Судебная практика

Выступая акционером общества, субъект РФ наравне с другими несет обязанности по уплате налога на прибыль с суммы полученных дивидендов, однако в данном споре орган власти субъекта необоснованно привлечен к ответственности за неуплату спорного налога, поскольку налоговым органом не доказано, что суммы налога не перечислялись в бюджет. По делу. Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару на решение арбитражного суда от 6 июня 2005 года, принятое судом в составе судьи Шипиловой *.*.,

установил:

Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 6 июня 2005 года по делу N А29-2937/05А было удовлетворено заявление Агентства Республики Коми по управлению имуществом о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару от 5 апреля 2005 года.

Инспекция не согласна с указанным выше решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушения норм материального права.

Заслушав представителей обеих сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.

С 12
ноября 2004 года по 11 января 2005 года Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее сокращенно - Инспекция ФНС по городу Сыктывкару, Инспекция) провела выездную налоговую проверку Министерства имущественных отношений Республики Коми (ныне - Агентство Республики Коми по управлению имуществом) по вопросу полноты и своевременности перечисления в бюджет налога с доходов в виде дивидендов за период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2003 года.

В ходе проверки Инспекция установила, что по итогам 2002 года Министерством имущества Республики Коми было допущено неперечисление в бюджет налога с доходов в виде дивидендов за 2002 и 2003 годы в сумме всего 247 516 руб. 00 коп.

По результатам проверки руководителем Инспекции вынесено решение от 21 марта 2005 года, которым на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ отказано в привлечении к налоговой ответственности Агентства Республики Коми по управлению имуществом (далее сокращенно - Агентство), но предложено уплатить сумму налога с доходов в виде дивидендов (247 516 руб. 00 коп.) и пени за несвоевременную уплату этого налога (209 504 руб. 70 коп.).

Поскольку предложения о добровольной уплате доначисленных сумм налога и пени не были исполнены, Инспекция вынесла решение от 5 апреля 2005 года о взыскании сумм налога и пени за счет денежных средств налогового агента.

Не согласившись с действиями налогового органа по вынесению решения от 5 апреля 2005 года, Агентство обжаловало данный ненормативный акт в арбитражный суд.

Суд первой инстанции признал, что ни Российская Федерация, ни ее субъекты не могут выступать плательщиками налога на прибыль, в том числе с доходов от дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим государству.

Такой вывод
суда нельзя признать правильным.

Из материалов дела следует, что Республика Коми (в лице Минимущества РК) является акционером - владельцем акций ряда Обществ, в том числе открытых акционерных обществ: “С“, “К“, “У“.

При перечислении в республиканский бюджет доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Республике Коми, названными выше акционерными обществами не были удержаны суммы налога и не перечислено в федеральный бюджет всего 247 516 руб. 00 коп. за 2001 - 2002 годы.

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, а также в виде процентного дохода, полученного владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.

В силу пункта 3 статьи 9 названного Закона налоги с доходов, указанных в подпункте “а“ пункта 1 этой же статьи (в части, касающейся выплаты дивидендов по акциям и доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых не предусмотрено признание у продавца получения процентного дохода, а также в части, касающейся выплаты дивидендов и процентов, полученных нерезидентами Российской Федерации), удерживаются у источника выплаты указанных доходов. Ответственность за удержание и перечисление данных налогов в бюджет несет предприятие, выплачивающее доход.

Расчеты по налогам с доходов в виде дивидендов представляют в налоговые органы по месту своего нахождения предприятия, выплачивающие доходы, в пятидневный срок, считая со дня начисления доходов акционерам, учредителям или иным получателям, но не позднее 10 дней после распределения этих доходов. Уплата налога с
доходов в бюджет производится в пятидневный срок, считая со дня, установленного для представления указанного расчета.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации, облагаются налогом на прибыль по ставке 6 процентов.

В силу статьи 24 НК РФ и пункта 2 статьи 275 НК РФ, если источником дохода налогоплательщика является российская организация, то указанная организация признается налоговым агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в федеральный бюджет сумм налога.

Поэтому открытые акционерные общества “С“, “У“ и “К“, руководствуясь указанными выше нормами законов, должны были перечислять в республиканский бюджет Республики Коми причитающиеся республике дивиденды за вычетом сумм налога с доходов в виде дивидендов.

Доводы Агентства о том, что Республика Коми не может выступать плательщиком налога с доходов в виде дивидендов, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание.

Согласно определению, которое дается в пункте 2 статьи 11 НК РФ, организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).

В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных
началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К данным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Из указанного следует, что субъект Российской Федерации - Республика Коми, являясь акционером названных выше Обществ, выступает в отношениях, регулируемых Федеральным законом “Об акционерных обществах“, на равных началах с гражданами и юридическими лицами и, следовательно, несет равные с ними обязанности.

Поскольку пунктом 1 статьи 3 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, то субъект Российской Федерации - Республика Коми, выступая акционером Общества, так же как и другие его акционеры, должна нести обязанность по уплате налога на прибыль с суммы полученных дивидендов.

Обязанность субъекта Российской Федерации уплачивать налог на прибыль с полученных дивидендов подтверждена и пунктом 1 статьи 42 БК РФ (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

При этом апелляционная инстанция отмечает, что осуществление прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности Республики Коми, от имени Республики Коми поручено осуществлять именно Агентству, ранее - Минимуществу РК (а не Минфину РК).

Данные полномочия отражены в пункте 30 Положения об Агентстве..., в пункте 38 Положения о Министерстве имущественных отношений РК.

Вместе
с тем, решение Инспекции N 898 могло быть признано недействительным по иным основаниям.

В соответствии с решением от 5 апреля 2005 года сумма налога с доходов в виде дивидендов и сумма пеней должны быть взысканы с расчетного счета заявителя (Агентства).

Между тем, как следует из материалов дела, суммы налога с доходов в виде дивидендов акционерными обществами перечислялись в республиканский бюджет без удержания спорного налога. В связи с этим сумма налога в размере 6%, причитающаяся перечислению в федеральный бюджет, находится в бюджете Республики Коми. Доказательств того, что спорная сумма налога находится на счетах заявителя, суду не было представлено.

Инспекцией не представлены также доказательства того, что налоговым органом совместно с компетентными органами Республики Коми (в том числе с Минфином РК) до принятия решения от 5 апреля 2005 года был рассмотрен вопрос о возможности возврата налога в сумме 247 516 руб. 00 коп. из бюджета РК и перечисления его в федеральный бюджет.

При изложенных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции от 6 июня 2005 года по данному делу подлежит оставлению без изменения, а жалоба - отклонению.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 258, 268 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

Председательствующий

*.*. ГАЛАЕВА

Судьи

*.*. БОРЛАКОВА

*.*. ПОЛИЦИНСКИЙ