Судебная практика

Иск о признании недействительным в части решения налогового органа о доначислении налогов и применении штрафных санкций за их неуплату. По делу. Хабаровский край.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:

судьи Бруева *.*., при специалисте Горбуновой *.*., ведущей протокол, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Хабаровском крае к Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска, Отделу Пенсионного фонда РФ по Центральному округу г. Хабаровска о признании недействительными п.п. 1.1, 2.1 решения Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска N 869 от 30.05.2003, по встречному заявлению Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Хабаровском крае о взыскании 736712 руб.,

при участии:

от заявителя - Неминущая *.*.,
заместитель начальника управления, Бочкарева *.*., заместитель начальника финансово-экономического отдела;

от ответчиков:

от Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска - Оксюта *.*. главный госналогинспектор юридического отдела, Малявцева *.*., старший госналогинспектор, Бригаденко *.*., специалист 1 категории;

от Отдела Пенсионного фонда РФ по Центральному округу г. Хабаровска - Сироткина *.*., главный юрисконсульт юридического отдела.

Сущность спора:

Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Хабаровском крае обратилось к Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска, Отделу Пенсионного фонда РФ по Центральному округу г. Хабаровска о признании частично недействительным решения Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска N 869 от 30.05.2003, которым заявителю доначислены единый социальный налог, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные с выплат мировым судьям, пени, применены штрафные санкции за неуплату налога и взносов.

Свое требования заявитель обосновывает тем, что на мировых судей согласно действующему законодательству распространяются гарантии материального обеспечения и социальной защиты, установленные законодательством для судей судов общей юрисдикции, поэтому мировые судьи не являются плательщиками единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Учитывая, что лимитами бюджетных обязательств в 2001 - 2002 годах не предусмотрены указанные расходы, считает решение налоговой инспекции в оспариваемой части противоречащим бюджетному законодательству, а встречные требования - необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Инспекция МНС РФ по Центральному району с предъявленными требованиями не согласна. Считает оспариваемое решение законным и обоснованным. Полагает, что мировые суды не относятся к федеральным судам, освобожденным от уплаты единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Оспариваемым решением заявитель обоснованно привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 736712 руб.
по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 2001 - 2002 годы. По направленному требованию штраф в установленный срок не уплачен, в связи с чем по встречному требованию просит взыскать указанную сумму в судебном порядке.

Отдел Пенсионного фонда РФ по Центральному округу г. Хабаровска считает привлечение его в качестве соответчика необоснованным, полагает, что проверка проведена налоговой инспекцией в рамках предоставленных законом полномочий.

Суд

установил:

Инспекцией МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска на основании решения заместителя руководителя инспекции от 20.03.2003 N 441 проведена выездная налоговая проверка Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Хабаровском крае по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления страховых взносов во внебюджетные фонды. Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ за период с 01.01.2000 по 31.12.2000, единого социального налога за период с 01.01.2002 по 30.09.2002, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 30.09.2002.

Результаты проверки отражены в акте N 08-14/364 от 28.04.2003. На основании акта инспекцией вынесено решение N 869 от 30.05.2003, которым Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Хабаровском крае за неуплату (неполную уплату) единого социального налога, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа на сумму 736712 руб. Этим же решением доначислен единый социальный налог в сумме 2342891 руб., в том числе в части федерального
бюджета 2337851 руб., Фонда социального страхования РФ - 5040 руб., страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в сумме 1101807 руб. на страховую часть трудовой пенсии и 245463 руб. - на накопительную, пени в сумме 4909409 руб.

Требованиями от 30.05.2003 NN 08/546, 08/547, врученными 02.06.2003, налогоплательщику предложено уплатить доначисленные налог, взносы, пени и штрафы в срок до 14.06.2003.

Не согласившись с пунктами 1.1, 2.1 решения налоговой инспекции, Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Хабаровском крае обратилось в суд о признании его недействительным в указанной части.

Поскольку начисленные штрафы в установленный срок в полном объеме не уплачены, инспекция обратилась со встречным заявлением о взыскании их в судебном порядке.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя по основному требованию подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации“ в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации“ мировые судьи в Российской Федерации являются судьями
общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 2 указанного Закона на мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации “О статусе судей Российской Федерации“ и иными федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 “О статусе судей Российской Федерации“ все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 9 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 предусмотрено, что гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, требования законодательства в части материального и социального обеспечения, установленные для судей федеральных судов, распространяются и на мировых судей.

Согласно п. 3 ст. 245 НК РФ федеральные суды не включают в налоговую базу для исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания судей, имеющих специальные звания.

Статьей 26 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“, статьей 33 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ в 2001 - 2002 годах федеральные суды освобождены от уплаты единого социального налога (взноса) с денежного содержания судей, имеющих специальные звания, в части, исчисляемой и уплачиваемой в
Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, мировые суды не являются плательщиками единого социального налога.

Пунктом 7 Постановления Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4994-1 “О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ “О статусе судей Российской Федерации“ установлено, что выплата ежемесячного денежного содержания судьям, пребывающим в отставке, а также тем бывшим судьям, на которых это право распространено, производится за счет средств федерального бюджета.

Поскольку пожизненное содержание судей осуществляется из средств не Пенсионного фонда РФ, а федерального бюджета, Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не распространяется на судей, и, следовательно, судьи, в том числе и мировые, не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Как следует из статьи 33 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации“ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ, финансирование мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете.

Из материалов дела следует, что согласно уточненным уведомлениям Судебного департамента при Верховном Суде РФ бюджетные ассигнования из федерального бюджета на 2001 - 2002 годы, связанные с начислениями на оплату труда единого социального налога, в части уплаты перечислений в Пенсионный фонд ПФ и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не предусматривались.

Пунктом 5 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ определено, что в случае, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом (решением) о бюджете, применяется закон (решение) о бюджете.

При таких обстоятельствах налоговой инспекцией неправомерно доначислены по оспариваемому решению единый социальный налог в сумме 2337851 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 1347270 руб., начислены с них пени,
штрафы в сумме 736712 руб.

По указанным основаниям встречное заявление Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Хабаровском крае о взыскании штрафных санкций в сумме 736712 руб. удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 197 - 201 АПК РФ, Арбитражный суд Хабаровского края

решил:

Требования Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Хабаровском крае к Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска, Отделу Пенсионного фонда РФ по Центральному округу г. Хабаровска о признании недействительными п.п. 1.1, 2.1 решения Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска N 869 от 30.05.2003 удовлетворить.

Пункты 1.1, 2.1 решения Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска N 869 от 30.05.2003 в части доначисления единого социального налога в сумме 2337851 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1347270 руб., исчисленных с них пени, штрафов в сумме 736712 руб., признать недействительным, как не соответствующими требованиям Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации“, Бюджетного кодекса РФ, Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 “О статусе судей Российской Федерации“, Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации“, Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“, Постановления Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4994-1 “О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ “О статусе судей Российской Федерации“, Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

В удовлетворении встречных требований Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска
к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Хабаровском крае о взыскании 736712 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья

*.*. Бруев