Судебная практика

Решение от 13 апреля 2011 года № А53-22519/2010. По делу А53-22519/2010. Ростовская область.

Решение

г. Ростов-на-Дону

«13» апреля 2011. Дело № А53-22519/10

Резолютивная часть решения оглашена 06.04.2011 года

Полный текст решения изготовлен 13.04.2011 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук *.*.

При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного Ф.И.О. *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Донэнерго» филиал «Тепловые сети» - «Аксайский район тепловых сетей» (ИНН 6163089292 ОГРН 1076163010890)

к товариществу собственников жилья «Вертикаль-7» (ИНН 6163011391 ОГРН 1026100001949)

о взыскании 773 062 руб. 98 коп.

при участии:

от истца: представители Хачикьян *.*. (доверенность от 12.01.2011), Черевичникова *.*. (доверенность от 12.01.2011)

от ответчика: представитель Чернышева *.*. (доверенность от 12.01.2011)

Установил:

открытое акционерное общество «Донэнерго» филиал «Тепловые сети» - «Аксайский район тепловых сетей»
обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к ответчику товариществу собственников жилья «Вертикаль-7» о взыскании 865 897 руб. 92 коп. долга сложившуюся за период с 01.08.09 г. по 31.12.2009 г. и составляющих стоимость отпущенной тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: г. Аксай, ул. Мира, 7.

Истцом в процессе рассмотрения настоящего дела было заявлено о частичном погашении ответчиком суммы основанной задолженности, в связи с чем было произведено уточнение исковых требований до 773 062 руб. 98 коп. задолженности за теплоснабжение за период с 01.08.2009 по 31.12.2009.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом удовлетворено заявление истца об уточнении исковых требований, что получило отражение в определении суда от 09.03.2011 года.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании состоявшемся 05.04.2011 объявлен перерыв до 06.04.2011 до 10 час. 30 мин., в обоснование чего судом было принято протокольное определение, что получило отражение в протоколе судебного заседания. После перерыва судебное заседание в установленное время было продолжено.

Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал доводы изложенные в исковом заявлении, с учетом произведенных уточнений, и наставал на их удовлетворении, что было мотивировано поставкой в распоряжении ответчика тепловой энергии и обязанностью ответчика по проведению соответствующих расчетов.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, повторил доводы ранее изложенные в судебном заседании, с учетом ранее представленного отзыва на исковое заявление. Позиция представителя ответчика изложенная в ходе рассмотрения дела сводилась к тому, что исковые требования заявленным истцом не подлежат удовлетворению в связи с тем, что в указанный период времени договор между ТСЖ и
ресурсоснабжающей организацией заключен не был. ТСЖ «Вертикаль 7» договор энергоснабжения в адрес истца был возвращен с протоколом разногласий, поскольку предложенные условия договора являлись для ТСЖ кабальными. Также ответчик основывал свои доводы на том, что между ОАО «Донэнерго» филиал «Тепловые сети» - «Аксайский район тепловых сетей» в 2006 г., т.е. до регистрации ТСЖ, и собственниками помещений в многоквартирном доме были заключены договора энергоснабжения, на протяжении срока действия этих договоров жильцами производилась оплата принятой тепловой энергии непосредственно истцу. Но с августа 2009 года, без какого либо уведомления со стороны истца, оплата за поставленную и потребленную тепловую энергию перестала приниматься, т.е. истец отказался принимать оплату от собственников жилых помещений в соответствии с действующими договорами энергоснабжения и настаивает на том, чтобы оплата была произведена ТСЖ. Счета на оплату также стали выставлять в адрес ТСЖ, хотя договор энергоснабжения не был заключен, и не были определены существенные условия договора, стоимость, граница балансовой принадлежности. Были оставлены без внимания заявления жильцов о том, в каком объеме и куда они могут произвести оплату за тепловую энергию. Ответчик указал, что в соответствии с Распоряжением Главы администрации Аксайского района в 2009 году отопительный сезон был начат 26 октября 2009 года, а истец требует оплату за период с августа 2009 года. Представитель ответчика также считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, так как между сторонами не были подписаны акты о поставке товарной продукции. И до настоящего времени ни одна из сторон такими актами не располагает, в связи с чем истец не подтвердил поставку тепловой энергии в объеме предъявляемом к оплате. У ТСЖ
отсутствуют основания начислять стоимость тепловой энергии гражданам в спорный период. В соответствии с п.6 ст. 135 ЖК РФ ТСЖ не отвечает по обязательствам членов товарищества, тепловая энергия в спорный период потреблена жильцами. Сам по себе факт выбора способа управления в виде ТСЖ не прекращает действие договоров между истцом и гражданами, а может быть прекращен по истечению срока действия.

При исследовании имеющихся в материалах дела документов арбитражным судом Ростовской области установлено, что собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: г.Аксай, ул. Мира, 7 на общем собрании приняли Решение о выборе формы управления многоквартирным домом - товарищество собственников жилья. Сторонами не было достигнуто соглашение по условиям договора, в связи с чем, договор со стороны ответчика подписан с разногласиями и возражениями.

ОАО «Донэнерго» филиал «Тепловые сети» - «Аксайский район тепловых сетей» через присоединенную сеть поставлял в распоряжение ТСЖ «Вертикаль 7» тепловую энергию и данное обстоятельство не было оспорено ответчиком в установленном законом порядке, в связи с чем, за ответчиком за период с 01.08.09 г. по 31.12.2009 г. образовалась задолженность в размере 773 062 руб. 98 коп. Кроме того, в процессе рассмотрения дела ответчиком не было высказано мотивированных возражений по объемам полученной тепловой энергии, расчет которой произведен по нормативу потребления.

Истец обосновывает свои требования, в том числе положениями ст. 157 ЖК РФ, ст. 547 ГК РФ, Постановлением Правительства № 307 от 23.05.06 г.

Позиция истца, изложенная в ходе рассмотрения судом настоящего дела, сводилась к тому, что ТСЖ по своему правовому статусу является исполнителем коммунальных услуг перед жильцами дома, в отношении которых ТСЖ осуществляет управление. В отношениях с ресурсоснабжающими организациями
ТСЖ является абонентом. Собственники и наниматели помещений расположенных в многоквартирном доме являются потребителями коммунальных услуг. Оплата ТСЖ тепловой энергии производится по тарифам, установленным для населения. После избрания формы управления ТСЖ заключение прямых договоров с жильцами жилых помещений противоречит нормам установленным Жилищным кодексом, поскольку ТСЖ становится лицом ответственным за управление домом и за оплату коммунальных услуг, в связи с чем истец настаивал на удовлетворении заявленных требований (с учетом произведенных уточнений) и на применении по отношению к ответчику нормативов потребления.

Из материалов дела следует, что истцом в распоряжение ответчика были направлены счета – фактуры и акты выполненных работ, которые ответчиком не были подписаны, и денежные средства, указанные в счет – фактурах, за спорный период времени, не были оплачены, в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно статьи 539 Гражданского кодекса к отношениям по договору снабжения электрической (тепловой) энергией правила параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса применяются, если законом или иным правовым актом не установлено иное.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

Таким образом, согласно положениям вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и
иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса по отношению к спорным правоотношениям.

В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса к иным правовым актам относится Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Одним из способов управления, который может быть выбран собственниками, является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, что фактически жильцами спорного дома и было сделано, о чем свидетельствует проведенное собрание собственников жилых помещений.

Названные формы, регулирующие отношения между гражданами, проживающими а многоквартирных домах, и товариществами собственников жилья, выступающими (при данном способе управления) исполнителями коммунальных услуг, не предусматривают, что по договору с ресурсоснабжающими организациями по выбору исполнителя могут заключаться для удовлетворения потребностей жильцов в той или иной коммунальной услуге только в части обслуживания мест общего пользования.

Разъяснения по вопросу применения п. 3,49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам дано в письме Министерства регионального развития РФ №4989-СК/07 от 20.03.2007 г. В этом письме отмечено, что ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг; если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом собственником жилья, так как признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутри домовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.

Приведенные разъяснения корреспондируются с положениями статей 161,162 Жилищного кодекса РФ, устанавливающих ответственность ТСЖ за обслуживание
внутридомовых инженерных систем, в силу чего они являются исполнителями коммунальных услуг в отношении потребителей и в том случае, когда договор на управление жилым домом и на предоставление коммунальных услуг не заключен.

В отношении ресурсоснабжающей организации, подающей коммунальные ресурсы, ТСЖ является абонентом, непосредственно приобретающим права и обязанности. Заключение собственником жилого помещения договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями допускается только в случае если собственники жилых помещений в многоквартирном доме осуществляется непосредственное управление таким домом (п. 8 статьи 155 ЖК РФ, «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ» от 07.03.2007г).

Согласно пункту 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии со статьей 164 ЖК РФ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что возможность заключения собственниками жилья в многоквартирном доме прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией (которая в этом случае выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг) зависит от выбранного способа управления жилым домом.

Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.

В соответствии со статьей 544 Жилищного кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами (Постановление правительства РФ №
307 от 23.05.2006г., Постановление правительства РФ № 167 от 12.02.1999).

Пунктом 15 Постановления правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электороснабжение, снабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсосберегающих организаций в порядке, определенным законодательством РФ. Согласно пункта 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008г. № 520 « Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

Статья 15 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», статья 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации тарифы на тепловую энергию и услуги по ее передаче» устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию установлены Региональной службой по тарифам Ростовской области, с учетом Постановления № 14/11 от 26.12.08. «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям Ростовской области» и тариф составляет 1211,39 руб. без НДС.

В соответствии с п.
15 Постановления Правительства № 307 от 23.05.2006 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, жилищно - строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами».

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. В рассматриваемом случае у ответчика приборы учета отсутствовали, в связи с чем, расчет суммы иска был произведен истцом по нормативу потребления.

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются в порядке определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

В соответствии с Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установки и определения нормативов потребления коммунальных услуг», при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются: нормативно технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома (п.25), коммунальные услуги предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.26).

Согласно Постановлению Главы Администрации Аксайского района № 876 от 09.07.07. «Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего
водоснабжения для населения» норматив потребления тепловой энергии на нужды населения для горячего водоснабжения составляет 0,196 Гкал./чел./ в месяц, на отопление – 0,0135 Гкал./м2.

Согласно Постановлению Главы Администрации Аксайского района № 1129 от 10.09.03 норма потребления холодной воды на горячее водоснабжение на 1 человека в месяц составляет 2,95 рублей.

В соответствии с Постановлением Главы Администрации Аксайского района № 3360 от 31.03.09. тариф на питьевую воду составляет 23,70 рублей.

Количество жильцов в многоквартирном жилом доме по адресу г. Аксай ул. Мира № 7 составляет 256 человек, что подтверждается представленными истцом реестрами лицевых счетов по состоянию на 01.08.2009 года и ответчиком суду не были представлены иные доказательства опровергающие данный вывод.

Исходя из норматива потребления тепловой энергии и количества проживающих граждан рассчитываются расходы на подогрев воды, а также стоимость холодной воды. Расход на подогрев воды рассчитывается по формуле с учетом следующих данных:

256 х 0,196 Гкал = 50,17 Гкал х 1211,39 руб. + 18 % и составляет 71 715,02 рублей; стоимость холодной воды рассчитывается по формуле с учетом следующих показателей: - 256 х 2,95 руб. = 755,2м 3 х 23,70 руб. + 18 % и составляет 21 119,94 рублей;

расход тепловой энергии на отопление рассчитывается по формуле с учетом следующих величин:

5408,63 м2 х 0,0135 Гкал./м2 = 73,016 Гкал. Х 1211,39 руб./Гкал + 18 % и составляет 104 372 рублей.

Ответчиком не представлено суду доказательств подтверждающих неправомерность произведенного истцом расчета за поставленную тепловую энергию и не были представлены иные сведения о количестве проживающих жильцов либо иные доказательства, которые могли бы опровергнуть расчет истца.

В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется указание пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.

Исходя из положений ст. 15 ЖК РФ, приведенных положений о публичном договоре и учитывая норму пункта 8 Правил № 307, требования истца о взыскании задолженности за тепловую энергия при отсутствии приборов учета исходя из и установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению № 2 к Правилам № 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги признаются судом обоснованными.

Согласно ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Сам по себе факт, отсутствия договорных отношений в силу действующего законодательства не может служить основанием для отказа в иске.

В результате, чего суд приходит к выводу о том, что задолженность за поставленную тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: г. Аксай, ул. Мира, 7 за период с 01.08.2009г. по 31.12.2009г. с учетом имеющих место уточнений составила 773 062 рубля 98 копеек.

Однако заслуживают внимания доводы ответчика о том, что истцом в течении периода времени с 28 сентября 2009 г. по 04 декабря 2009 г. не осуществлялись поставки горячей воды в связи с отключением.

Данные доводы подтверждаются документами представленными ответчиком в судебное заседание, а именно:

актом о прекращении поступления ГВС в многоквартирный дом от 28.09.09 г;

Заявлением об обращении к дежурному по причине отсутствия ГВС и выдачи акта о причине отключения, вх. № 800 от 30.09.09 г;

ответом истца на заявление по вопросу отключения ГВС с указанием, что горячее водоснабжение отключено и что правовых оснований для подачи ГВС нет, исх. № 1638 от 01.10.09 г;

письмом ОАО «Донэнерго» филиал «Тепловые сети» - «Аксайский район тепловых сетей», исх. № 1702 от 09.10.09 г;

справкой, подписаннойя председателем ТСЖ «Вертикаль 7» об отсутствии ГВС в период с 28 сентября 2009 г. по 04 декабря 2009 г;

Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 22 января 2010 г;

Постановлением № 1205 Государственной жилищной инспекции по Ростовской области о назначении административного наказания от 29 ноября 2009 г;

Суд считает, что представленные выше документы подтверждают факт отсутствия горячего водоснабжения за период с 28 сентября 2009 г. по 04 декабря 2009 г., а всего за 68 дней и суд считает, что истец не доказал факт поставки горячего водоснабжения ТСЖ, в порядке предусмотренном положениями ст. 65 АПК РФ.

В связи с тем, что ТСЖ производились начисления за горячее водоснабжение исходя из нормативов потребления и количества граждан проживающих в многоквартирном доме сумма, не подлежащая взысканию за указанный период времени за горячее водоснабжение, в вышеуказанный период составляет 203 638 руб. 24 коп. и подлежит исключению судом из уточненных истцом исковых требований.

Учитывая, что материалами дела подтверждается факт ненадлежащего исполнения ответчиком оплаты за поставленную и принятую тепловую энергию, суд считает требование истца о взыскании с ответчика задолженности за период с 01.08.2009г. по 31.12.2009г. перед истцом, обоснованным и подлежащим удовлетворению в сумме 569 424 руб. 74 коп.

Судебные расходы, в соответствии с положениями НК РФ и АПК РФ в данном случае подлежат отнесению на сторон пропорционально размеру удовлетворенным исковым требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 135, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 426, 539, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 110, 167- 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Взыскать с товарищества собственников жилья «Вертикаль-7» (ИНН 6163011391 ОГРН 1026100001949) в пользу открытого акционерного общества «Донэнерго» филиал «Тепловые сети» - «Аксайский район тепловых сетей» (ИНН 6163089292 ОГРН 107616301089 Ф.И.О. задолженности и 15 069 руб. 71 коп. госпошлины.

В остальной части иска отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу «Донэнерго» филиал «Тепловые сети» - «Аксайский район тепловых сетей» (ИНН 6163089292 ОГРН 1076163010890) из Федерального бюджета госпошлину в сумме 79 руб. 77 коп.

Решение может быть обжаловано в вышестоящие инстанции в порядке и сроки определенные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации

Судья *.*. Бондарчук.