Судебная практика

Решение от 2010-08-11 №А33-10531/2010. По делу А33-10531/2010. Красноярский край.

Решение 11 августа 2010 года

Дело № А33-10531/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2010 года.

В окончательной форме Решение изготовлено 11 августа 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия

к индивидуальному предпринимат Ф.И.О. br>
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отсутствии сторон (их представителей),

при ведении протокола судебного заседания судьей Шайхутдиновым Е.М.,

Установил:

Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия (далее – МУГАДН, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимат Ф.И.О. (далее – ИП Иванов А.П., ответчик) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Заявление принято к производству суда. Определением от 16.07.2010 возбуждено производство по делу.

Стороны (их представители) в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащими образом.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ИП Иванов А.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ЕГРИП Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 15 по Красноярскому краю 02.11.2004 за основным государственным регистрационным номером 304240430700116, осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии от 16.11.2003 № АСС-24-030158 сроком действия по 16.11.2013.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 01.07.2010 № 1432/7 о проведении проверки должностным лицом МУГАДН проведена внеплановая проверка указанной деятельности ответчика по вопросам соблюдения требований выданной лицензии. По результатам проверки в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности - ИП Иванова А.П., - составлен протокол от 09.07.2010 № 050981 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в котором отражены следующие факты:



ИП Ивановым А.П. не обеспечено хранение в течение пяти лет оформленных с 01.01.2010 по дату проведения проверки путевых листов;

не организовано проведение сверок с ГИБДД по совершенным дорожно-транспортным происшествиям и нарушениям Правил дорожного движения водителями предприятия; не ведется учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения;

не соблюдена периодичность проведения периодических инструктажей по безопасности дорожного движения;

не организовано ведение учета работ по техническому обслуживанию и ремонту автобусов.

Указанные обстоятельства расценены заявителем как нарушение ИП Ивановым А.П. лицензионных требований и условий выданной лицензии, что послужило основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Красноярского края в соответствии с частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ для наложения на ответчика санкций, предусмотренных частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Примечанием к статье 2.4. КоАП РФ установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно пункту 62 статьи 17 Федерального Закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разРешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 2 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства от 30.10.2006 № 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - лицензирующий орган).



Пункт 4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», содержит лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров, в том числе:

соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 18 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 предусмотрено, что оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 09.06.1995 № 868). Абзацем 3 пункта 3.4.3 указанного Положения предусмотрено, что с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация, в том числе, организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации.

Согласно пункту 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647) владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

В силу пункта 3.4.1. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих установленные сведения.

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2) к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в частности, регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.7 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом (РД-200-РСФСР-12-0071-86-09) предусмотрены следующие виды инструктажа водительского состава:

вводный;

предрейсовый;

периодический;

сезонный;

специальный.

Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается. Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается в соответствующем журнале. При этом согласно пункта 4.2 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом периодический инструктаж проводится в период с 20-го по 30-ое число каждого месяца.

Содержание автобусов в технически исправном состоянии предусмотрено разделом 3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, в том числе:

техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения (пункт 3.1);

владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами (пункт 3.2).

Правилами технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта (утверждены Министром автомобильного транспорта РСФСР 09.12.1970) предусмотрено, что в каждом автотранспортном предприятии (организации) должен осуществляться учет проведения технического обслуживания ремонта подвижного состава, при этом методы, средства и формы учета устанавливаются предприятием. Принятые методы и формы учета должны обеспечивать, в частности, возможность:

оперативного получения в любой момент и своевременного сообщения службе эксплуатации автотранспортного предприятия (организации) сведений о техническом состоянии каждой единицы подвижного состава (годна к выпуску на линию, требует технического обслуживания или ремонта, находится в обслуживании или ремонте и т.д.);

проведение анализа результатов деятельности технической службы автотранспортного предприятия;

регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту каждой единицы подвижного состава, выполненных за весь срок ее службы, количества израсходованных при этом агрегатов, узлов и деталей.

Факты несоблюдения названных требований действующего законодательства ответчиком не оспариваются, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе:

протоколом от 09.07.2010 № 050981 об административном правонарушении (с имеющимися в протоколе письменными пояснениями ответчика);

журналом инструктажей (I-II кварталы 2010 года);

актом от 09.07.2010 об отсутствии документов, наличие которых предусмотрено законодательством.

При таких обстоятельствах, действия ответчика содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.

Ответчик не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

Совершенное ИП Ивановым А.П. административное правонарушение не является малозначительным в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Пунктом 18.1 названного Постановления от 02.06.2004 № 10 (введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60) установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

ИП Иванов А.П. не завил доводов, не представил доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.

Представленный в материалы дела протокол об административном правонарушении от 09.07.2010 № 050981 составлен с учетом содержания статей 28.2, 28.3 КоАП РФ (в том числе с участием лица, привлекаемого к административной ответственности) в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ИП Иванова А.П. к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении (11.08.2010) не истек.

Таким образом, законные основания для привлечения ИП Иванова А.П. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, судом установлены.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается, в том числе повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Из материалов дела (в частности, из текста протокола об административном правонарушении от 09.07.2010 № 050981, заявления административного органа в арбитражный суд) следует, что административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершено ответчиком повторно: ранее Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.10.2009 по делу № А33-15845/2009 ИП Иванов А.П. был привлечен к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок на дату вынесения настоящего решения не истек.

Таким образом, с учетом наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства, суд признает, что соответствующим совершенному ответчиком правонарушению является административное наказание в виде административного штрафа в размере 3100 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает Решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Требование Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия удовлетворить.

Привл Ф.И.О. родившегося 20.09.1954 в г. Туринске Свердловской области, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в ЕГРИП Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №15 по Красноярскому краю 02.11.2004 за основным государственным регистрационным номером 304240430700116, проживающего по адресу: Красноярский край, пос. Березовка, ул. Полевая, д.37«Б», кв. 1, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3100 рублей.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее Решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

Получатель – УФК по Красноярскому краю (МУГАДН),

ИНН 2463216498,

ОКАТО 04401000000

КБК 10611690040040000140,

КПП 246301001,

номер счета получателя платежа - 40101810600000010001 ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск,

БИК 040407001.

Назначение платежа – административный штраф.

Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.

Судья

Е.М.Шайхутдинов