Судебная практика

Решение от 2011-03-28 №А55-127/2011. По делу А55-127/2011. Самарская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации Решение

г. Самара

28 марта 2011 года

Дело №

А55-127/2011

Резолютивная часть решения оглашена 21 марта 2011 года, в полном объеме Решение изготовлено 28 марта 2011 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Холодковой *.*.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Минченя *.*.

рассмотрев в судебном заседании 21 марта 2011 года дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя Полякова Оле br>
К Министерству имущественных отношений Самарской области, Самара

третьи лица – Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара

Главное управление МЧС России по Самарской области

о признании незаконным бездействия и обязании

при участии в заседании

от заявителя – Поляков *.*., паспорт

от заинтересованного лица - представитель
Филюк *.*., доверенность от 29.12.2010 года

от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара – представитель Казанцев *.*., доверенность от 23.12.2010 года

от ГУ МЧС России по Самарской области – не явился, извещен

Установил:

Индивидуальный предприниматель Поляк Ф.И.О. (далее по тексту – заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившегося в непринятии решения по рассмотрению заявления № 12-1/0825/09 от 30.05.2009 года и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области возобновить работу по рассмотрению заявления № 12-1/0825/09 от 30.05.2009 года о предоставлении земельного участка в аренду и принять Решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Революционная, в районе дома № 50, площадью 10 кв.м. для использования под установку временного торгового киоска «Яйцо» с дальнейшей эксплуатацией в установленный законом срок и в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании Поляков *.*. поддержал свои требования с учетом принятых судом уточнений.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области возражала относительно заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве (л.д. – 31-36).

Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возражает относительно требований. Отзыв не представлен.

ГУ МЧС России по Самарской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебного определения № 22027. Через канцелярию суд представлен письменный отзыв на заявление и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК
РФ суд рассматривает дело в отсутствие лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Оценив представленные доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном разбирательстве, суд считает требования обоснованными в части и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Поляков *.*. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением № 12-1/0825/09 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 10,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Революционная, в районе дома № 50, участок б/н под установку временного торгового киоска «ЯЙЦО» с дальнейшей эксплуатацией (л.д. – 63).

Во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 26 февраля 2010 года по делу № А55-34130/2009 (л.д. – 16-18), Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в отношении спорного участка была утверждена схема расположения Распоряжением № РД-832 от 27.09.2010 года (л.д. – 24).

Пунктом 2 данного Распоряжения было рекомендовано землепользователю согласовать границы земельного участка с Управлением Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Самарской области в соответствии с ППБ 01-03 в РФ, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313.

Указанное распоряжение было направлено в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области, что не отрицается Министерством и 18.10.2010 года в адрес Полякова *.*. было направлено письмо, согласно которому работа по заявлению будет продолжена после предоставления Поляковым *.*. в Министерство согласования с ГУ МЧС России по Самарской области (л.д. – 22-23), так как это рекомендовано Департаментом строительства в своем распоряжении.

До настоящего времени заявление Полякова *.*.
по существу не рассмотрено, в связи с чем заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Из отзыва Министерства, из пояснений, данных представителем Министерства в судебном заседании следует, что указанные в Распоряжении основания, а именно рекомендации по согласованию с ГУ МЧС России по Самарской области границ земельного участка послужили основанием для направления в адрес Полякова *.*. письма от 18.10.2010 года и что отсутствие данных согласований является препятствием для рассмотрения заявления по существу.

Указанные доводы суд считает несостоятельными и отклоняет их.

Во-первых, Распоряжение департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не содержит императивную обязанность по согласованию границ испрашиваемого участка с ГУ МЧС России по Самарской области, пункт второй содержит формулировку о рекомендации по согласованию.

Во-вторых, Министерством не приведены правовые основания, нормы закона, в соответствии с которыми указанные рекомендации Департамента являются обязательными для физических и (или) юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Также суд указывает, что схема расположения утверждается в целях формирования земельного участка для дальнейшей постановки его на кадастровый учет, а пункт 2 Распоряжения содержит рекомендации землепользователю по согласованию границ.

Вместе с тем, доказательств того, что Поляков *.*. является землепользователем указанного участка суду не представлено.

Также из отзыва ГУ МЧС России по Самарской области следует, что действующее законодательство не предусматривает согласование границ земельных участков для размещения временных строений. Более того, ГУ МЧС России по Самарской области указало, что не правомочно согласовывать границы испрашиваемого участка.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах
эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Указанный порядок на территории Самарской области утвержден Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года.

Согласно пункту 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав
третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.

При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

В целях обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в недельный срок начиная с даты поступления утвержденной схемы расположения земельного участка министерство направляет соответствующее обращение в газету “Волжская коммуна“, а также размещает указанную информацию на официальном сайте Правительства Самарской области ( пункт 2.7 Порядка).

Пунктом 2.9 Порядка определено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, на основании информации, указанной в пункте 2.7 Порядка, вправе подать заявление о предоставлении земельного участка в министерство в течение двух недель со дня публикации информации. Заявление должно соответствовать требованиям, указанным в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка. Министерство не позднее следующего дня с даты поступления указанных документов проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.

Рассмотрению подлежат все заявления, поступившие до истечения установленного срока. В случае если заявление не соответствует установленным требованиям, министерство в трехдневный срок уведомляет заявителя об отказе в рассмотрении заявления.

В силу пункта 2.10 Порядка земельный участок для целей, не связанных со строительством, может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в собственность или в аренду без проведения торгов в случае, если в отношении этого земельного участка подано только одно заявление. В таком случае по истечении срока приема заявлений, указанного в пункте 2.9 настоящего Порядка, министерство направляет в адрес лица, подавшего заявление о предоставлении земельного участка, утвержденную схему
расположения земельного участка для обеспечения за его счет выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“.

Решение о предоставлении земельного участка принимается министерством в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.

Из материалов дела следует, что Министерством в нарушении положений п.п. 2.7, 2.9, 2.10 Порядка не направлено соответствующее обращение в газету «Волжская коммуна», и не размещена указанная информация на официальном сайте Правительства Самарской области.

Соответственно и последующие этапы предоставления земельного участка также не соблюдены Министерством.

Довод Министерства о необходимости согласования Поляковым *.*. границ участка с ГУ МЧС России по Самарской области не основан на нормах закона и является несостоятельным.

Иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению заявления Полякова в установленном статьей 34 ЗК РФ и Постановлением Правительства Самарской области № 74, суду не указано.

Более того, суд считает, что указанное обстоятельство (рекомендации Департамента о согласовании границ участка землепользователем) не препятствовало Министерству в соответствии с требованиями земельного законодательства рассмотреть обращение Предпринимателя в соответствии с требованиями статьи 34 ЗК РФ, а именно заблаговременно опубликовать информацию о предстоящем предоставлении гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), при наличии оснований организовать проведение торгов и по их результатам принять соответствующее Решение.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Министерство имущественных отношений Самарской области незаконно не совершало определенных действий по рассмотрению заявления Полякова *.*. в порядке, установленном Постановлением Правительства Самарской области
№ 74: не размещало информацию в СМИ, не проведен конкурс (в случае, если будет несколько заявлений), не направлена в адрес единственного соискателя схема расположения для проведения кадастровых работ.

Более того, в силу положений статьи 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Таким образом, материалами дела установлено, что по обращению Полякова *.*. № 12-1/0825/09 до настоящего времени соответствующие решения не приняты в нарушение положений статьи 34 ЗК РФ, статьи 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», положений Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года, то есть Министерством допущено незаконное бездействие, которое нарушает права Полякова О.н. на предоставление в аренду земельных участков в соответствии с законом, что позволяет суду удовлетворить требования заявителя в части признания бездействия Министерства незаконным.

Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией Полякова *.*. относительно способа восстановления прав предпринимателя.

Требования, рассмотренные судом по настоящему делу, заявлены в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом
устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Принимая во внимание, что заявление ИП Полякова *.*. фактически не рассмотрено, без соблюдения процедуры своевременной публикации о предоставлении участка в средствах массовой информации, а при наличии оснований организации процедуры проведения торгов, а также то, что судебные акты арбитражных судов, в силу норм статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о задачах судопроизводства, не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, суд полагает необходимым обязать Министерство имущественных отношений Самарской области после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу обращения ИП Полякова *.*. о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка в порядке и сроки, установленные статьей 34 ЗК РФ и принять мотивированное Решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.

Удовлетворение же требований ИП Полякова *.*. в части обязания Министерства в редакции заявителя, а именно в части принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка Полякову *.*. в настоящем случае означало бы нарушение интересов других лиц, которые имеют право также обратиться с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для целей, не связанных со строительством, что противоречит основным принципам земельного законодательства, установленным ст. 1 ЗК РФ. Любое лицо вправе претендовать на предоставление земельного участка на условиях равенства с иными претендентами.

В этой части суд отказывает заявителю.

Судебные расходы распределяются в соответствии со
статьей 110 АПК РФ, оплаченная Поляковым *.*. государственная пошлина в размере 200 рублей, подлежит взысканию с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110-112,167-170,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Требования заявителя удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в не принятии решения по заявлению Полякова *.*. № 12-1/0825/09 от 30.05.2009 года.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Полякова *.*. путем рассмотрения по существу заявления ИП Полякова *.*. о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка в порядке и сроки, установленные статьей 34 ЗК РФ и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ИП Полякова *.*. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

*.*. Холодкова