Судебная практика

О признании незаконными и отмене постановлений Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кировской области о привлечении к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства. По делу. Кировская область.

(Извлечение)

Арбитражный суд Кировской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Нижнеивкинского МП ЖКХ к Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кировской области (третье лицо: департамент окружающей среды и природопользования) о признании недействительными постановлений Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кировской области.

Заявление предъявлено о признании недействительными постановлений Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кировской области от 30.01.2003 N 4-12/1 и от 29.01.2003 N 4-12/2.

От заявления о признании недействительными постановлений N 4-12/3 и 4-12/4 заявитель отказался. Отказ судом принят.

В судебном заседании заявитель уточнил требования, просит признать оспариваемые
постановления незаконными и отменить их полностью.

Ответчик исковые требования не признал, мотивируя тем, что действовал в соответствии с законодательством и своими полномочиями.

К участию в деле привлечен в качестве третьего лица департамент охраны окружающей среды и природопользования.

Третье лицо полагает, что у ответчика отсутствуют полномочия по проведению проверок и привлечению к административной ответственности предприятия заявителя.

При рассмотрении материалов дела установлено следующее.

На основании распоряжения Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кировской области “О проведении инспекторской проверки“ от 05.12.2002 N 4-12/34 государственным инспектором отдела государственного контроля осуществлена проверка использования и охраны природных объектов и их ресурсов и состояния окружающей природной среды на Нижнеивкинском МП ЖКХ.

По результатам проверки оформлен акт от 13.01.2003 N 4-12/34, согласно которому инспектором были выявлены нарушения природоохранного законодательства и усмотрены признаки административного правонарушения.

29.01.2003 государственным инспектором был составлен протокол об административном правонарушении N 4-12/2. В протоколе указано, что Нижнеивкинское МП ЖКХ в своей хозяйственной деятельности нарушило ст. 51 Закона РФ “Об охране окружающей среды“, ст. 107 Водного кодекса РФ; СанПиН 2.14.027-95 “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения“; СП 2.1.5-1059-01 “Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения“, в связи с чем в его действиях имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного п. 5 ст. 8.13 Кодекса РФ “Об административных правонарушениях“.

В протоколе указано, что директор проверяемого предприятия с протоколом ознакомлен, от подписи отказался.

Присутствующий в судебном заседании пояснил, что он просил дать ему время для ознакомления с актом, в чем ему было отказано госинспектором.

В тот же день было вынесено постановление N 4-12/2 о наложении штрафа за административное правонарушение в области охраны окружающей природной среды
и природопользования, в соответствии с которым Нижнеивкинское МП ЖКХ признано виновным в административном правонарушении и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 400 МРОТ - 40000 руб.

Доказательств уведомления о том, что директор привлекаемого к административной ответственности предприятия извещен о дне рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности, в суде не представлено. Из представленных материалов усматривается, что директор при рассмотрении дела не присутствовал.

30.01.2003 государственным инспектором был составлен протокол об административном правонарушении. В протоколе указано, что Нижнеивкинское МП ЖКХ в своей хозяйственной деятельности нарушило ст. ст. 25, 28, 30 Закона “Об охране атмосферного воздуха“ и п. 1, 2 ст. 39 Закона РФ “Об охране окружающей среды“, в связи с чем в его действиях имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким же образом, как и 29.01.2003, было вынесено постановление от 30.01.2003 N 4-12/1. О привлечении к административной ответственности Нижнеивкинского МП ЖКХ по ч. 3 ст. 8.21 Кодекса РФ “Об административных правонарушениях“ в виде наложения штрафа в размере 150 МРОТ - 15000 руб.

Заявитель просит признать указанные постановления незаконными, поскольку полагает, что ответчик - Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кировской области не обладает полномочиями по проведению проверок и привлечению к административной ответственности такого предприятия, как Нижнеивкинское МП ЖКХ. Кроме того, по его мнению, ответчиком нарушен порядок привлечения к административной ответственности.

Ответчик утверждает, что в соответствии с действующим законодательством он обладает необходимыми полномочиями по проведению проверок на данном предприятии, а извещение привлекаемого лица о времени составления постановления и указание в постановлении о его
участии или отсутствии необязательно, поскольку постановление принималось в день составления протокола, в том же месте. Кроме того, нормы ст. 29.10 КоАП РФ не содержат требований указания в постановлении присутствия или отсутствия привлекаемого лица на рассмотрении.

Изучив материалы дела и выслушав доводы сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ объектами охраны окружающей среды являются:

Земля, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность, животные...;

Атмосферный воздух...

В соответствии с ч. 3 указанной статьи особой охране подлежат лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Заявитель по данному делу - привлеченное к административной ответственности лицо - Нижнеивкинское МУП ЖКХ расположено в санаторно-курортной зоне. Кроме того, в соответствии со списком опасных производственных объектов в него включено МУП ЖКХ “Н.“, а его производственные объекты - “котельная“ и “участок механизации“ внесены в государственный реестр опасных производственных объектов (письмо Госоргтехнадзора России от 21.04.2003).

В соответствии со ст. 5, 65 ФЗ “Об охране окружающей среды“ государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 65).

Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспекторы в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством Российской Федерации.

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России обладает правом государственного контроля за соблюдением требований водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха на всей территории Кировской области (п.
109 Положения о Главном управлении).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 777 утвержден Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. В соответствии с п. 1, пп. “в“ и “д“ Перечня указаны объекты, подлежащие федеральному контролю, а именно: объекты, расположенные на землях лесного фонда Российской Федерации, и природные комплексы, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное назначение.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1999 N 1292, в редакции постановления Правительства РФ от 17.12.2001 N 870, установлено, “что специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является Министерство природных ресурсов Российской Федерации“.

В соответствии с п. 3 Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 N 716, государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, специально уполномоченные органы в области охраны окружающей природной среды.

Пункт 9 указанного Положения устанавливает, что Министр природных ресурсов Российской Федерации одновременно по должности является главным государственным инспектором Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов. Далее указано, что ведущие специалисты отделов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов одновременно по должности являются государственными инспекторами по контролю за использованием и охраной водных объектов.

В соответствии с п. 11 данного Положения государственные инспекторы вправе рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания на лиц, виновных в нарушении водного законодательства.

В соответствии со ст. 2 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“ государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль
за охраной атмосферного воздуха, имеют право привлекать к административной ответственности юридических лиц, виновных в нарушении законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии с приказом от 05.08.2002 N 8-к по Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кировской области К. переведен на государственную должность федеральной государственной службы ведущего специалиста - госинспектор отдела государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кировской области.

На основании изложенного Арбитражный суд полагает, что госинспектор К. обладает достаточными полномочиями по проведению проверок по соблюдению природоохранного законодательства предприятием Нижнеивкинское МП ЖКХ и привлечению к административной ответственности за допущенные нарушения.

Однако в судебном заседании было установлено, что при привлечении к административной ответственности была нарушена процедура привлечения виновного лица, а именно:

Не выполнены требования ст. 25.1 КоАП РФ, в соответствии с которой дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

По материалам дела усматривается и ответчиком не опровергается, что извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не имеется. Присутствие законного представителя юридического лица на рассмотрении дела документально не подтверждается. Ходатайства юридического лица о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало.

На основании изложенного ответчиком нарушены требования ст. 29.7 КоАП РФ, устанавливающей порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Вышеуказанные нарушения существенно затрагивают права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и недопустимы со стороны государственного органа, привлекающего к административной ответственности.

На основании изложенного заявление о признании незаконными постановлений от 29.01.2003 и от 30.01.2003 и их отмене обоснованно и
подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 29, 207, ст. 211, ст. 150 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление ведущего специалиста-госинспектора ОГК ГУ ПР и ООС МПР России по Кировской области от 30.01.2003 N 4-12/1 и от 29.01.2003 N 4-12/2 о наложении штрафа за административное правонарушение в области охраны окружающей природной среды и природопользования на Нижнеивкинское МП ЖКХ как несоответствующее ст. 29.7 и ст. 25.1 КоАП РФ.

В остальной части производство по делу прекратить в связи с отказом заявителя.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья

Арбитражного суда

Кировской области