тот факт, что статья 9.15 введена в КоАП РФ федеральным законом от 17.07.2009 № 160-ФЗ, вступившим в силу с 22.08.2009. При этом, Стандарты раскрытия информации дополнены пунктом 3(1) Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 № 609, т.е. через год после установления ответственности по статье 9.15 КоАП РФ.

Довод управления о том, что порядок опубликования информации включает в себя как само опубликование информации, так и последующее направление сведений о месте опубликования такой информации в антимонопольный орган судом отклоняется как противоречащий пункту 3 (1) Стандартов раскрытия информации.

Данная норма предусматривает обязанность по уведомлению уполномоченного органа в определенный срок после опубликования, в связи с чем будет абсолютно неверно считать уведомление частью процесса опубликования.

Таким образом, указанные факты свидетельствуют об отсутствии события правонарушения и являются, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, что влечет отмену постановления о назначении административного наказания в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Принимая во внимание положения части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению, а оспариваемое Постановление признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

Решил:

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 08.12.2010 года № 03-17/35-2010 о привлечении Открытого акционерного общества «Карельская энергосбытовая компания» (ОГРН 1051000000050, расположено по адресу: г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.45) к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 200 000 рублей штрафа признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

*.*. Лазарев