Судебная практика

Координация вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Решение от 31 октября 2001 года. Российская Федерация.

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего Сажина *.*.,

при секретаре Старцевой *.*.,

с участием прокурора Белых *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 31 октября 2001 г. дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими, не подлежащими применению ст. 1 в части, устанавливающей понятие семьи и экономического потенциала семьи, часть 1 ст. 5 в части слов “заявления одного из членов семьи“, часть 4 ст. 5 в части слов “по постоянному месту жительства“, части 3 и 4 ст. 5 и часть 1 ст. 6 в части, устанавливающей, что в совокупный доход семьи, в декларацию о материальном положении включаются имущество,
принадлежащее членам семьи, льготы (в том числе по оплате услуг жилищно - коммунального хозяйства, связи, пассажирского транспорта) и доходы от использования экономического потенциала семьи, часть 2 ст. 7, часть 2 ст. 8 в части слов “от одного до“, части 1 и 2 ст. 13, части 3 ст. 7 и часть 3 ст. 13 в части разделительного союза “либо“ Закона Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“ N 17-РЗ от 17.03.97 г.,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст. 1 в части, устанавливающей понятие семьи и экономического потенциала семьи, части 1 ст. 5 в части слов “заявления одного из членов семьи“, части 4 ст. 5 в части слов “по постоянному месту жительства“, частей 3 и 4 ст. 5 и части 1 ст. 6 в части, устанавливающей, что в совокупный доход семьи, в декларацию о материальном положении включаются имущество, принадлежащее членам семьи, льготы (в том числе по оплате услуг жилищно - коммунального хозяйства, связи, пассажирского транспорта) и доходы от использования экономического потенциала семьи, части 2 ст. 7, части 2 ст. 8 в части слов “от одного до“, частей 1 и 2 ст. 13, части 3 ст. 7 и части 3 ст. 13 в части разделительного союза “либо“ Закона Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“ N 17-РЗ от 17.03.97 г..

Представитель Государственного Совета Республики Коми в суд не явился. Из имеющегося в деле сообщения следует, что Государственный Совет РК не возражает против рассмотрения дела в отсутствие его
представителя и согласен с требованиями прокурора.

Представитель Главы Республики Коми признал заявленные прокурором требования.

Исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства, Верховный Суд Республики Коми находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. “ж“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация, как социальное государство, создает условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ).

Прожиточный минимум предназначается для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, федеральных и региональных социальных программ, обоснования устанавливаемых на федер минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий, других социальных выплат, формирования бюджетов.

Статья 1 Закона Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“ определяет семью в виде лиц, как связанных, так и не связанных отношениями родства, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Приведенное определение противоречит ст. 1 Федерального закона “О прожиточном минимуме в Российской Федерации“ от 24.10.97 г. N 134-ФЗ (устанавливающего правовую
основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты), согласно которой семьей признаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации“ от 10.12.95 г. N 195-ФЗ и пунктом 2 ст. 8 Федерального закона “О государственной социальной помощи“ от 17.07.99 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что социальное обслуживание в Российской Федерации осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (п. 1 ст. 8 Федерального закона N 178-ФЗ).

С учетом изложенного, части 1 и 4 статьи 5 оспариваемого Закона субъекта Российской Федерации, устанавливающие предоставление статуса нуждающейся семьи лишь на основании заявления одного из членов семьи и только по постоянному месту жительства, незаконно ограничивают права граждан на получение государственной социальной помощи.

Правовые нормы, содержащиеся в частях 3 и 4 статьи 5 и части 1 статьи 6 названного выше Закона и устанавливающие, что в совокупный доход семьи и в состав сведений, включаемых в декларацию, входят данные о наличии имущества, принадлежащего членам семьи, льготы по оплате услуг жилищно - коммунального хозяйства, связи и пассажирского транспорта, доходы, источником которых может быть неиспользуемый экономический потенциал семьи, также противоречат федеральному законодательству.

Пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 17.07.99 г. N
178-ФЗ предусматривает, что в доход гражданина (семьи) включается имущество, принадлежащее на праве собственности. Часть 1 статьи 6 Закона Республики Коми неосновательно расширяет виды имущества, включаемого в декларацию о материальном положении семьи, и допускает возможность произвольного толкования этой нормы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 17.07.99 г. N 178-ФЗ порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов устанавливаются Федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи“ от 22.02.2000 г. N 152 и от 29.09.99 г. N 1096 не предусмотрено включение в состав среднедушевого дохода предоставленных гражданам льгот и доходов от используемого и неиспользуемого экономического потенциала семьи.

По аналогичным основаниям следует признать недействующей и не подлежащей применению часть 2 ст. 7 оспариваемого Закона, наделяющую органы социальной защиты правом не предоставлять статус нуждающейся семьи в случае отказа семьи использовать самостоятельно или с помощью органов по социальным вопросам ее экономический потенциал.

Часть 2 статьи 8 Закона Республики Коми неправомерно ограничивает срок оказания государственной социальной помощи ссылкой “на срок от одного месяца до“, в то время как Федеральный закон такого ограничения не содержит.

Пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17.07.99 г. N 178-ФЗ предусматривает основания и срок, в течение которого граждане могут быть лишены права на получение государственной социальной помощи. Части 1 и 2 статьи 13 Закона субъекта Российской Федерации необоснованно расширяют перечень оснований, при наличии которых семья может быть лишена статуса нуждающейся и прекращена выплата социального пособия,
кроме того, названные правовые нормы не содержат обязательного указания о сроке лишения права на получение государственной социальной помощи.

Противоречат федеральному законодательству часть 3 статьи 7 и часть 3 статьи 13 Закона Республики Коми, поскольку ограничивают конституционное право граждан обжаловать решения органов по социальным вопросам как в вышестоящий орган, так и непосредственно в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный суд Республики Коми

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить, признав противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу статью 1 в части, устанавливающей понятие семьи и экономического потенциала семьи, часть 1 ст. 5 в части слов “заявления одного из членов семьи“, часть 4 ст. 5 в части слов “по постоянному месту жительства“, части 3 и 4 ст. 5 и часть 1 ст. 6 в части, устанавливающей, что в совокупный доход семьи, в декларацию о материальном положении включаются имущество, принадлежащее членам семьи, льготы (в том числе по оплате услуг жилищно - коммунального хозяйства, связи, пассажирского транспорта) и доходы от использования экономического потенциала семьи, часть 2 ст. 7, часть 2 ст. 8 в части слов “от одного до“, части 1 и 2 ст. 13, часть 3 ст. 7 и часть 3 ст. 13 в части разделительного союза “либо“ Закона Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“ N 17-РЗ от 17.03.97 г.

Решение по делу или сообщение о нем должно быть опубликовано в газете “Республика“.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок.

Председательствующий

Судья

Верховного Суда

Республики Коми

*.*. САЖИН