Судебная практика

Иск о взыскании недополученных доходов за предоставление гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. По делу. Хабаровский край.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:

судьи Букиной *.*.,

при ведении протокола судьей,

при участии в судебном заседании:

от истца: Ращупкина *.*.,

от ответчика: министерство финансов Хабаровского края - не явился. О времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебного акта, представлено заявление об отложении дела слушанием,

от ответчика: министерство финансов РФ - Шапрынская *.*.,

от третьего лица: Финансовый департамент администрации г. Хабаровска - Малашкин *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску МУП г. Хабаровска “СЗ по ЖКУ“ к министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ о возмещении недополученных доходов,

установил:

Истец обратился в суд с иском к министерству финансов Хабаровского края о
возмещении недополученных доходов за предоставленную льготную скидку гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, в сумме 18499322 руб. 07 коп. Требования мотивирует тем, что истцом в 2002 году населению, попадающему под действие ФЗ “О ветеранах“, была предоставлена льгота на оплату жилья и коммунальных услуг на сумму 34307122 руб. 07 коп.

Частично в размере 15807800 руб. затраты на предоставленную льготную скидку были компенсированы.

Сумма недофинансирования составляет сумму иска. Поскольку, согласно ст. 10 ФЗ “О ветеранах“, оплата коммунальных услуг и жилья осуществляется за счет средств бюджетов субъекта РФ, истец просит взыскать сумму долга с ответчика.

Определением суда от 28.01.2004 к участию в деле были привлечены в качестве соответчика Министерство финансов РФ, в качестве третьего лица - финансовый департамент администрации города Хабаровска.

В судебном заседании представитель истца уменьшил размер исковых требований. Просил взыскать с ответчиков (по усмотрению суда) в качестве компенсации выпадающих доходов 17582680 руб. 40 коп. Уменьшение размера исковых требований обусловлено счетной ошибкой, допущенной при подаче иска. Поддержала исковые требования, приведя доводы искового заявления. Также пояснил, что для правильного расчета суммы предоставленных льгот необходимо вычитать суммы, начисленные за радио.

Поддерживает требования к обоим ответчикам.

Представитель Министерства финансов РФ иск не признал по основаниям, указанным в отзыве. Которые сводятся к следующему. В 2002 г. из бюджета РФ бюджету Хабаровского края были выделены денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“. Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом. Вместе с тем, в ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ предусмотрено, что норматив отчислений данного налога в консолидированные бюджеты субъектов РФ на 2002 г. составляет 100% от полученной суммы. В
свою очередь, Законом Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год“ установлено, что 15% от налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджет края, направляется на реализацию ФЗ “О ветеранах“. Также на основании ст. 48 ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ из средств фонда финансовой поддержки субъектов РФ Хабаровскому краю было выделено 2324851000,0 рублей на выравнивание бюджетной обеспеченности. При расчете указанной суммы учитывались предполагаемые расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“. Сумма этих расходов - 504,2 млн. руб. Порядок расчета установлен Методикой расчетов распределения средств ФФФП. Факт передачи денежных средств в указанной сумме подтверждается актом сверки и реестрами по перечислению бюджетных средств. Сумму иска не оспаривает, расчеты и прилагаемые к ним документы проверены.

Полагает, что убытки, понесенные истцом, должны быть взысканы с министерства финансов Хабаровского края, т.к. государство выполнило свою обязанность по финансированию ФЗ.

Представитель министерства финансов Хабаровского края в судебное заседание, назначенное на 26.04.2004, не явился, представив заявление об отложении дела слушанием в связи с занятостью специалистов юридической службы в других судебных заседаниях.

Суд, выслушав мнение участников процесса, заявленное ходатайство отклонил протокольным определением по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ст. 158 АПК арбитражный суд может отложить дело слушанием по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.

Ответчиком в обоснование ходатайства представлены копии четырех судебных повесток Центрального районного суда г. Хабаровска.

Согласно п. 8 ст. 75 АПК письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике либо в форме надлежащим образом заверенной копии.

Ответчиком данное требование АПК не исполнено.

Кроме того, п. 5 ст. 59 АПК предусмотрен
перечень лиц, которые полномочны представлять интересы организаций в суде. Ответчик, являясь юридическим лицом, имеющим штат работников, имел возможность выдать доверенность на представительство в суде любому из них (не обязательно специалисту юридической службы), т.к. АПК не устанавливает требования обязательного юридического образования для представления интересов организации.

При разрешении ходатайства судом также была учтена длительность производства по делу.

В предыдущих судебных заседаниях представитель минфина края иск не признавал по основаниям, указанным в отзыве и дополнениям к нему. Также пояснил, что в ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ не предусмотрено целевое выделение средств бюджету края на реализацию ФЗ “О ветеранах“, между тем, льготы ветеранам установлены ФЗ, следовательно, должны обеспечиваться федеральными денежными средствами.

Предоставление права получения 100% НДФЛ само по себе не означает, что РФ предоставила это право с целью реализации ФЗ “О ветеранах“, т.к. на это в ФЗ не указано.

Методика не является нормативным актом.

Между министерством финансов края и Министерством финансов РФ в октябре 2001 г. составлялся протокол сверки исходных данных для расчета объемов финансовой помощи, в котором указано количество ветеранов, проживающих на территории края, указана ставка федерального стандарта стоимости ЖКУ. На основании этих данных, исходя из того, что социальная норма площади жилья на человека, установленная Законом Хабаровского края, составляет 18 кв. м, можно сделать расчет, что для реализации ФЗ “О ветеранах“ краю в 2002 г. требовалось 820,881 тыс. руб., т.е. сумма, значительно превышающая сумму, рассчитанную на основании Методики, на которую ссылается Министерство РФ.

Ответчик полагает, что убытки должны быть взысканы со второго ответчика.

Определение суда от 25.03.2004 не исполнено.

Представитель третьего лица исковые требования поддержал, в материалы дела представил
отзыв. Подтвердил, что из бюджета края бюджету города были выделены денежные средства на компенсацию льгот по оплате ЖКУ. Из этих средств истцу финансовым департаментом администрации города было компенсировано 16266900 руб., остальные денежные средства распределены между иными организациями, оказывающими коммунальные услуги. Более никаких средств из вышестоящих бюджетов не поступало. Расчет, представленный истцом, подтверждается материалами дела. Разрешение вопроса о том, с какого из ответчиков должны быть взысканы понесенные истцом убытки, представитель третьего лица относит на усмотрение суда.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению посредством взыскания с казны РФ в лице Минфина РФ по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, не оспаривалось и не доказывалось лицами, участвующими в деле, истцом в 2002 г. в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ части населения г. Хабаровска была предоставлена 50% льгота по оплате жилья и ЖКУ на общую сумму 33849581 руб. 10 коп. Распределением средств, поступивших на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в 2002 г., согласованным заместителем мэра города, подтверждается, что убытки истца были компенсированы на сумму 16266900 руб. Следовательно, сумма некомпенсированных убытков - 17582681 руб. 10 коп. (Истец просит взыскать 17582680 руб. 40 коп.).

Согласно ст. 15 ГК, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы...

Законом “О ветеранах“ ветеранам гарантирована 50% льгота по оплате жилья и ЖКУ.

Согласно пп. а, б п. 2 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“, расходы на оплату жилья и ЖКУ
возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Согласно пп. “ж“ п. 1 ст. 72 Конституции РФ, социальная защита находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Статьей 86 БК финансирование социальной защиты не отнесено к расходам, финансируемым исключительно из бюджетов субъектов РФ.

Исходя из анализа положений главы IV.1 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ (184-ФЗ от 06.10.1999), ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ, раздел полномочий РФ и субъекта РФ определяется по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Т.е., если обязательства по социальной защите установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Разделом 4 Постановления Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 “О программе развития межбюджетного федерализма на период до 2005 года“ установлен принцип материального обеспечения нормативных актов за счет средств бюджетов субъектов, их издавших.

Таким образом, поскольку ФЗ “О ветеранах“ является федеральным законом, его материальное обеспечение должно осуществляться за счет средств бюджета РФ.

На это же указано и в п. 2 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ - расходы органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что требования к министерству финансов края могут быть удовлетворены только в случае выделения в
2002 г. целевым назначением из бюджета РФ в бюджет края денежных средств для реализации ФЗ “О ветеранах“.

ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ не предусмотрено выделение денежных средств Хабаровскому краю для реализации льгот, гарантированных ФЗ “О ветеранах“.

Представитель Минфина РФ, возражая против иска, пояснил суду, что эти льготы должны были быть финансируемы за счет средств НДФЛ, 100% которого оставлено в бюджете субъекта РФ.

Приложением N 2 к указанному ФЗ действительно установлено, что 100% НДФЛ в 2002 г. поступает в бюджеты субъектов РФ.

Но ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ не содержит указаний на то, что средства, полученные в качестве НДФЛ, должны быть использованы на реализацию ФЗ “О ветеранах“.

То обстоятельство, что ст. 20 Закона Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края“ установлено, что 15% НДФЛ, поступающего в бюджет края, направляется на реализацию ФЗ “О ветеранах“, не означает, что между бюджетами федерации и края достигнуто соглашение о том, что НДФЛ должен использоваться целевым назначением на компенсацию льгот, гарантированных ФЗ “О ветеранах“. Согласно п. 4 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“, дополнительные средства для финансирования установленных ФЗ мер социальной защиты ветеранов могут быть получены из любых не запрещенных законом источников. Статьей 31 БК гарантирован принцип самостоятельности бюджетов, согласно которому органы государственной власти субъектов Федерации вправе самостоятельно определять направление расходования средств соответствующих бюджетов.

В обоснование возражений против иска представитель Минфина РФ также ссылается на выделение Хабаровскому краю в 2002 г. из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в сумме 2324851 руб., при расчете которой учитывались предполагаемые расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“.
При этом представитель ссылается на Методику и результаты расчетов распределения средств ФФФП.

Согласно указанной Методике, при расчете индекса бюджетных расходов действительно дополнительно учитывались расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“. Из таблицы N 4, прилагаемой к Методике, следует, что были учтены расходы на ФЗ “О ветеранах“ в сумме 504,2 млн. руб.

Статьей 38 БК установлен принцип адресности бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

На целевой характер межбюджетных расчетов при реализации ФЗ “О ветеранах“ указано и в п. 2 данного Закона.

Согласно ст. 3 и приложению N 4 115-ФЗ от 15.08.1996, расходы на реализацию льгот, установленных ФЗ “О ветеранах“, являются целевыми статьями расходов бюджета.

Статьей 48 ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ и Приложением N 11 к указанному ФЗ утвержден объем суммы финансовой помощи из ФФФП - Хабаровскому краю выделены дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в сумме 2324851 руб. Указан целевой характер выделенных средств. Указаний на то, что данные средства должны пойти на реализацию льгот по оплате жилья и ЖКУ, предоставленных ФЗ “О ветеранах“, ФЗ “О федеральном бюджете“ и приложении не содержится.

Приложением N 13 установлено распределение средств Фонда компенсаций по субъектам РФ в 2002 г., указаны суммы субсидий и субвенций на реализацию ряда социальных законов, компенсаций на реализацию ФЗ “О ветеранах“ не предусмотрено.

Следовательно, ФЗ “О
бюджете на 2002 год“ не содержит целевых статей расходов федерального бюджета на возмещение Хабаровскому краю расходов по реализации льгот, установленных ФЗ “О ветеранах“.

Представленная ответчиком Методика нормативным актом, согласно Разъяснениям о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Приказом Минюста РФ от 14.07.1999 N 217, не является.

Согласно ст. 2 БК, бюджетные отношения в РФ регулируются только нормативными правовыми актами.

Кроме того, статья 10 ФЗ “О ветеранах“ помимо льготной оплаты жилья и ЖКУ предусматривает целый перечень иных видов льгот, гарантированных ветеранам.

Представленная Методика не содержит указаний на то, что рассчитанные по ней средства должны быть направлены именно на компенсацию предоставленных льгот по оплате жилья и ЖКУ.

В представленных ответчиком реестрах о передаче денежных средств из федерального бюджета в бюджет края содержат указание на целевое назначение этих средств - дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Аналогично целевое назначение средств указано и в акте сверки.

Следовательно, расчеты, указанные в Методике, не могут расцениваться как доказательства целевого направления средств для реализации льгот, предоставленных ФЗ “О ветеранах“.

Также необходимо отметить, что сумма, указанная в таблице N 4 Методики, недостаточна для реализации не только всех предусмотренных ФЗ “О ветеранах“ льгот, но и даже для компенсации льгот по жилью и ЖКУ.

Как было указано выше, в материалах дела имеется протокол сверки в Минфине РФ исходных данных для расчета объема финансовой помощи бюджету Хабаровского края из федерального бюджета на 2002 г. Согласно указанному документу, численность ветеранов в Хабаровском крае - 211132 чел. Федеральный стандарт стоимости ЖКУ - 36 руб. мес. кв. м. Протокол подписан с разногласиями в
отношении стоимости кв. м жилья в крае, в разногласиях указано на фактическую стоимость жилья в 2002 г. - 50,7 руб.

При расчете суммы, необходимой для компенсации льгот, необходимо произвести следующий расчет: 36 руб. за 1 кв. м x 12 месяцев (период) x 18 кв. м (социальная норма площади на 1-го человека, установленная Законом Хабаровского края: 2 (50% льгота) x 211132 (количество ветеранов) = 820881216 руб.). В Методике же указана сумма - 504,2 млн. руб.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в 2002 г. из федерального бюджета денежные средства бюджету Хабаровского края на реализацию льгот по оплате жилья и ЖКУ целевым назначением не выделялись.

Следовательно, в силу вышеназванных правовых норм, сумма долга должна быть взыскана с казны РФ в лице Минфина РФ.

Сумма долга подтверждается материалами дела (в судебное заседание 26.02.2004 для обозрения предоставлялись полные списки льготников).

Сумма долга не оспаривалась и не доказывалась ответчиками.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 167 - 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства РФ в пользу МУП г. Хабаровска “СЗ по ЖКУ“ в счет возмещения неполученных доходов денежную сумму в размере 17582680 руб. 40 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок, начиная с даты изготовления мотивированного решения, в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края.

Дата изготовления мотивированного решения - 05.05.2004.

Судья

*.*. Букина