Судебная практика

Постановление от 12 августа 2010 года № А27-2988/2010. По делу А27-2988/2010. Российская Федерация.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

Постановление

г. Томск Дело № 07АП-6138/10

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2010г.

Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2010г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т. А. Кулеш

судей М.Х. Музыкантовой и Т.В. Павлюк,

при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В. Павлюк,

при участии:

от заявителя: Куралова К.С. – доверенность от 29.03.2010,

от заинтересованного лица: Лазовская Н.С. – доверенность от 31.12.2009,

от третьего лица - Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области: Зяблицева В.А. – доверенность от 09.04.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Кемерово на Решение арбитражного суда Кемеровской области от 27.05.2010 года по делу № А27-2988/2010 (судья С. Н. Марченкова)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дилекс» к Администрации города Кемерово о признании незаконными действий,



Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Дилекс» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Администрации города Кемерово (далее – заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным действия по отказу в обеспечении выбора земельного участка, расположенного северо-восточнее жилого дома по бульвару Строителей, 28 А в г. Кемерово, примерной площадью 0,175 га, для размещения спортивного комплекса, выраженного в письме от 26.01.2010 г. № 07-10-04/86; об обязании Администрации города Кемерово обеспечить выбор земельного участка.

Решением арбитражного суда от 27.05.2010 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным Решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит Решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что Решение о предварительном согласовании места размещения объекта принимается не Администрацией, а Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области; обжалуемое письмо Администрации не является отказом в обеспечении выбора земельного участка; судом неправильно истолкованы положения пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ; у заявителя отсутствует разРешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.

От ООО «Дилекс» в суд поступил отзыв на жалобу, в котором Общество считает Решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.

От КУГИ по Кемеровской области отзыв на жалобу не поступил.

В судебном заседании представители заявителя, заинтересованного лица и третьего лица поддержали свои позиции, изложенные в жалобе и отзыве на жалобу соответственно.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав участников судебного разбирательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

ООО «Дилекс» в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) 18.12.2009 г. обратилось в Комитет по управлению государственным имуществу по Кемеровской области с соответствующим заявлением о выборе и предварительном согласовании земельного участка, расположенного северо-восточнее жилого дома по бульвару Строителей, 28 А в г. Кемерово, примерной площадью 0,175 га для строительства спортивного комплекса.

Заявление подано в КУГИ по Кемеровской области как в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками на территории города Кемерово, государственная собственность на которые не разграничена, согласно пункту 10 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Закона Кемеровской области от 12.07.2006 г. № 108-03.

На основании заявления Общества о предварительном согласовании места размещения объекта и во исполнение пункта 2 статьи 31 ЗК РФ Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области в адрес Администрации города Кемерово было направлено обращение от 30.12.2009 г. № 10-6-12/2239 об осуществлении мероприятий по обеспечению выбора земельного участка для строительства предприятия торговли.

Письмом от 26.01.2010 г. № 07-10-04/86 Администрация отказала Обществу в обеспечении выбора земельного участка в связи с наличием разработанного и утвержденного проекта межевания территории микрорайона 22 Ленинского района, в пределах которого находится предполагаемое место размещения объекта.

Считая действия Администрации по отказу в обеспечении выбора земельного участка, выраженные в письме от 26.01.2010 г. № 07-10-04/86, незаконными, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, принимая обжалуемое Решение, пришел к выводу о том, что письмо от 26.01.2010 г. № 07-10-04/86 по своему содержанию фактически является действием Администрации по отказу в обеспечении выбора земельного участка; Администрация вышла за рамки своих полномочий; наличие градостроительной документации на спорный земельный участок в материалы дела не представлено.



Арбитражный апелляционный суд считает Решение суда первой инстанции законным и обоснованным, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Статьей 1 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 г. № 108-ОЗ «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области - городе Кемерово осуществляется специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений.

В соответствии с Законом Кемеровской области от 04.07.2002 г. № 49-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений» и распоряжением Администрации Кемеровской области от 26.07.2002 г. № 506-р «О специальном органе исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющем отдельные полномочия в сфере земельных отношений» Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области является специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений.

Таким образом, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти, принимающим Решение о предоставлении земельных участков из земель г. Кемерово, и в силу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ исполнительным органом, по обращению которого орган местного самоуправления (Администрация г. Кемерово) обеспечивает выбор земельного участка.

Следовательно, довод апелляционной жалобы о том, что Решение о предварительном согласовании места размещения объекта принимается не Администрацией, а Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области, является необоснованным.

Вместе с тем, Администрацией не учтено, что Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области для принятия решения по заявлению ООО «Дилекс» направлено поручение в Администрацию г. Кемерово об обеспечении выбора испрашиваемого ООО «Дилекс» земельного участка.

Указанное обстоятельство подтверждается письмом Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 30.12.2009 г. № 10-6-10/2239 и письмом Администрации г. Кемерово от 26.01.2010 г. № 07-10-04/86.

При таких обстоятельствах Администрация г. Кемерово должна была обеспечить выбор испрашиваемого Обществом земельного участка.

Однако письмом от 26.01.2010 г. № 07-10-04/86 Администрация г. Кемерово указала, что выбор земельного участка не может быть обеспечен в соответствии с пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ, что свидетельствует о том, что предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно.

При этом подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что обжалуемое письмо Администрации не является отказом в обеспечении выбора земельного участка, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела.

В силу пункта 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Следовательно, предварительное согласование места размещения объекта не требуется в случае размещения объекта в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки.

Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 г. № 75 утверждены Правила землепользования и застройки в городе Кемерово.

Вместе с тем, наличие градостроительной документации на момент обращения ООО «Дилекс» с заявлением о выборе и предварительном согласовании земельного участка материалами дела не подтверждается.

Проект планировки микрорайона № 22 Ленинского района, разработанный ПИ «Кемеровогражданпроект» в 1977 г., на который ссылается Администрация г. Кемерово обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Указанный проект планировки не соответствует действовавшему на момент его разработки (1977 г.) законодательству.

Согласно пункту 8.3 Инструкции по составлению проектов планировки и застройки городов, утвержденной 23.03.1966 г. Госстроем СССР, проекты детальной планировки подлежат утверждению гор(обл)исполкомами по представлению главных архитекторов городов. Предоставленный в дело проект планировки выполнен ПИ «Кемеровогражданпроект» по заказу УКС Облисполкома.

Документов, подтверждающих утверждение данного проекта планировки, Администрацией г. Кемерово не представлено.

Кроме того, оспариваемое письмо Администрации г. Кемерово не содержит указания на данные обстоятельства в качестве основания для отказа в выборе места размещения земельного участка.

Указание Администрации г. Кемерово на наличие проекта межевания микрорайона № 22 Ленинского района г. Кемерово подлежит отклонению, поскольку утвержден такой проект межевания распоряжением Администрации г. Кемерово № 3 от 13.01.2010 г., т. е. после обращения ООО «Дилекс» с заявлением о выборе земельного участка.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии градостроительной документации о застройке, при наличии которой предварительное согласование места размещения объекта не требуется.

Ссылка Администрации г. Кемерово на пункт 2 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ апелляционной инстанцией не принимается.

Согласно пункту 2 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Указанное свидетельствует о том, что градостроительный план земельного участка может входить в состав проекта межевания или быть в виде отдельного документа, однако градостроительный план земельного участка должен существовать и входить в состав градостроительной документации.

Указание в апелляционной жалобе на отсутствие у заявителя разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для отказа Администрацией г. Кемерово в обеспечении выбора испрашиваемого Обществом земельного участка.

С учетом изложенных обстоятельств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, а также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, подлежат отклонению.

Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, поэтому оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

Постановил:

Решение арбитражного суда Кемеровской области от 27.05.2010 года по делу № А27-2988/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Кемерово – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий Т. А. Кулеш

Судьи М.Х. Музыкантова

Павлюк