Судебная практика

Решение от 12 августа 2010 года № А50-15404/2010. По делу А50-15404/2010. Пермский край.

Решение

12 август 2010 года Дело № А50-15404/2010

Резолютивная часть решения объявлена судом 11.08.2010.

Полный текст решения изготовлен 12.08.2010.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи А.Н. Саксоновой

при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, - Обществу с ограниченной ответственностью «Прогресс-Сервис» (ООО «Прогресс-Сервис») о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие представители: заявителя – Слукина И.В. (доверенность от 31.12.2009, удостоверение), Общества – Пупков Э.В. (доверенность от 29.06.2010, л.д.43, паспорт).

Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми (далее – заявитель, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Прогресс-Сервис» (далее – Общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Заявление мотивировано тем, что Общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии).

По ходатайству заявителя к материалам дела в порядке ст. 67 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) приобщено письмо ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми от 13.06.2010 № 14-23/09672, свидетельствующее об извещении директора Общества о составлении протокола об административном правонарушении.

В отзыве на заявление ООО «Прогресс-Сервис» изложено ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы подписи директора Общества Костарева А.В. на договорах с ООО «Якутия» и ООО «Автоколонна №8», а также на трудовых договорах с Летфуллиной Е.Р. и Биланова М.В. Также заявлено о привлечении к участию в деле свидетелей.

В удовлетворении ходатайств судом отказано, поскольку для разрешения дела не требуется проведения экспертизы, в материалах дела имеется достаточно доказательств, необходимых для принятия решения.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Общества возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам письменного отзыва. В обоснование возражений указал, что ООО «Прогресс-Сервис» не имеет отношения к деятельности игрового клуба. Никакие договоры по организации лотереи, договоры купли-продажи развлекательных аппаратов, договоры аренды помещения, трудовые договоры с физическими лицами директором Общества не заключались. Деятельность в сфере игрового бизнеса или организации лотереи ООО «Прогресс-Сервис» не осуществляет.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд первой инстанции

Установил:

ООО «Прогресс-Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Ленинскому району г. Перми 26.02.2009, ОГРН 1095902001359 (л.д.40-41).



На основании распоряжений исполняющего обязанности начальника ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми № 02-08/092 от 07.06.2010 и № 02-08/095 от 18.06.2010 (л.д.16, 17) уполномоченным должностным лицом налогового органа проведена проверка деятельности ООО «Прогресс-Сервис» на предмет соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон о лотереях), иных нормативно-правовых актов РФ.

Проверка проведена в помещении «Компьтерный клуб Инет+» по адресу: г. Пермь, ул. Пожарная, 14, переданного Обществу на основании договора аренды от 04.09.2009, заключенного с ООО «Автоколонна № 8» (л.д.27-30).

В ходе контрольных мероприятий проверяющим в присутствии понятых произведен осмотр вышеуказанного помещения, о чем 10.06.2010 составлен протокол осмотра (обследования) помещений (л.д.33-34), а также взяты объяснения с посетителя клуба (л.д.35-36).

Проверкой выявлено, что в компьютерном клубе осуществляется деятельность по проведению всероссийской негосударственной стимулирующей лотереи «Ступеньки», организатором которой является ООО «Якутия».

В результате осмотра установлено, что в помещении клуба находятся 23 единицы развлекательного оборудования, из которых 21 подключены к сети и функционируют, а также один компьютер в нерабочем состоянии. Имеются правоустанавливающие документы Общества, выписка из государственного реестра Всероссийских лотерей, условия проведения стимулирующей лотереи «Ступеньки», договор между ООО «Якутия» и ООО «Прогресс-Сервис», сертификаты на развлекательное оборудование. Каждый автомат имеет шильдик с указанием производителя ООО «ТД «Тайм» и серийного номера. Визуальный осмотр показал, что используемое ООО «Прогресс-Сервис» оборудование имеет внешний вид, соответствующий игровым автоматам, а именно: имеет клавиатуру, мониторы, содержит программы, аналогичные применяемым в игровом оборудовании при организации азартных игр - «Золото партии», «Фрукты лото», «Гараж лото», «Lucky Drink», «Fry Land 3» и др. На всех автоматах отсутствуют купюроприемники. Согласно прейскуранту за использование развлекательного оборудования установлена плата 100, 500 и 1000 рублей.

18.06.2010 директору Общества Костареву А.В. вручено требование о предоставлении документов в рамках проводимой проверки (л.д.15). В этот же день Костаревым А.В. в налоговый орган представлены объяснения, из которых видно, что им было дано согласие на регистрацию фирмы на его имя, в деятельности Общества участия он не принимает (л.д.37).

По результатам мероприятий по контролю налоговым органом составлен Акт проверки № 9 от 28.06.2010 (л.д.11-13).

В акте проверки содержатся выводы о нарушении Обществом требований Закона о лотереях и условий проведения лотереи, заявленных в представленном в Федеральную налоговую службу уведомлении о проведении стимулирующей лотереи.

Кроме того, налоговым органом выявлены признаки осуществления Обществом деятельности по организации и проведению азартных игр, регламентированной Федеральным законом РФ от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее – Закон об азартных играх).

По фактам выявленных нарушений 29.06.2010 уполномоченным лицом налогового органа в отношении Общества составлен протокол № 17-Лот об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д.9).

С заявлением о привлечении ООО «Прогресс-Сервис» к административной ответственности налоговый орган обратился в арбитражный суд.

Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона об азартных играх государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании данной деятельности.

Статьей 3 Закона об азартных играх установлено, что государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.

Под разРешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. При этом азартной игрой является основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Организатор азартной игры – это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр (п. 1, 5 ст. 4 Закона об азартных играх).



Исходя из общих понятий, установленных в ст. 4 Закона об азартных играх, деятельность по организации и проведению азартных игр – это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

В соответствии с п. 1, 4 ст. 5 Закона об азартных играх деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статьей 13 Закона об азартных играх установлено, что разРешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных Решением о создании соответствующей игорной зоны.

Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов (ст. 16 Закона об азартных играх).

Вне игорных зон действующим законодательством разрешена деятельность юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Такая деятельность в соответствии с п.п. 104 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) подлежит лицензированию.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона об азартных играх букмекерские конторы и тотализаторы могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации. Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 № 451.

Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения, в том числе вне игорной зоны, а также организация азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Правовая основа государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, определена Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» (далее по тексту – Закон о лотереях).

В соответствии с п. 1 статьи 2 Закона о лотереях лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Согласно части 3 статьи 3 названного выше Закона лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: лотерею, право на участие, в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; и лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Как следует из материалов дела, ООО «Прогресс-Сервис» осуществляет деятельность в арендованном помещении по адресу: г. Пермь, ул. Пожарная, 14, с использованием развлекательных аппаратов, переданных ему в собственность ООО «Якутия» по договору № 115 от 25.08.2009 (л.д. 21-25).

Судом установлено, что 01.12.2009 между ООО «Якутия» (г. Москва) и ООО «Прогресс-Сервис» (г. Пермь) заключен договор № 501. В соответствии с условиями данного договора ООО «Прогресс-Сервис» по поручению ООО «Якутия» за вознаграждение принимает на себя обязательства проводить всероссийские стимулирующие лотереи с целью стимулирования компьютерного клуба, расположенного адресу: г. Пермь, ул. Пожарная, 14, используя собственное оборудование (л.д.18-20).

В акте проверки зафиксировано, что ООО «Якутия» является организатором всероссийской бестиражной стимулирующей лотереи «Ступеньки», которая зарегистрирована в Государственном реестре всероссийских лотерей за государственным регистрационным номером лотереи Н200С/001474ФНС, срок проведения лотереи - с 16.02.2009 по 15.02.2010 (л.д.11 оборотная сторона).

Доказательств проведения ООО «Прогресс-Сервис» стимулирующей лотереи, материалы дела не содержат.

Из протокола осмотра следует, что в помещении клуба находятся 23 единицы развлекательного оборудования, из которых 21 подключены к сети и функционируют. Внешне аппараты имеют сходство с игровыми автоматами, за исключением наличия купюроприемника, а именно оборудование имеет клавиатуру, мониторы, установленные игры («Золото партии», «Фрукты лото», «Гараж лото» и др.).

Должностными лицами в ходе проведения проверочных мероприятий и проведения осмотра установлено, что, оплатив оператору клуба время, клиент производит игру на развлекательном оборудовании из расчета 10 мин – 100 руб., 50 мин. – 500 руб. и 100 мин. - 1000 руб. Получив деньги, оператором на развлекательном оборудовании вводятся баллы в количестве от полученных денег для участия в игре; впоследствии участник путем нажатия на соответствующие кнопки автомата определяет количество призовых баллов; в случае выигрыша посетителю выдаются наличные денежные средства.

Таким образом, внося наличные денежные средства, посетитель заключает соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.

Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что фактически выигрыш определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса оборудования, без участия организатора или его работников, и в последующем вручается клиенту непосредственно владельцем игрового оборудования ввиду механического удаления. Данные действия свидетельствуют об использовании Обществом оборудования, которое подпадает под признаки игрового.

Доказательств продвижения Обществом товара либо услуг, в том числе компьютерных, связанных с проведением стимулирующей лотереи, организованной с целью привлечения внимания к товару (услуге), в материалах дела не имеется. Из протокола осмотра следует, что единственный компьютер находился в нерабочем состоянии.

Таким образом, в материалах дела нашло свое подтверждение проведение Обществом азартных игр с использованием игрового оборудования при отсутствии соответствующего разрешения (лицензии) в нарушение требований ст.ст. 7, 17 Закона о лицензировании и ст.ст. 4, 14 Закона об азартных играх.

Согласно п. 16 ст. 4 Закона об азартных играх любые устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр, признаются игровым оборудованием.

Поэтому само по себе неиспользование при осуществлении такой деятельности специально предназначенного для этого оборудования (в том числе именно игровых аппаратов), а использование другого оборудования, не будет свидетельствовать о том, что Обществом осуществляется проведение лотереи, а не организация азартных игр.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае, вина Общества выразилась в следующем: являясь участником на рынке организации и проведения азартных игр, зная об изменениях в законодательстве, разрешающих вне игорных зон деятельность по организации и проведению азартных игр только в букмекерских конторах и тотализаторах при наличии лицензии, пренебрегая данным требованием закона, Общество фактически осуществляло без специального разрешения (лицензии) данную деятельность и не приняло все зависящие от него меры по получению лицензии.

Доводы представителя ответчика о том, что Общество «Прогресс-Сервис» не осуществляет деятельность в сфере игрового бизнеса или организации лотереи, поскольку директором Костаревым А.В. какие-либо договоры по организации лотереи, купли-продажи развлекательных аппаратов, аренды помещения, с физическими лицами не подписывались, судом отклонены.

Совокупность представленных документов подтверждает, что ООО «Прогресс-Сервис» осуществляет деятельность в арендованном помещении по адресу: г. Пермь, ул. Пожарная, 14, с использованием игровых автоматов.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу о том, что вина Общества в совершении административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами. Материалы дела не содержат доказательств принятия Обществом всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.

Таким образом, наличие в действиях ООО «Прогресс-Сервис» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, доказано.

Между тем требования заявителя удовлетворению не подлежат ввиду следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Порядок привлечения к административной ответственности, установленный Кодексом, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.

В силу ч. 5 ст. 4.1 Кодекса никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого вынесено Постановление о назначении административного наказания.

В судебном заседании представитель Общества пояснил, что 10.06.2010 в компьютерном клубе, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Пожарная, 14, была проведена совместная проверка прокуратуры Дзержинского района г. Перми и ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми, по результатам которой каждым контролирующим органом были составлены акты проверки.

Представитель заявителя данный факт не отрицает.

Полагая, что Обществом проводится стимулирующая лотерея с использованием развлекательных автоматов без полученного в установленном порядке разрешения на проведение лотереи, заместителем прокурора Дзержинского района г. Перми 18.06.2010 в отношении ООО «Прогресс-Сервис» вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ.

Данное Постановление прокурора передано в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, на основании которого судом первой инстанции возбуждено производство по делу № А50-13665/2010.

Поскольку имевшиеся в материалах дела № А50-13665/2010 доказательства явились достаточными для определения иной квалификации правонарушения, суд счел необходимым переквалифицировать действия Общества, установив в них признаки нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно: проведение Обществом азартных игр с использованием игрового оборудования при отсутствии соответствующего разрешения (лицензии) в нарушение требований ст.ст. 7, 17 Закона о лицензировании и ст.ст. 4, 14 Закона об азартных играх.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.07.2010 по делу № А50-13665/2010 ООО «Прогресс-Сервис» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Установив по делу фактические обстоятельства, и, оценив в порядке, предусмотренном ст.ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за одно и то же правонарушение, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 168-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

Решил:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья А.Н. Саксонова