Судебная практика

Об отказе в привлечении к ответственности страхователя за представление недостоверных сведений для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования. По делу. Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми в составе:

судьи Галаевой *.*.,

при ведении протокола судебного заседания судьей XXXXXXXX X.X.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Удорском районе Республики Коми

к муниципальному общеобразовательному учреждению “Бутканская средняя школа“

о взыскании X XXX руб. XX коп. штрафа

при участии в заседании:

от Управления: не явился,

от ответчика: не явился,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Удорском районе Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения “Бутканская средняя школа“ X XXX руб. XX коп., составляющих сумму штрафа за представление недостоверных сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного)
учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Ответчик отзыв на заявление суду не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, доказательств уплаты спорной суммы в адрес арбитражного суда не направил.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Муниципальное общеобразовательное учреждение “Бутканская средняя школа“ (далее - МОУ “Бутканская средняя школа“, Учреждение) зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией муниципального образования “Удорский район“ 16 октября 1998 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

В Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Удорском районе (далее - Управление ПФР) Учреждением были представлены сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета за 2006 год.

Ответчик производит выплаты физическим лицам и в силу статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В апреле 2007 года Управлением ПФР была проведена камеральная проверка страхователя - МОУ “Бутканская средняя школа“ по вопросу достоверности представленных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2006 год.

В ходе этой проверки установлено расхождение данных о сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, отраженных в ведомости уплаты страховых взносов за 2006 год и декларации на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2006 год. Указанные расхождения составили всего XX XXX руб. XX коп.

По результатам проверки составлен Акт камеральной проверки от 5 апреля 2007 года N 1, на основании которого начальником Управления ПРФ в Удорском районе 20 апреля 2007 года было вынесено решение
N 1 о привлечении МОУ “Бутканская средняя школа“ к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, в виде взыскания штрафа в сумме X XXX руб. XX коп.

С целью досудебного урегулирования спора страхователю было направлено требование от 15 мая 2007 года N 186 об уплате штрафа в срок до 25 мая 2007 года.

Поскольку в установленный срок требование не было исполнено, Управление Пенсионного фонда РФ в Удорском районе обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.

Однако суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 11 и 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ страхователь обязан один раз в год, не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения по установленной форме о каждом работающем у него застрахованном лице.

Согласно статье 16 названного выше Федерального закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом, и обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями указанных сведений, а в случае несвоевременного представления индивидуальных сведений либо представления неполных и (или) недостоверных сведений статьей 17 Закона предусмотрена возможность взыскания финансовых санкций.

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в
том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ закреплена возможность применения к правоотношениям, связанным с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательства о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“, устанавливающий правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, был принят с целью осуществления контроля за уплатой страховых взносов и создания условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица ( статья 3 Закона).

Таким образом, индивидуальный (персонифицированный) учет, который осуществляют органы Пенсионного фонда, является одной из форм контроля за уплатой страховых взносов.

Поскольку Федеральными законами от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ и от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ не установлен порядок привлечения страхователей к ответственности, при привлечении страхователей к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, и взыскания штрафов, подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

Требования, предъявляемые Налоговым кодексом Российской Федерации к процедуре привлечения к ответственности, в данном случае соблюдены, заявление о взыскании штрафа подано в суд в пределах
срока давности взыскания налоговых санкций, предусмотренного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, абзацем 3 статьи 17 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ установлена ответственность страхователей за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Ответственность же за отражение в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование недостоверных сведений о сумме начисленных страховых взносов указанной нормой не предусмотрена.

Указав на наличие расхождений между данными о сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, отраженных в ведомости уплаты страховых взносов и декларации на обязательное пенсионное страхование, доказательств того, что именно ведомость уплаты страховых взносов, а не декларация, содержала недостоверные сведения, Управление ПФР в Удорском районе арбитражному суду не представило.

Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, влечет привлечение к ответственности в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

По смыслу указанной нормы размер штрафа, подлежащего взысканию за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные сведения.

Исходя из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Информационного письма от 11 августа N 79 “Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании“.

В нарушение вышеизложенного, сумма штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета
в системе обязательного пенсионного страхования, была исчислена Управлением ПФР в Удорском районе не от суммы платежей, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные сведения, а от суммы разницы между данными о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, отраженными в ведомости уплаты страховых взносов и декларации на обязательное пенсионное страхование.

Для правильного определения размера штрафа необходимо установить, в отношении кого из застрахованных лиц представлены недостоверные сведения и суммы платежей, причитающиеся за отчетный год в Пенсионный фонд РФ в отношении указанных лиц.

Акт камеральной проверки от 5 апреля 2007 года N 1 и решение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете от 20 апреля 2007 года N 1, в нарушение требований статей 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, не содержат сведений, необходимых для определения надлежащего размера штрафа за представление недостоверных сведений.

Таким образом, вопреки требованиям части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ Управление ПФР не доказало факт представления ответчиком недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также правильность исчисления штрафа.

При вышеизложенных обстоятельствах требования Управления ПФР не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, 215 - 216 АПК РФ, суд

решил:

Судья

Арбитражного суда

Республики Коми