Судебная практика

Решение от 22 марта 2011 года № А76-23355/2010. По делу А76-23355/2010. Челябинская область.

Решение

22 марта 2011 г. г. Челябинск

дело № А76-23355/2010

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2011 г.

Решение в полном объеме изготовлено 22 марта 2011 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Писаренко *.*., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вахняк *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Южноуральская теплосбытовая компания», г. Южноуральск Челябинской области, к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление социальной защиты населения администрации Южноуральского городского округа, г. Южноуральск Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, г. Челябинск, Министерство финансов Челябинской области, г. Челябинск, Министерство
обороны РФ, г. Москва, о взыскании 35 397 руб. 27 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца – Стародубцева *.*. – представителя по доверенности от 11.01.2011 г., сроком по 31.12.2011 г., предъявлен паспорт,

от ответчика – Бутузовой *.*. – главного специалиста-эксперта юридического отдела Управления Федерального казначейства по Челябинской области по доверенности № 08-11/728 от 04.02.2011 г., сроком по 31.12.2012 г., предъявлено служебное удостоверение,

от третьих лиц - не явились, извещены,

Установил:

Открытое акционерное общество «Южноуральская теплосбытовая компания», г. Южноуральск Челябинской области, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании убытков в размере 35 397 руб. 27 коп.

Определением арбитражного суда от 29.11.2010 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты населения администрации Южноуральского городского округа, г. Южноуральск Челябинской области.

Определением арбитражного суда от 02.03.2011 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальных отношений Челябинской области, г. Челябинск, Министерство финансов Челябинской области, г. Челябинск, Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) 21.03.2011 г. в судебном заседании объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 22.03.2011 г.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, представил отзыв, в котором указал, что органы социальной защиты населения в Челябинской области продолжают незаконно отказывать в возмещении предоставленных льгот; в связи с тем, что фактически отказывают в возмещении расходов органы государственной власти Челябинской области и органы местного самоуправления, надлежащим ответчиком
по делу является Челябинская область в лице ее органа государственной власти, у Челябинской области имелись в достаточном объеме денежные средства в виде субвенций, за счет которых должны быть возмещены расходы истца. Истцом не представлены доказательств незаконных действий Министерства финансов Российской Федерации, не подтвержден размер исковых требований, а также не доказан факт оказания услуг на заявленную сумму.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ, дело рассматривается в их отсутствие.

01.03.2011 г. в Арбитражный суд Челябинской области от представителя третьего лица – Управления социальной защиты населения администрации Южноуральского городского округа, в лице начальника Рябовой *.*., поступило мнение на исковое заявление, в котором указано, что Управление социальной защиты населения является структурным подразделением администрации Южноуральского городского округа, входит в единую систему социальной защиты населения Челябинской области и осуществляет переданные государственные полномочия по оказанию социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области; обеспечивает использование по целевому назначению финансовых средств, предоставленных в виде субвенций из областного фонда компенсаций.

Арбитражный суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов, дела между открытым акционерным обществом «Южноуральская теплосбытовая компания» (предприятие) и Управление социальной защиты населения администрации Южноуральского городского округа (управление) заключены договоры № 79 от 01.08.2007 г., № 9/10-ютск-08 от 01.01.2008 г., № 24/11-ютск от 01.01.2009 г., № 47 от 01.01.2010 г. о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных
с предоставлением отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, льгот по оплате коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 1.1. которых договоры регулируют отношения, возникающие по поводу предоставления «предприятием» «управлению» отчетности о расходах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг гражданам из инвалидов и ветеранов, проживающим на территории Южноуральского городского округа Челябинской области и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки, финансируемых из средств федерального бюджета, в соответствии с федеральным законодательством, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и (или) «О венном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

лиц, подвергшихся радиационному воздействию, проживающим на территории Южноуральского городского округа Челябинской области и имеющим право на реализацию социальной поддержки, финансируемых из средств федерального бюджета, в соответствии с федеральным законодательством, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в майской Федерации» и (или) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

возмещения «управлением» «предприятию» расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг гражданам из числа инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся радиационному воздействию, проживающим на территории Южноуральского городского округа Челябинской области и имеющим право на реализацию соответствующих мер социальной поддержки за счет средств, выделяемых на эти цели местному бюджету из областного Фонда компенсаций в виде субвенций, предусмотренных законом
Челябинской области, в соответствии с Законом Челябинской области от 24.11.2005 г. № 430-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан».

Как указано в пункте 1.2. договоров, возмещение «управлением» расходов по оплате коммунальных услуг категориям граждан, указанным в подпункте 1.1. пункта 1 договора, производится в порядке и на условиях, установленных Постановлением Губернатора Челябинской области № 62 от 22.02.2007 г.

В период с 01.10.2007 г. по 28.02.2010 г., истец, во исполнение Федерального закона от 15.05.1991 г. № 1244-1 предоставил четырем гражданам-военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на общую сумму 35 397 руб. 27 коп., с учетом НДС.

Полагая, что указанные расходы являются убытками и подлежат возмещению за счет федерального бюджета, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

В подтверждение факта оказания услуг и предоставления льгот истец представил копии удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы, выписки из лицевых счетов граждан, платежные квитанции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 15.05.1991 г. № 1244-1, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, гарантируется оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Российская Федерация передает органам
государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 г. № 861 утверждены Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008-2010 г.г. бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которым финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию осуществляется за счет средств федерального бюджета, соответствующие субвенции перечисляются на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16, 1069 названного Кодекса).

В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта
Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК РФ).

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что истец, в связи с предоставлением гражданам-военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за период с октября 2007 г. по февраль 2010 г. понес расходы в сумме 35 397 руб. 27 коп., с учетом НДС.

Фактические расходы истца по предоставлению льгот ему не возмещены.

Истцом в адрес Управления социальной защиты населения администрации Южноуральского городского округа направлено письмо № 72 от 30.01.2008 г. с требованием возместить затраты по предоставлению льгот категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Управления социальной защиты населения администрации Южноуральского городского округа в ответ на письмо истца сообщило, что для решения вопроса возмещения затрат по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг таким категориям, как ветераны подразделений особого риска и членам их семей необходимо обратиться в Министерство обороны Российской Федерации.

Истцом в адрес Министерства обороны Российской Федерации направлена претензия № 1271 от 22.07.2010 г., в ответе на которую адресат указал, что Министерству обороны Российской Федерации субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг из федерального бюджета не выделяются, правовых оснований для возмещения понесенных истцом расходов в связи с предоставлением данным гражданам вышеуказанных льгот не имеется.

Истцом в адрес Управления социальной защиты населения администрации Южноуральского городского округа направлена претензия № 2035 от 21.03.2010 г. с аналогичными требованиями, ответа на которую не последовало.

Арбитражный суд приходит к выводу, что указанные льготы предусмотрены федеральным законодательством, в соответствующий бюджет денежные средства для возмещения расходов, связанных с предоставлением
вышеназванных льгот, были выделены в достаточном объеме, однако не израсходованные субвенции возвращены в федеральный бюджет и фактические расходы истца по предоставлению льгот не возмещены ему в полном объеме, арбитражный суд приходит к выводу о том, что данные убытки подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что убытки истца возникли ввиду бездействия органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления г. Южноуральска арбитражным судом отклоняется, поскольку в силу прямого указания закона финансирование льготы производится за счет средств федерального бюджета, следовательно, при отсутствии в бюджете субъекта Российской Федерации выделенных в установленном порядке денежных средств, расходы организации подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

Истцом заявлены требования о взыскании убытков с учетом НДС.

В пункте 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результата выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен в статьях 153-162 НК РФ.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи
с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по указанному налогу.

При указанных обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежат взысканию убытки, понесенные истцом, без НДС, а именно в размере 29 997 руб. 75 коп.

Поскольку исковые требования удовлетворены частично, а истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина, то, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Южноуральская теплосбытовая компания» убытки в размере 29 997 руб. 75 коп., судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 1 694 руб. 92 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции решения, в порядке кассационного производства - в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Писаренко *.*.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной, кассационной жалоб можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.ru, Федерального арбитражного суда
Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.