Судебная практика

Решение от 2010-08-12 №А65-13195/2010. По делу А65-13195/2010. Республика Татарстан.

Решение

г. Казань Дело № А65-13195/2010 СГ1-5

Дата принятия решения – 12 августа 2010 года.

Дата объявления резолютивной части – 05 августа 2010 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фасхиевой Л.С.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Л.С. Фасхиевой,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, г.Казань к обществу с ограниченной ответственностью “Менделеевсказот“, г.Менделеевск о взыскании 319095.00 руб.

с участием:

от истца Тимошин В.А. – заместитель начальника юридического отдела, доверенность от 13.05.2010г.

от ответчика Черкасова Л.Е. – начальник юридического отдела, доверенность №7 от 11.01.2010г., Христофоров Д.И. – ведущий юрисконсульт, доверенность №38 от 07.06.2010г.

Установил:

Истец - Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, г.Казань (далее – истец), обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью “Менделеевсказот“, г.Менделеевск (далее – ответчик) о взыскании 319095.00 руб.

Истец исковые требования поддерживает по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик иск не признает по мотивам, изложенным в отзыве.

Из материалов дела следует, что 01.01.2008г. между истцом и ответчиком заключен договор №78/2008, по условиям которого истец обязался осуществлять на объектах ответчика силами и средствами пожарной части ПЧ-79 ОГПС-10 МЧС РТ охрану объектов и пожарно-профилактическое обслуживание в соответствии с установленным нормативными документами Государственной противопожарной службы порядком (п.1.1 договора).

Согласно п.1.6 договора ответчик обязался нести расходы по содержанию численности ПЧ-79.



В соответствии с п.2.1 договора сумма договора, т.е. расходы на содержание численности ПЧ-79, включая в себя виды довольствия, установленные законодательством РФ для личного состава, составляет в ежемесячном исполнении 399.977 руб. 18 коп., расходы на содержание численности определяются ежемесячной сметой, утвержденной на 2008г.

Дополнительным соглашением от 01.08.2009г. расходы на содержание штатной численности ПЧ-79 ежемесячно составляют 502.131 руб. 62 коп.

Дополнительным соглашением от 20.01.2009г. расходы на содержание штатной численности ПЧ-79 ежемесячно составляют 456.024 руб. 69 коп., срок действия договора продлен по 31.12.2009г.

В связи с проведением организационно-штатных мероприятий подлежали увольнению со службы 6 сотрудников Государственной противопожарной службы проходивших службу в ПЧ-79 ОГПС-10 МЧС РТ. Уволенным сотрудникам ПЧ-79 ОГПС-10 МЧС РТ в соответствии с законодательством РФ были начислены единовременные пособия на общую сумму 258.543 руб. Согласно п.18 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 трем уволенным сотрудникам было выплачено в общей сумме 60.552 руб., итого на общую сумму 319.095 руб.

Претензию №434/Т-5-1-32 от 24.02.2010г. о перечислении истцу в общей сумме 319.095 руб. для оплаты выходных пособий положенных сотрудникам ПЧ-79 ОГПС-10 МЧС РТ ответчик отклонил, указав, что не имеет возможности возместить заявленную сумму в связи с тяжелым финансовым положением на предприятии.

Считая отказ ответчика от удовлетворения претензии необоснованным, истец просит взыскать с ответчика 319.095 руб. задолженности, возникшей по договору №78/2008 от 01.01.2008г.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.779 ГК РФ между истцом и ответчиком заключен договор возмездного оказания услуг с дополнительными соглашениями к нему (л.д.10-15).

Особенность предмета договора возмездного оказания услуг заключается в том, что исполнителем совершаются определенные действия или осуществляется определенная деятельность, которые могут не иметь материального результата, подлежащего сдаче заказчику.

В соответствии с условиями договора № 78/2008 от 01.01.2008г. истец силами и средствами ПЧ-79 ОГПС-10 МЧС РТ осуществлял охрану объектов ответчика от пожаров и пожарно-профилактическое обслуживание, а ответчик в соответствии с утвержденной сметой ежемесячно оплачивал фактически выполненные услуги (работы) на основании подписанного уполномоченными сторонами акта.

Оплата за оказанные услуги ПЧ-79 по договору производилась в согласованном сторонами объеме.

Согласно ст.ст.307-309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Свои обязательства по договору № 78/2008 от 01.01.08г. ответчик выполнил в полном объеме, что подтверждается предъявленными истцом к оплате счетами-фактурами, актами сдачи-приемки выполненных работ и платежными поручениями. Претензий со стороны истца предъявлено не было.

Заявляя требования о выплате ответчиком сумм выходного пособия в размере 319.095 руб. на сотрудников, проходящих службу в МЧС РТ истец не учел, что порядок и условия заключения контракта о службе в государственной противопожарной службе МЧС РФ регламентируется Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.92г. № 4202-01 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ ...» и приказом МЧС РФ от 30.06.08г. № 351 «О порядке и условиях заключения контракта о службе в государственной противопожарной службе министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и форме контракта».

Контракт о службе в ГПС МЧС РФ заключается между гражданином Российской Федерации и МЧС РФ, в лице Министра МЧС РФ, руководителя структурного подразделения МЧС РФ, начальника территориального органа МЧС России, руководителя организации МЧС России,..., подписывается должностными лицами в пределах своих полномочий по назначению на должности сотрудников ГПС.



Именно в контракте оговариваются обязанности руководителя (начальника) по обеспечению сотрудника необходимыми условиями для выполнения служебных обязанностей (установление сотруднику денежного и вещевого довольствия соответствующего его занимаемой штатной должности, социальные и правовые гарантии и компенсации для него и членов его семьи, режим службы, медицинское страхование, возмещение ущерба при нанесении вреда здоровью при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы и т.д.).

Согласно п.2.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 20.01.2009г. (л.д.15) расходы на содержание штатной численности ПЧ-79 ежемесячно составляют 456.024 руб. 69 коп., при этом обязательные выплаты на содержание личного состава и работников производится в полном объеме на основании установленных законодательных нормативных правовых актов, локальных актов МЧС РТ. Выплаты стимулирующего характера производятся по фактически понесенным расходам.

В расчет стоимости содержания сотрудников ПЧ-79 не входят выплаты выходных пособий при увольнении сотрудников ПЧ-79, которые к тому же не являются работниками ответчика.

В соответствии с п.17 (б) постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 Государственная противопожарная служба выплачивает лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, уволенным со службы в т.ч. и по сокращению штатов, выходное пособие.

Таким образом, закон и заключенный договор не предусматривают выплату выходного пособия уволенным по сокращению работникам истца ответчиком, который оплачивает истцу услуги по охране объектов.

Более того, имеются судебные акты судов общей юрисдикции по искам работников истца, уволенных по сокращению, согласно которым именно истец выплачивает выходное пособие данным работникам.

Направленное в адрес ответчика письмо № 434/Т-5-1-32 от 24.02.10г. (л.д.19-20) с просьбой «...изыскать возможность перечисления заявленной суммы средств 10 отряду ГПС МЧС РТ для выплаты выходных пособий...» нельзя признать претензией, т.к. оснований для ее предъявления ответчику по заключенному договору между истцом и ответчиком не имелось, как и не имелось возможности у предприятия оказать истцу финансовую помощь.

Кроме того, заключая настоящий договор и истец, и ответчик не предполагали подчинение работников правилам внутреннего трудового распорядка на предприятии, из характера оказываемых услуг не следовало наличие трудовой функции, отсутствовали трудовые взаимоотношения между ООО «Менделеевсказот» и физическими лицами, зачисление их в штат по определенной должности в соответствии со штатным расписанием предприятия, социального обеспечения.

На основании вышеизложенного, предъявленные ко взысканию истцом суммы не установлены договором, не основаны на законе и являются следствием спорных трудовых отношений, возникших между работодателем (МЧС РТ) и работниками (ПЧ-79).

Учитывая изложенное, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Госпошлина, уплаченная истцом при подаче иска, возмещению истцу не подлежит. Излишне уплаченная сумма госпошлины подлежит возврату истцу из бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167 – 169, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Решил:

в иске отказать.

Госпошлину в сумме 2000 руб. из бюджета возвратить истцу как излишне перечисленную.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

Судья Л.С. Фасхиева