Судебная практика

Предпри торговли (в том числе и предприятия общественного питания) должны вывешивать в доступном покупателю месте ценники на товары или прейскуранты на услуги, подписанные должностными лицами, перечень которых устанавливается руководителями торговых организаций. По делу . Омская область.

Решением по делу ТОО “Квинтет“ г. Омска было отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительным постановления ГНИ по Первомайскому району г. Омска от 25.04.96.

Отказывая в иске суд сослался на то, что представленный проверяющим ГНИ прейскурант не был надлежащим образом оформлен, поэтому ГНИ обоснованно применены санкции за невывеску ценника согласно ст. 7 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 “О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением“.

Суд апелляционной инстанции установил, что 19.02.96 ГНИ по Первомайскому району проведена проверка применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Результаты проверки оформлены актом N 398 от 19.02.96. Из данного акта, а также акта контрольной покупки от 19.02.96 следует, что в момент покупки ценники отсутствуют, а предъявленный прейскурант от 12.02.96 - не утвержден. Предъявленный прейскурант представляет собой 2 листа бумаги, на которых нет ни печати, ни подписи об утверждении, а на листе “Бутерброды на Титаник“ нет даты.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ N 5215-1 от 18.06.93 “О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением“ все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.

Ссылка ТОО “Квинтет“ на то, что законодательством не установлены императивные нормы, предусматривающие порядок оформления ценников, а правила, указанные в Письме Комитета РФ по торговле от 13.03.95 N 1-304/32-2 “О порядке оформления ценников на реализуемые товары“ носят рекомендательный характер, а потому могут не применяться, не может быть принята во внимание.

Правила работы сети, утвержденные приказом МТ РСФСР от 12.09.73 N 325, распространяются и на предприятия общественного питания, что следует из п. п. 1, 2, 4 Правил. В соответствии с п. 15 данных Правил образцы всех находящихся в продаже продовольственных товаров должны быть снабжены ярлыками цен (ценниками) с указанием в них наименования товара, сорта и цены. В стационарных мелкорозничных предприятиях ярлыки цен подписываются должностными лицами, перечень которых устанавливается руководителями торговых организаций.

То обстоятельство, что в правовой информационной системе “КонсультантПлюс“ данный акт не содержится, не означает, что он отменен. Других доказательств отмены данного акта истец не представил.

Письмом от 13.03.95 N 1-304/32-2 Комитет РФ по торговле еще раз подтвердил ранее установленный порядок оформления ценников.

Более того, “Основными требованиями к работе торговой сети на территории Омской области“, утвержденными постановлением главы администрации Омской области N 288-п от 17.06.94 (раздел III п. 17) образцы всех находящихся в продаже продовольственных и непродовольственных товаров должны быть снабжены ярлыками с указанием наименования товара, сорта и цены и заверены подписью материально-ответственного лица или администратора.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к совершенно обоснованному выводу о том, что предприятием допущено нарушение ст. 2 Закона РФ “О применении ККМ...“.

Поэтому по мнению суда апелляционной инстанции оснований для отмены решения не имеется.


На основании изложенного в руководствуясь ст. ст. 157 - 159 АПК РФ, суд апелляционной инстанции именем Российской Федерации постановил:

Решение по делу оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Расходы по госпошлине по жалобе отнести на ТОО “Квинтет“ г. Омска.