Судебная практика

Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике о привлечении к административной ответственности за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах. По делу. Чувашская Республика.

Арбитражный суд в составе судьи,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Яхт-клуб Чебоксары“,

г. Чебоксары ЧР,

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, г. Чебоксары ЧР,

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя - директора Е.; представителя Д. (доверенность от 17.12.2007); представителя К. (доверенность от 04.05.2008);

от ответчика - представителя С. (доверенность N 005/203 от 18.02.2008);

установил:

ООО “Яхт-клуб Чебоксары“, г. Чебоксары ЧР (далее - заявитель, Общество), обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, г. Чебоксары
ЧР (далее - ответчик, Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике), от 30.04.2008 N 08-011 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.12 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 25000 руб.

Заявитель указывает, что ООО “Яхт-клуб Чебоксары“ 08.08.2007 заключило договор аренды N 280/3417 земельного участка с кадастровым номером 21:01:01:01:0033 общей площадью 8020,0 м2. Земельный участок расположен в акватории Чебоксарского залива, водопользователем которого является Чебоксарский речной порт.

Согласно статье 3 Водного кодекса РФ речной порт - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.

Внутренние водные пути Российской Федерации - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 N 71 “Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей РФ“ на основании статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ утверждено Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации.

В соответствии с Положением береговая полоса внутренних водных путей Российской Федерации (далее - береговая полоса) является зоной с особыми условиями пользования. Особые условия пользования береговой полосой предусматривают ограничения при осуществлении в пределах этой полосы
хозяйственной деятельности, которые устанавливаются для обеспечения безопасности судоходства.

Понятие “береговая полоса“ применяется в значении, установленном Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Граница береговой полосы определяется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее именуются - бассейновые органы) в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Пользоваться береговой полосой в целях, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, могут бассейновые органы, а также юридические и физические лица.

Пользование береговой полосой для осуществления хозяйственной и иной деятельности, при которой не обеспечивается безопасность судоходства, не допускается.

Юридическим или физическим лицам участок береговой полосы может быть предоставлен во временное пользование в целях проведения связанных с обеспечением транспортного процесса следующих работ:

устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров;

сооружение временных строений и проведение других необходимых работ в случае непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

К временным относятся специально возводимые или приспособляемые на период временного пользования береговой полосой сооружения и строения;

На временное пользование участком береговой полосы в целях, указанных в пункте 6 настоящего Положения, бассейновый орган, в ведении которого находится этот участок береговой полосы, выдает юридическому или физическому лицу разрешение на срок, устанавливаемый этим органом.

Согласно п.п. 5, п. 2, п. 9 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:

разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по
согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке.

Предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р утвержден перечень Внутренних водных путей.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ действия, подпадающие под действия ст. 8.12 - Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования.

Согласно комментариям к ч. 1 ст. 8.12 КоАП РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ст. 63, ч. 1, ч. 2 ст. 65 ВК РФ). Ширина прибрежных водоохранных зон устанавливается в соответствии с ч. 3 - 10, п. 14 ст. 65 ВК РФ. Ширина защитных полос устанавливается в соответствии с ч. 11 - 14 ст. 65 ВК РФ. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения
и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 15 - 17 ст. 65 ВК РФ).

Согласно комментариям ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ - леса, расположенные в водоохранных зонах, являются одной из категорий защитных лесов. Берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов являются особо защитными участками лесов. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах и в эксплуатационных лесах. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (абз. 2 ч. 2, абз. 1 ч. 3, абз. 4, ч. 5 ст. 102 ЛК РФ). В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ч. 1 ст. 104, ч. 1, ч. 2 ст. 105 ЛК РФ). Как было отмечено, особо защитные участки лесов выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. На заповедных лесных участках запрещается проведение рубок лесных насаждений. На других особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев,
предусмотренных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17, ч. 1, ч. 2 ст. 107 ЛК РФ).

Согласно ст. 63 Водного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.

Согласно п.п. 1 - 2 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно п. 3 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

Согласно п. 14 ст. 65 Водного кодекса РФ на территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких
территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

Согласно п. 16 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Глава 5 Водного кодекса РФ регламентирует использование водных объектов, цели и виды водопользования, права и обязанности собственников водных объектов и водопользователей.

Так, ст. 37 Водного кодекса РФ определяет, что водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных Кодексом целей.

Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, согласно ст. 38 Водного кодекса РФ, водопользование подразделяется на совместное водопользование и обособленное водопользование.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на три вида водопользования, в том числе водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Согласно ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право: самостоятельно осуществлять использование водных объектов; осуществлять строительство
гидротехнических и иных сооружений на водных объектах; пользоваться иными предусмотренными Водным кодексом, другими федеральными законами правами.

И только использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ.

Считают, что ООО “Яхт-клуб Чебоксары“ нарушений водного, административного законодательства не совершало, хозяйственная деятельность Общества осуществляется на основании Устава, нормативных документов регламентирующих правоотношения пользования и распоряжения земельными участками и водопользования, соответствующих разрешений уполномоченных органов, в соответствии с действующим законодательством РФ.

На основании изложенного Общество просит признать незаконным постановление Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике N 08-011 от 30.04.2008.

В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 9 час. 30 мин. 03.06.2008.

В судебном заседании представители Общества заявление поддержали по изложенным в нем основаниям. При этом дополнительно пояснили, что металлические ограждения вдоль участка береговой полосы Чебоксарского водохранилища проведены в конце июля - начале августа 2007 года, а работы по установке (пусконаладка электронных ворот) ворот еще продолжаются.

Представитель Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике заявление ООО “Яхт-клуб Чебоксары“ не признала по изложенным в письменном отзыве основаниям. При этом дополнительно пояснила, что ООО “Яхт-клуб Чебоксары“ правомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.12 КоАП РФ и основания для признания постановления N 08-011 от 30.04.2008 незаконным отсутствуют. При этом правомерно установлено нарушение заявителем части 2 статьи 8.12 КоАП РФ, а именно частей 6 и 8 статьи 6 Водного кодекса РФ. Факт нарушения ООО “Яхт-клуб Чебоксары“ части 2 статьи 8.12 КоАП РФ, то есть установление металлических ограждений, зафиксирован актом проверки
16.04.2008 N 03-008. Время фактического установления металлических ограждений определить не смогли.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 16.04.2008 Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике совместно с прокуратурой Московского района ЧР во исполнение приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 07.04.2008 N 59, принятого на основании письма Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры от 31.03.2008 N 7ж-2008, была проведена внеплановая контрольная проверка соблюдения ООО “Яхт-клуб Чебоксары“ требований водного законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки выявлено нарушение требований частей 6 и 8 статьи 6 Водного кодекса РФ, выразившихся в ограничении Обществом доступа на двадцатиметровую полосу Чебоксарского водохранилища путем установки металлического ограждения вокруг здания капитанерии Общества, о чем был составлен акт проверки соблюдения требований водного законодательства Российской Федерации N 03-008 от 16.04.2008 и выдано предписание N 03-0056 от 16.04.2008 об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий пользования водным объектом.

18.04.2008 по данному факту прокурором Московского района г. Чебоксары ЧР было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Постановление было вынесено с участием директора Общества Е., права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, законному представителю Общества разъяснены, копия постановления ему вручена 18.04.2008.

Постановлением государственного инспектора по Чувашской Республике по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов от 30.04.2008 N 08-011 Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.12 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 25 000 руб. Постановление было вынесено с участием директора Общества Е., права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, законному представителю Общества разъяснены, копия постановления ему
вручена 30.04.2008.

Посчитав свои права нарушенными Общество обратилось в суд с заявлением.

Из материалов дела следует, что ООО “Яхт-клуб Чебоксары“ 08.08.2007 заключило договор аренды N 280/3417 земельного участка с кадастровым номером 21:01:01:01:0033 общей площадью 8020,0 м2. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике 23.10.2007 за номером 21-21-01/110/2007-239.

Согласно данному договору администрация г. Чебоксары сдает, а Общество принимает во временное владение и пользование земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, для завершения строительства и эксплуатации здания капитанерии согласно распоряжению администрации г. Чебоксары от 29.06.2007. Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что арендатор (Общество) обязан не нарушать права других землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования водными, лесными и другими природными объектами.

ООО “Яхт-клуб Чебоксары“ (здание капитанерии, причальные сооружения) расположено на земельном участке береговой полосы Чебоксарского водохранилища с использованием акватории водного объекта при размещении причала, плавучих и стационарных платформ, судов в период навигации и на зимнем отстое на 1171,2 судовой ход правого берега р. Волга по Атласу ЕГСЕЧ РФ).

Согласно пункту 6 статьи 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Пункт 8 статьи 6 Водного кодекса РФ предусматривает, что каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Из изложенного следует, что береговая полоса является общедоступной, что означает право каждого пребывать на любой ее части. Каких-либо исключений в отношении водных объектов общего пользования Водный кодекс РФ не содержит.

Материалами дела подтверждается и Обществом не отрицается факт ограничения Обществом доступа на двадцатиметровую полосу Чебоксарского водохранилища, являющегося водным объектом общего пользования, путем установки металлического ограждения на арендуемом Обществом земельном участке.

В силу части 2 статьи 8.12 КоАП РФ нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.12 КоАП РФ привлечено обоснованно.

Нарушения требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было.

При таких обстоятельствах заявление Общества удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

ООО “Яхт-клуб Чебоксары“, г. Чебоксары ЧР, в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, г. Чебоксары ЧР, от 30.04.2008 N 08-011 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.12 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 25000 руб., отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.