Судебная практика

Решение от 2010-08-11 №А40-41750/2010. По делу А40-41750/2010. Москва.

Именем Российской Федерации

Решение

г. Москва Дело № А40-41750/10-144-186

11 августа 2010 года

Полный текст решения изготовлен 11 августа 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 4 августа 2010 года

Арбитражный суд города Москвы

в составе: судьи Папелишвили Г.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Негосударственного Пенсионного фонда «Московский пенсионный фонд»

к ответчику/заинтересованному лицу: Федеральная служба по финансовым рынкам

о признании недействительным приказа от 28.01.2010 г. № 10-203/пз-и

с участием: от заявителя – неявка, уведомлен;

от ответчика – Петров П.В. по дов. от 10.02.10 № 10-ВМ-05/2426;

Установил:

Негосударственный пенсионный фонд «Московский пенсионный фонд» (далее по тексту также – Заявитель, НПФ «Московский пенсионный фонд») обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 28.01.2010 г. № 10-203/пз-и.



Заявитель, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем, суд рассматривает спор в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие НПФ «Московский пенсионный фонд».

В своем заявлении НПФ «Московский пенсионный фонд» указывает на то, что при вынесении оспариваемого приказа ответчик не принял во внимание то обстоятельство, что 01.07.2009 г. между НПФ «Московский пенсионный фонд» и гражданином Кукоевым А.В. (исполнительный директор фонда) был заключен договор о негосударственном пенсионном обеспечении. В дату заключения договора страхователем в кассу фонда были внесены денежные средства (пенсионный взнос).

Ответчик представил письменные пояснения, возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, со ссылкой на то, что оспариваемый приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 28.01.2010 г. № 10-203/пз-и является законным, обоснованным, вынесенным в пределах компетенции ответчика, и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ответчик пояснил, что иных доказательств не имеет.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд Установил, что требования заявителя заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

В соответствии с Положением о федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 317 «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовым рынкам» Федеральная служба по финансовым рынкам (далее по тексту также – ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

В силу возложенных на ФСФР России полномочий последняя осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции ФСФР России.

ФСФР России, как федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, не только принимает нормативные правовые акты в области лицензирования, но и осуществляет саму функцию лицензирования, а также осуществляет контроль и надзор за соблюдением установленных лицензионных требований, вводит запрет на проведение операций и аннулирует лицензии у негосударственных пенсионных фондов при нарушении ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

В соответствии с подпунктом 2 п.1 Постановления Правительства РФ от 04.11.2003 г. № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью» государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, за исключением государственного регулирования правоотношений, предусмотренных подпунктом 1 п.1 Постановления Правительства РФ от 04.11.2003 г. № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью» (содержит указание на правоотношения, регулируемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации), а также надзор и контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию осуществляет ФСФР России.

Статьями 7, 7.1 и 7.2 Федерального закона РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» установлены лицензионные требования к негосударственным пенсионным фондам, а также основания и порядок аннулирования лицензий.

В соответствии с п.2 ст.7.2 Федерального закона РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» основанием для аннулирования лицензии является неосуществление любого из видов деятельности, предусмотренных п.1 ст.2 Федерального закона РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию) в течение более полутора лет со дня предоставления указанной лицензии или письменного заявления лицензиата об отказе от лицензии.

Как следует из материалов дела, приказом от 28.01.2010 г. № 10-203/пз-и Федеральная служба по финансовым рынкам в связи с неосуществлением НПФ «Московский пенсионный фонд» видов деятельности, предусмотренных п.1 ст.2 Федерального закона РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в течение более полутора лет со дня предоставления лицензии, а именно: в соответствии с данными бухгалтерских балансов фонда на 31.12.2008 г. и на 30.09.2009 г., а также специальной отчетности фонда за 2008 год и за III квартал 2009 года фонд не осуществлял деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения и деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании и в соответствии с п.2 ст.7.2 Федерального закона РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» аннулировала лицензию на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию НПФ «Московский пенсионный фонд» (лицензия от 09.02.2006 г. № 68/2).

Посчитав приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 28.01.2010 г. № 10-203/пз-и не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы НПФ «Московский пенсионный фонд», как страховщика по профессиональному пенсионному страхованию, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.



Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого приказа ФСФР России необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.

С учетом заявленных требований и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд считает необходимым указать следующее.

В настоящем случае основанием для принятия ответчиком обжалуемого приказа от 28.01.2010 г. № 10-203/пз-и послужило неосуществление заявителем видов деятельности, предусмотренных п.1 ст.2 Федерального закона РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в течение более полутора лет со дня предоставления лицензии.

Факт отсутствия осуществления заявителем лицензируемого вида деятельности подтвержден данными бухгалтерского баланса и специальной отчетности, предоставленной НПФ «Московский пенсионный фонд» в адрес ФСФР России, в соответствии с которой за 2008 год и 9 месяцев 2009 года Фонд не осуществлял соответствующей лицензируемой деятельности.

В соответствии с данными бухгалтерских балансов фонда на 31.12.2008 г. и на 30.09.2009 г. (показатели строк «450» балансов отражают отсутствие пенсионных резервов), а также специальной отчетности фонда за 2008 год и за III квартал 2009 года (показатели строк «120», «130», «210», «230» формы НПФ-Д) фонд не заключал договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании, т.е. не осуществлял деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения и деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании.

Доводы заявителя о заключенном 01.07.2009 г. между НПФ «Московский пенсионный фонд» и гражданином Кукоевым А.В. (исполнительный директор фонда) договоре о негосударственном пенсионном обеспечении и внесении в дату заключения договора страхователем в кассу фонда денежных средств (пенсионный взнос) опровергаются имеющимися в материалах дела данными бухгалтерского баланса (показатели строк «410», «420» и «450») и специальной отчетности Фонда за 3 квартал 2009 года (показатели строк «120», «130», «210», «230» формы НПФ-Д).

Согласно отчету о выполнении договорных обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению и количестве именных и солидарных пенсионных счетов за период 9 месяцев 2009 года по форме НПФ-Д, представленного заявителем в ФСФР России, подписанного исполнительным директором и главным бухгалтером Кукоевым А.В., НПФ «Московский пенсионный фонд» не имеет действующих пенсионных договоров (строка «120»), у НПФ «Московский пенсионный фонд» отсутствуют участники по действующим пенсионным договорам (строка «130»), за отчетный период с 30.06.2009 г. по 30.09.2009 г. пенсионные договоры не заключались (строка «210») и не расторгались (строка «230»).

Также неосуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению подтверждается отсутствием направления средств, составляющих сумму пенсионных взносов, в резерв покрытия пенсионных обязательств. Данная величина должна быть отражена в строке «410» бухгалтерского баланса.

Согласно показателям строки «410» бухгалтерского баланса НПФ «Московский пенсионный фонд», составленного на 30.09.2009 г., отсутствуют резервы покрытия пенсионных обязательств, заявителем не сформированы пенсионные резервы (строка «450») и в отношении средств, поступивших, по словам заявителя, в кассу Фонда не сформирован страховой резерв.

В материалах дела также отсутствуют доказательства заключения указанного договора и доказательства внесения пенсионного взноса в кассу фонда.

При этом суд также указывает, что заключение фондом единственного договора о негосударственном пенсионном обеспечении не может свидетельствовать о регулярной деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению.

В силу п.2 ст.7.2 Федерального закона РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд обязан осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению.

Согласно ст.2 Федерального закона РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает, что деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению предполагает наличие в негосударственному пенсионном фонде нескольких участников (следует из буквального толкования определения негосударственного пенсионного фонда), поскольку данный вид некоммерческой организации осуществляет социальное обеспечение, целью которого является гарантированное действующим законодательством Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан.

Негосударственный пенсионный фонд вправе осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в случае соответствия его требованиям, установленным ст.36.1 Федерального закона РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и регистрации лицензирующим органом заявления о намерениях осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.

На предмет регистрации заявления о намерениях осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика заявитель в адрес ФСФР России не обращался и доказательств обращения суду не представил.

Заявитель не реализовал уставные цели негосударственного пенсионного фонда, основанные на предоставленном ему специальном праве и не осуществлял деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию

Таким образом, оспариваемый приказ принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в полном соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Следовательно, в данном случае, отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа государственной власти недействительным.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 180, 181, 197-201АПК РФ, суд

Решил:

Проверив на соответствие Федеральному закону РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральному закону РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в удовлетворении заявленных требований Негосударственного пенсионного фонда «Московский пенсионный фонд» о признании недействительным приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 28.01.2010 г. № 10-203/пз-и отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Г.Н. Папелишвили