Судебная практика

Решение от 2011-03-07 №А65-24842/2010. По делу А65-24842/2010. Республика Татарстан.

Решение

г. Казань Дело № А65-24842/2010

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 01 марта 2011 года

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Мазитова *.*., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества “Лениногорское пассажирское автотранспортное предприятие“, г.Казань к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Татарстан, г.Бугульма о признании незаконными действия МРИ ФНС № 17 по РТ по списанию денежных средств с расчетного счета в размере 53298.94 руб. незаконными и об обязании вернуть денежные средства в размере 53298.94 руб., об обязании отозвать инкассовые поручения №
4041 от 11.10.2010 г. на сумму 72 401 руб., № 4037 от 11.10.2010 г. на сумму 62 684 руб., № 4039 от 11.10.2010 г. на сумму 48 526 руб., № 4038 от 11.10.2010 г. на сумму 21 932 руб., № 4040 от 11.10.2010 г. на сумму 109 643 руб.,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Анфигенова *.*., по доверенности от 11.01.2011 г.

от ответчика (Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Татарстан) – Мельниченко *.*., по доверенности от 14.12.2010 г.

от второго ответчика (УПФР в Лениногорском районе и г. Лениногорске) – Пряхина *.*., по доверенности от 09.02.2011 г. – до перерыва

Установил:

Открытое акционерное общество “Лениногорское пассажирское автотранспортное предприятие“, г.Казань (далее – заявитель, налогоплательщик) обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан, г.Бугульма (далее – ответчик, налоговый орган) о признании незаконными действия МРИ ФНС № 17 по РТ по списанию денежных средств с расчетного счета в размере 53298.94 руб. незаконными и обязать вернуть денежные средства в размере 53298.94 руб. и об обязании вернуть денежные средства в размере 53298.94 руб., об обязании отозвать инкассовые поручения № 4041 от 11.10.2010 г. на сумму 72 401 руб., № 4037 от 11.10.2010 г. на сумму 62 684 руб., № 4039 от 11.10.2010 г. на сумму 48 526 руб., № 4038 от 11.10.2010 г. на сумму 21 932 руб., № 4040 от 11.10.2010 г. на сумму 109 643 руб.

До принятия решения по существу суд в соответствии со ст. 46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве второго ответчика - УПФР
в Лениногорском районе и г. Лениногорске.

Заявитель пояснил, что Решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-7379/2008 от 28.10.2008 г. заявитель признан банкротом и в отношении него введена процедура конкурсного производства.

Ответчик (Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Татарстан) требования заявителя не признал, представил отзыв, пояснил, что выставление инкассовых поручений на сумму 315 186 руб. правомерно, так как после даты принятия заявления о признании должника банкротом денежные обязательства и обязательные платежи являются текущими платежами, что касается инкассовых поручений на сумму 53 298 руб. 94 коп., они в банк не направлялись, данные денежные средства на расчетный счет налогового органа не поступали.

Ответчик (УПФР в Лениногорском районе и г. Лениногорске) требования заявителя не признал, представил отзыв, пояснил, что у заявителя имелась задолженность по пеням на текущую задолженность по страховым взносам, поскольку в добровольном порядке требование исполнено не было, было принято Решение и на основании инкассовых поручений с заявителя было взыскано 53 298 руб. 94 коп. задолженности.

Как усматривается из представленных документов, ответчиком (Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Татарстан) были выставлены заявителю требование № 30924 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.08.2010 г. на сумму 109 643 руб. со сроком уплаты до 03.09.2010 г., требование № 29933 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.07.2010 г. на сумму 72 401 руб. со сроком уплаты до 19.08.2010 г., требование № 30560 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.08.2010 г. на сумму 21 932 руб. со сроком уплаты до 26.08.2010 г., требование № 30710 об уплате
налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 12.08.2010 г. на сумму 48 526 руб. со сроком уплаты до 31.08.2010 г., требование № 31112 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.08.2010 г. на сумму

72 401 руб. со сроком уплаты до 16.09.2010 г., вторым ответчиком (УПФР в Лениногорском районе и г. Лениногорске) было выставлено заявителю требование № 016325140050617 от 04.08.2010 г. на сумму 53 298 руб. 94 коп. со сроком уплаты до 24.08.2010 г.

Поскольку требования ответчиков в установленные сроки не были исполнены, то ими были выставлены инкассовые поручения № 01325170047594 от 07.09.2010 г., № 01325170047604 от 07.09.2010 г, № 01325170047586 от 07.09.2010 г., № 01325170047583 от 07.09.2010 г., №01325170050703 от 10.09.2010 г., №01325170050704 от 10.09.2010 г., №01325170050701 от 10.09.2010 г., №01325170050700 от 10.09.2010 г., № 518 от 01.09.2010 г., № 517 от 07.10.2010 г., № 517 от 01.09.2010 г., № 4041 от 11.10.2010 г., № 4037 от 11.10.2010 г., № 4039 от 11.10.2010 г., № 4038 от 11.10.2010 г., № 4040 от 11.10.2010 г., № 4038 от 11.10.2010 г. на общую сумму 315 186 руб. и 53 298 руб. 94 коп. соответственно.

Сумма задолженности в пенсионный фонд РФ в размере 53 298 руб. 94 коп. была по инкассовым поручениям взыскана.

Поскольку указанные действия налоговым органом произведены не были, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ст.45 НК РФ основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, пени является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате
налога.

Согласно статье 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, которое направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2008 г. по делу N А65-7239/2008 открытое акционерное общество “Лениногорское пассажирское автотранспортное предприятие“ признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства.

В силу положений абзаца 7 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве все требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 данного Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей.

Пунктом 47 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 “О некоторых вопросах практики
применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ разъяснено, что при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Кроме того, как указывается в пунктах 13, 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“, требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.

При применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что
это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.

Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

Таким образом, налоговой орган, выставив инкассовые поручения на взыскание налогов и пеней на общую сумму 315 186 руб. по требованиям №№ 30924, 29933, 30560, 31112, 30710 об уплате налога, сбора, пени, штрафа нарушил положения Закона о банкротстве.

Требования заявителя о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Татарстан и УПФР в Лениногорском районе и г. Лениногорске по списанию денежных средств с расчетного счета в размере 53298.94 руб. и обязании вернуть денежные средства в размере 53298.94 руб. подлежат оставлению без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, вторым ответчиком выставлены инкассовые и взыскано по ним с заявителя 53298.94 руб. пеней, начисленных на текущую задолженность предприятия-банкрота по уплате страховых взносов за 4 кв. 2009 г., 1,2 кв. 2010 г.

В соответствии с п.1 ст.5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Пункт 1 Постановления от 23.07.2009г. №60 «О некоторых вопросах связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008г. №296-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исходя из положений абз. 5 п.1 ст.4, п.1 ст.5 и п.З. ст.63 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. №296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении №25 от 22.06.2006 (пункт 15) разъяснил, что при применении п.4 ст. 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п.5 ст. 134 Закона).

Взносы на обязательное пенсионное страхование имеют целевое назначение, что выражается в обеспечении прав граждан на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно абз.2 п.29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного I Суда Российской Федерации №25 от 22.06.2006г. требования по пеням удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки.

При таких обстоятельствах, произведенное органом пенсионного фонда взыскание пеней по текущей задолженности по страховым взносам предприятия-банкрота является законным и обоснованным, требования заявителя в этой части удовлетворению не подлежат.

Согласно ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит отнесению на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьей 110,
112, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Решил:

Заявление удовлетворить частично.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 17 по РТ отозвать инкассовые поручения № 4041 от 11.10.2010 г. на сумму 72 401 руб., № 4037 от 11.10.2010г. на сумму 62 684 руб., № 4039 от 11.10.2010 г. на сумму 48 526 руб., № 4038 от 11.10.2010 г. на сумму 21 932 руб., № 4040 от 11.10.2010 г. на сумму 109 643 руб.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Лениногорское пассажирское автотранспортное предприятие» в доход бюджета 131 руб. 92 коп. государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

Судья *.*. Мазитов