Судебная практика

Истец доказал, что железнодорожная ветка входит в состав приобретенного им объекта - базового склада ГСМ (незавершенного строительством).. По делу. Псковская область.

ЗАО “Форис“ обратилось в Арбитражный суд с иском к 444 Центру боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ об обязании устранения препятствий в демонтаже и вывозке железнодорожной ветки, входящей в состав имущества (склада ГСМ (объект 3/454 - 7) незавершенного строительством, расположенного в пос. Веретье Островского района Псковской области, приобретенного по договору купли-продажи от 18.04.2000.

Ответчик иск не признал, считает, что оценка железнодорожной ветки отсутствует в приложениях к договору купли-продажи, в незавершенное строительство не входила, является законченным строительством и принята в эксплуатацию согласно актов рабочей комиссии. Не является объектом купли-продажи.

Претензии истца на железнодорожную ветку в пределах отведенного участка считает неосновательными, предъявил
документы о балансовой принадлежности подъездных железнодорожных путей.

Представитель истца дополнительно представил возражения на позицию ответчика, доводы по иску. Представитель третьего лица (Фонда имущества Псковской области) пояснил, что железнодорожная ветка вошла в состав объекта - склада ГСМ, незавершенного строительством, проданного истцу по договору купли-продажи от 18.04.2000.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд

установил:

По результатам аукциона от 07.04.2000 по продаже высвобождаемого военного имущества истец признан его победителем и с ним продавцом - представителем Российского фонда федерального имущества - Фондом имущества Псковской области заключен договор купли-продажи от 18.04.2000 без номера.

В соответствии с п. 1.2 указанного договора предметом сделки купли-продажи является склад горюче-смазочных материалов (далее ГСМ) (объект 3/454-7), незавершенное строительство, расположенный по адресу: Псковская область, Островский район, пос. Веретье. В состав незавершенного строительства входят: железнодорожная ветка, фундамент насосной станции перекачки ГСМ, 9 емкостей, незавершенное строительством административно-хозяйственное здание.

После исполнения истцом обязательства по оплате цены продажи имущества, согласно п. 3.5.1 вышеуказанного договора указанное имущество было передано балансодержателем истцу по акту приема-передачи имущества от 24.04.2000, утвержденного продавцом (Фондом имущества Псковской области). В силу п. 3.1 договора и п. 1 ст. 556 ГК РФ обязательство продавца по передаче незавершенного строительства истцу исполнено.

В соответствии со ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимое имущество зарегистрирован в установленном порядке и истцу выдано свидетельство регистрационной палаты Псковской области (Островский филиал) о государственной регистрации права от 09.11.2000.

Ответчик нарушает права истца, являющегося собственником выкупленного имущества по договору купли-продажи от 18.04.2000, выражающемся в чинении препятствий последнему по демонтажу и вывозу, принадлежащей ему железнодорожной ветки, вошедшей в состав проданного истцу имущества (не завершенного строительством в п.
Веретье).

Указанное обстоятельство подтверждается актами от 04.09.2000, от 23.10.2000, позицией ответчика по спору.

Из представленных в Арбитражный суд истцом документов следует, что железнодорожная ветка вошла в состав приобретенного имущества по договору купли-продажи от 18.04.2000 без номера, принадлежит истцу на правах собственности, что подтверждается:

планом продажи имущества (склада ГСМ (объект 3/454-7). Незавершенное строительство утв. КУГИ Псковской области от 23.12.99), приложения N 3 “План границ земельного участка склада ГСМ“, N 7 “План базы ГСМ“, N 12 “письмом балансодержателя в КУГИ Псковской области“ от 19.08.99 N 871;

договором купли-продажи от 18.04.2000 без N;

планом границ земельного участка (склада ГСМ, незавершенное строительство), подписанного руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Островского района;

свидетельством о государственной регистрации права от 09.11.2000 Регистрационной палатой Псковской области (Островский филиал);

техническим паспортом ГП Псковского ОБТН (по Островскому району) от 03.08; 24.08.2000 на административно-хозяйственное здание, незавершенное строительством (в пос. Веретье), с планом земельного участка, согласно которому в состав сооружения на участке входит железнодорожная ветка;

техно-рабочим проектом на строительство базового склада ГСМ на 10 000 куб. м., объекта Ю-454 “Железнодорожные пути“ (далее - проект), согласно которому железнодорожные пути (ветки) входят в объект базового склада ГСМ (2747 м);

справкой регистрационной палаты Псковской области (г. Остров) со справкой БТИ N 6135 от 20.08.2000 и планом земельного участка от 24.05.2000, согласно которым в состав незавершенного строительства, по данным конвентаризации от 03.08.2000 входит железнодорожная ветка.

Суд принимает во внимание также доводы представителей истца о том, что договором о совместной деятельности от 04.09.2000, заключенного между ним и ответчиком, последнему было известно о переходе права собственности на железнодорожную ветку к истцу, и он взял на себя обязательство
по обеспечению условий для пользования истцом своей собственностью. При этом никаких возражений истцу не предъявлялось. Представитель третьего лица без самостоятельных требований (Фонда имущества) в судебном заседании пояснил, что по уточнению с КУГИ Псковской области неотъемлемой частью склада ГСМ является железнодорожная ветка на участке незавершенного строительства, что следует из приложений N 7, 12 и др. к плану продажи имущества. На основании этого Фонд включил железнодорожную ветку, входящую в объект базового склада ГСМ, согласно проектно-сметной документации до выхода на основные железнодорожные пути в состав имущества, подлежащего продаже. Указанная железнодорожная ветка отдельно не оценивалась, но вошла в стоимость имущества (склада ГСМ, не завершенного строительством).

Представитель 3-го лица без самостоятельных требований комитета по земельным ресурсам и землеустройству Псковской области (Островского района) в судебном заседании 13.03.2001 пояснил, что им составлен план границ земельного участка склада ГСМ незавершенного строительством в пос. Веретье, передаваемого истцу на праве аренды.

На его территории находится железнодорожная ветка, право собственности на которую перешло к истцу по договору купли-продажи.

Переход прав землепользователя к истцу на земельный участок площадью 18,7 га, занимаемого объектом (склад ГСМ шифр 3/454-70), в границах схемы согласован с ОМиС ко времени рассмотрения дела не оформлен.

Доводы ответчика не приняты судом во внимание по следующим основаниям.

Оценив вышеперечисленные документы, представленные истцом в целом, позиции третьих лиц по спору суд считает, что истец доказал факт вхождения железнодорожной ветки в состав приобретенного в собственность объекта, поскольку функционирование и эксплуатация склада ГСМ без железнодорожной ветки невозможна. Данный объект согласно ст.ст. 133, 134 ГК РФ является сложной неделимой вещью.

Ссылка ответчика на письмо командира в/ч 99703 от 16.04.2001 исх. N
303 неосновательна, поскольку стоимость объекта склада ГСМ при продаже определялась не балансодержателем, а оценщиком затратным путем на восстановление завершения строительства приобретаемого объекта в целом. При таком методе оценки объекта в целом не требовалась оценка отдельно железнодорожной ветки. Представленный ответчиком документ (авизо) о приеме на баланс объекта шифр N 48/2243-1 в/ч 25504 не является доказательством, подтверждающим принятие на баланс и постановку на учет, так как в указанном документе отсутствуют данные о занесении в книгу учета материальных ценностей.

Ссылка ответчика на акты от 29.12.86 N 172 и от 13.01.87 N 112 о приемке в эксплуатацию законченной строительством железнодорожной ветки (по шифру ФО-293-ж) в/ч 25504, не может быть принята судом как доказательство того, что железнодорожная ветка не являлась объектом купли-продажи, поскольку частичный ввод в эксплуатацию одной очереди строительства (ж.д. ветки) не влечет ее исключение из объекта незавершенного строительства и нельзя считать, что в результате ввода в эксплуатацию железнодорожной ветки строительство объекта завершено.

Ссылку ответчика на нарушения гражданского и земельного законодательства суд также считает несостоятельными, поскольку обоснованной является ссылка истца на ст. 37 Земельного кодекса РФ, ст. 552 ГК РФ, согласно которым при переходе права собственности на строения и сооружения на такую недвижимость вместе с этими объектами переходит право пользования земельным участком в той части, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.

Суд считает, что в соответствии с п. 1 ст. 53 АПК РФ истец доказал, что железнодорожная ветка входит в состав приобретенного им объекта базового склада ГСМ, не завершенного строительством в пос. Веретье, и, следовательно, принадлежит последнему на праве собственности.

Представленные истцом доказательства: акты от 04.09.2000,
23.10.2000 и другие, позиция ответчика подтверждают, что последний в нарушение ст.ст. 209, 112 ГК РФ препятствует истцу в осуществлении его права собственника в части распоряжения своим имуществом (железнодорожной веткой).

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Суд считает, что в соответствии со ст. 304 ГК РФ следует обязать ответчика не препятствовать истцу в демонтаже и вывозке железнодорожной ветки в границах плана базы ГСМ (приложение N 7 л.д. 16) и плана границ земельного участка (склад ГСМ, незавершенное строительство) в пос. Веретье Островского района (приложение N 3 л.д. 13) и являющихся приложениями к плану продажи имущества (утв. КУГИ Псковской области 29.12.99), приобретенного истцом по договору купли-продажи от 18.04.2000.

Обязать ответчика не препятствовать истцу в демонтаже и вывозке железнодорожной ветки в границах плана базы ГСМ (приложение N 7) и плана границ земельного участка (склада ГСМ (объект 3/454-7) незавершенное строительство) в пос. Веретье Островского района Псковской области (приложение N 3 л.д. 35), являющихся приложениями к плану продажи имущества (утв. КУГИ Псковской области от 29.12.99), приобретенного истцом по договору купли-продажи от 18.04.2000.