Судебная практика

Заявление о признании недействительным уведомления налогового органа о невозможности применения упрощенной системы налогообложения. По делу. Хабаровский край.

Арбитражный суд в составе:

судьи Михайловой *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Михайловой *.*.,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению индивидуального предпринимателя Скоцык Ростисла о признании пропуска срока для подачи заявления о переводе на упрощенную систему налогообложения уважительным и обязании Инспекции МНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре перевести его на упрощенную систему налогообложения,

при участии:

от заявителя - Скоцык *.*.,

от налогового органа - не явился,

установил:

Индивидуальный предприниматель Скоцык Ро Ф.И.О. обратился с заявлением о признании пропуска срока для подачи заявления о переводе на упрощенную систему налогообложения уважительным и обязании Инспекции МНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре перевести его на упрощенную систему налогообложения.

Заявитель в судебном заседании уточнил предмет
заявления и просил признать недействительным уведомление ИМНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре N 51 от 15.01.2003 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения по тем основаниям, что в связи с поздним принятием и опубликованием Закона Хабаровского края о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и в соответствии с которым он перестал являться плательщиком единого налога, у него не было возможности для выбора упрощенной системы налогообложения, в связи с чем в отношении него был нарушен принцип всеобщности и равенства налогообложения.

Налоговый орган в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном отзыве просил в удовлетворении заявления отказать.

Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель Скоцык *.*., осуществляя деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, являлся в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 3 Закона Хабаровского края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае“ плательщиком единого налога на вмененный доход.

Законом РФ N 104-ФЗ от 24.07.2002 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ раздел VIII.1 “Специальные налоговые режимы“ дополнен главами 26.2 “Упрощенная система налогообложения“ и 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности“.

Закон вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования - с 30 августа 2002 г., а специальные налоговые режимы, предусмотренные статьей 1, введены
в действие с 1 января 2003 года.

В соответствии со статьей 346.11 раздела “Упрощенная система налогообложения“, упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Кодексом.

Такой порядок регламентирован статьей 346.13, в соответствии с которой организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. Кроме того, до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения, налогоплательщиком осуществляется выбор объекта налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Таким образом, законодатель, введя упрощенную систему налогообложения наряду с общей системой налогообложения, предоставил налогоплательщикам право выбора между ними, для чего установил срок с 1 октября по 30 ноября предшествующего года, и срок для выбора объекта вплоть до наступления налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения, в общей сложности три месяца.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в соответствии со ст. 346.26 Кодекса устанавливается Налоговым кодексом РФ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и также применяется наряду с общей системой налогообложения.

В указанной статье дан перечень видов деятельности, в отношении которых, по решению субъекта Российской Федерации, может применяться эта система, в том числе оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемое
организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Законом Хабаровского края N 71 от 26.11.2002 в соответствии с главой 26.3 НК РФ введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Хабаровском крае, в которые не был включен такой вид деятельности как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Закон введен в действие с 1 января 2003 г. и опубликован в газете “Приамурские ведомости“ в номере 218 за 29 ноября 2002 г. Согласно сообщению ЗАО “Союзпечать“ данный номер газеты распространен в розничную торговую сеть г. Комсомольска-на-Амуре 30 ноября 2002 г.

Сопоставляя вышеуказанные нормы и порядок их введения, суд приходит к выводу о том, что индивидуальный предприниматель Скоцык *.*. узнал о том, что его деятельность не подпадает под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и он является плательщиком налогов в общеустановленном порядке, с 30 ноября 2002 г.

В это время срок, установленный статьей 346.13 НК РФ для выбора упрощенной системы налогообложения, уже истек. Таким образом, предприниматель был лишен самой возможности такого выбора.

На заявление предпринимателя от 18.12.2002 о переходе на упрощенную систему налогообложения налоговый орган 15.01.2003 уведомил его о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в связи с несвоевременным представлением заявления.

Данное уведомление суд расценивает как вынесенное в нарушение норм налогового законодательства.

В соответствии с п. 1 статьи 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Между тем, в сложившейся ситуации индивидуальный предприниматель Скоцык *.*. оказался в неравном положении по сравнению с налогоплательщиками, которые ранее уплачивали налоги в общеустановленном порядке и
имели возможность в течение двух месяцев с 1 октября по 30 ноября 2002 г. для анализа упрощенной системы налогообложения и своевременной подачи заявления в случае ее выбора.

Нарушение налоговым органом норм налогового законодательства о признании всеобщности и равенства налогообложения привело к нарушению права предпринимателя на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, закрепленного в статье 34 Конституции Российской Федерации.

Между тем, в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, оспариваемое решение (уведомление) N 51 от 15.01.2003 Инспекции МНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре о невозможности применения упрощенной системы налогообложения противоречит закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, фактически возлагая на него обязанность уплачивать налоги в общеустановленном порядке и лишая его права выбора иной системы налогообложения.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение (уведомление) о невозможности применения упрощенной системы налогообложения N 51 от 15.01.2003 Инспекции МНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре, принятое в отношении индивидуального предпринимателя Скоцыка Ростисла как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации и Конституции Российской Федерации и обязать Инспекцию МНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Скоцыка Ростисла

Возвратить индивидуальному предпринимателю Скоцыку Ростисла из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., перечисленную по квитанции от 01.04.2003.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию арбитражного суда.

Судья

*.*. Михайлова