Судебная практика

О признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 22.10.2008 N 567-п “Об утверждении Порядка ведения реестра объектов капитального строительства на территории Пермского края“. Решение от 13 марта 2009 года. Пермский край.

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Васильевой *.*., при секретаре Невидимовой *.*., с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Синевой *.*., настаивавшей на заявленном требовании, представителя Правительства Пермского края Ястребовой *.*., возражавшей против удовлетворения заявления, рассмотрел 13 марта 2009 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 22.10.2008 N 567-п “Об утверждении Порядка ведения реестра объектов капитального строительства на территории Пермского края“,

установил:

Постановлением Правительства Пермского края от 22.10.2008 N 567-п, опубликованным в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти
Пермского края, утвержден Порядок ведения реестра объектов капитального строительства на территории Пермского края (далее - Порядок).

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим данного нормативного правового акта по мотиву его противоречия положениям Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Так, по мнению заместителя прокурора, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности отсутствуют полномочия по ведению реестра объектов капитального строительства муниципального значения. Ведение такого реестра не относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. Градостроительным кодексом РФ также не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления направлять в органы государственной власти субъекта РФ, осуществляющие полномочия в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, информацию о выданных разрешениях на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Полномочие по систематизации сведений об объектах капитального строительства, возведение которых осуществляется на основании разрешений на строительство органов местного самоуправления, не входит в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ. Вопросы планирования и осуществления строительства объектов недвижимости муниципального значения на территориях муниципальных образований, в том числе выдачи разрешений на строительство таких объектов, отнесены к компетенции органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований и являются вопросами местного значения, реализуемыми органами местного самоуправления самостоятельно.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Синева *.*. поддержала заявленное требование.

Представитель Правительства Пермского края Ястребова *.*., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, полагая, что ведением реестра объектов капитального строительства на территории Пермского края Министерство градостроительства и
развития инфраструктуры Пермского края как орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет предусмотренное ч. 1-1 ст. 6-1, ст. 8-1 Градостроительного кодекса РФ полномочие по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. Форма и порядок запроса документов и материалов об осуществляемой органами местного самоуправления градостроительной деятельности не регламентированы Градостроительным кодексом РФ и могут выбираться контролирующим органом самостоятельно. Кроме того, по мнению представителя заинтересованного лица, реестр объектов капитального строительства, предусмотренный утвержденным оспариваемым нормативным правовым актом Порядком, не относится к информационным системам обеспечения градостроительной деятельности. Его ведение обусловлено целью контроля за осуществлением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в части строительства (реконструкции) объектов капитального строительства муниципального значения, а также контроля за эффективным использованием средств бюджета Пермского края, предусматриваемых на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства регионального значения.

Заслушав объяснения прокурора, представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Пермского края от 22.10.2008 N 567-п утвержден прилагаемый Порядок ведения реестра объектов капитального строительства на территории Пермского края (пункт 1 постановления), а также органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края рекомендовано:

в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Постановления представить в Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края информацию об объектах, планируемых в 2008 году к строительству (реконструкции), а также начатых строительством, но не введенных в эксплуатацию, и полностью или частично финансируемых за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований, для включения в реестр объектов капитального строительства на территории Пермского края (пункт 2.1 постановления);

до утверждения в установленном порядке документов
территориального планирования муниципальных образований согласовывать вопросы о планировании строительства (реконструкции) объектов муниципального значения с соответствующими исполнительными органами государственной власти Пермского края (пункт 2.2 постановления).

В соответствии с утвержденным Порядком ведения реестра объектов капитального строительства на территории Пермского края ведение данного реестра осуществляет Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края (п. 1.2 Порядка). Включению в реестр подлежат объекты капитального строительства федерального, регионального и муниципального значения, строящиеся (реконструируемые) полностью или частично за счет средств бюджета Пермского края, бюджетов муниципальных образований Пермского края, на которые в установленном порядке утверждены технические задания на разработку проектной документации, при условии включения объектов в документы территориального планирования соответствующего муниципального образования, утвержденные в установленном порядке в срок не позднее 1 января 2010 года (п. 1.3 Порядка).

Формирование и ведение реестра в части объектов, разрешения на строительство (реконструкцию) которых выдают органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, осуществляется на основании данных органов местного самоуправления, в части объектов, разрешения на строительство (реконструкцию) которых выдают исполнительные органы государственной власти Пермского края, осуществляется на основании данных указанных органов (п. 2.1 Порядка).

Для внесения сведений по объектам в реестр органы, осуществляющие выдачу разрешений на строительство, представляют в срок до 1 февраля текущего года информацию в уполномоченный орган в бумажном и электронном видах по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 2.4). После завершения строительства объекта орган, осуществлявший выдачу разрешений на строительство, представляет в уполномоченный орган разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и объект капитального строительства исключается из реестра (пункт 2.7).

Согласно пункту 2.2 Порядка реестр ведется в электронном виде.

Приведенное выше Постановление Правительства Пермского края от 22.10.2008 N
567-п является нормативным правовым актом. Так, в соответствии с ч. 2, 3 ст. 16 Закона Пермского края “О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края“ от 07.09.2007 N 107-ПК постановления Правительства Пермского края являются актами, имеющими нормативный характер, и обязательны к исполнению в Пермском крае.

Оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим в полном объеме.

Исходя из содержания пункта 2 Постановления Правительства Пермского края от 22.10.2008 N 567-п данным актом регламентированы как вопросы, относящиеся к порядку ведения реестра объектов капитального строительства (п. 2.1), так и вопросы, касающиеся планирования строительства (реконструкции) объектов муниципального значения.

По мнению суда, предусмотренный оспариваемым нормативным правовым актом реестр объектов капитального строительства на территории Пермского края подлежит отнесению к информационным системам обеспечения градостроительной деятельности, под которыми в силу ч. 1 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ понимается систематизированный свод документированных сведений, в том числе об объектах капитального строительства.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (п. 2 ч. 2 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ).

Дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках открываются на каждый земельный участок, в них помещаются в том числе разрешение на строительство, решение органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (пункты 6, 7, 11 части 5 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ).

Ведение информационного банка данных градостроительной деятельности предусмотрено и региональным законом, а именно главой 8 Закона Пермского края “О регулировании градостроительной деятельности в Пермском крае“ от 08.12.2006 N 27-КЗ.

В соответствии со
статьей 26 и частью 2 статьи 27 данного краевого Закона в информационный банк данных градостроительной деятельности Пермского края включаются сведения, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, в отношении объектов капитального строительства, разрешение на строительство которых выдает уполномоченный орган; информационный банк данных градостроительной деятельности ведется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Пермского края.

Ведение реестра объектов капитального строительства на территории Пермского края и включение в него всех объектов капитального строительства федерального, регионального и муниципального значения, строящихся (реконструируемых) полностью или частично за счет средств бюджета Пермского края, бюджетов муниципальных образований Пермского края, с указанием информации о включении таких объектов в документы территориального планирования соответствующего муниципального образования свидетельствует о ведении Министерством градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Между тем, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены соответствующим полномочием.

Пунктом 4 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ установление порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации; утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования; осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 6 части 2, пункту 6 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Пунктом
15 части 1 статьи 15 и пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципальных районов и городских округов, отнесено к вопросам местного значения.

Суд не может согласиться с доводом представителя Правительства Пермского края о том, что ведением указанного выше реестра Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края как орган государственной власти субъекта РФ осуществляет предусмотренное частью 1-1 статьи 6-1 Градостроительного кодекса РФ полномочие в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Как следует из содержания статьи 8-1 Градостроительного кодекса РФ, контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности может осуществляться путем проведения проверки деятельности органов местного самоуправления; предъявления должностным лицам органов местного самоуправления требований о предоставлении необходимых документов, материалов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; получения от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления объяснений по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

Возложение же на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению информации о включении всех объектов капитального строительства муниципального значения в документы территориального планирования соответствующего муниципального образования, то есть по предоставлению документов в сплошном порядке, а не для выяснения возникших при проведении контрольных мероприятий вопросов, не может расцениваться как осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности и является нарушением гарантий самостоятельности местного самоуправления.

Таким образом, судом установлено, что Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края наделено полномочиями по ведению реестра объектов капитального строительства на территории Пермского края в
противоречие приведенным выше нормам федерального законодательства. Вне зависимости от значения объектов капитального строительства информация о них подлежит размещению органами местного самоуправления в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов и городских округов.

Противоречат федеральному законодательству и положения пункта 2.2 Постановления Правительства края N 567-п, предусмотревшие необходимость согласования органами местного самоуправления вопросов о планировании строительства (реконструкции) всех объектов муниципального значения с исполнительными органами государственной власти Пермского края.

Статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса РФ установлены особенности согласования вопросов размещения объектов капитального строительства местного значения, в силу которых согласованию данные вопросы подлежат лишь в случае, если объекты капитального строительства могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Также пунктом 2.1 Порядка рассмотрения и подготовки заключений на проекты документов территориального планирования муниципальных образований Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28.01.2009 N 26-п, предусмотрено направление заказчиками проектов документов территориального планирования на рассмотрение в Правительство Пермского края лишь в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 21 и частью 2 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ.

Следовательно, установленное в пункте 2.2 постановления края правовое регулирование принято с нарушением федерального закона.

Таким образом, Постановление Правительства Пермского края от 22.10.2008 N 567-п подлежит признанию недействующим в полном объеме с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198, 199, 253 ч. 2 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу Постановление Правительства Пермского края от 22.10.2008 N 567-п “Об утверждении Порядка ведения реестра объектов капитального строительства на территории Пермского края“.

После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в Бюллетене
правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 16 марта 2009 года.

Судья п.п.

*.*. ВАСИЛЬЕВА