Судебная практика

О признании отдельных положений Бюджетного кодекса Хабаровского края противоречащими федеральному законодательству. Решение от 13 мая 2003 года № 3-77/03. Хабаровский край.

Именем Российской Федерации

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Барабаш *.*.

при секретаре Филипповой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании ст.ст. 7, 8, 20, 52, 57, 109, 112, 113, 117, 120, 182, 183, 188 Бюджетного кодекса Хабаровского края противоречащими федеральному законодательству,

установил:

Законодательной Думой Хабаровского края Законом края N 152 от 28 июля 1999 г. принят Бюджетный кодекс Хабаровского края.

Статьями Бюджетного кодекса Хабаровского края установлены: компетенция органов государственной власти края и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений (ст.ст. 7, 8); права Законодательной Думы и органов местного самоуправления в области детализации объектов бюджетной классификации Российской Федерации (ст.
20); полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию доходов бюджетов (ст.ст. 52, 57), права органов государственной власти края при предоставлении финансовой помощи местным бюджетам (ст. 109); бюджетные полномочия Законодательной Думы, представительных органов местного самоуправления. Правительства края и исполнительных органов местного самоуправления (ст.ст. 112, 113); ответственность главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств (ст. 117); права и обязанности получателей бюджетных средств (ст. 120); права бюджетного учреждения при неполном финансировании и задержке финансирования (ст. 182); права получателей бюджетных средств при исполнении бюджета (ст. 183); полномочия Правительства края и исполнительных органов местного самоуправления в области применения мер принуждения (ст. 188).

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству статей 7, 8, 20, 52, 57, 109, 112, 113, 117, 120, 182, 183, 188 Бюджетного кодекса Хабаровского края, ссылаясь на то, что данные нормы Закона края приняты Законодательной Думой Хабаровского края с превышением полномочий, в связи с чем являются незаконными и нарушают принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Ким *.*. поддержал требования, заявленные прокурором Хабаровского края.

Представитель Законодательной Думы Хабаровского края по доверенности Ермольченко *.*. не согласилась с заявленными требованиями, возражала против их удовлетворения.

Выслушав объяснения прокурора Ким *.*., представителя Законодательной Думы Хабаровского края Ермольченко *.*., исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором Хабаровского края требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. “б“ п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999, N 184-ФЗ
“Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения в пределах полномочий субъектов Российской Федерации.

Согласно п. “ж“ статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции, определенной ст. 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно преамбуле, ч. 2 ст. 1 и ст. 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливаются настоящим Кодексом и отнесены к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены: компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений (ст.ст. 8, 9); права законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области детализации объектов бюджетной классификации Российской Федерации (ст. 27); полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов (ст.ст. 59, 64); права органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении финансовой помощи местным бюджетам (ст. 140); бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти (ст.ст. 153, 154); ответственность главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств (ст. 160); права и обязанности получателей бюджетных средств (ст. 163); права бюджетного учреждения при неполном
финансировании и задержке финансирования (ст. 237); права получателей бюджетных средств при исполнении бюджета (ст. 238); полномочия органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в области применения мер принуждения (ст. 284-1).

Исходя из данных норм федерального законодательства, суд находит, что оспариваемые прокурором Хабаровского края ст.ст. 7, 8, 20, 52, 57, 109, 112, 113, 117, 120, 182, 183, 188 Бюджетного кодекса Хабаровского края, которыми установлен правовой статус субъектов бюджетных правоотношений, порядок и условия привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства, противоречат ч. 2 ст. 1, ст. 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку приняты по вопросам, не отнесенным к предметам законодательного регулирования субъекта Российской Федерации.

Доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края о том, что оспариваемые статьи Бюджетного кодекса Хабаровского края продублированы из Бюджетного кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты в качестве основания для отказа в удовлетворении требований, заявленных прокурором Хабаровского края, поскольку дублирование положений федерального закона в законе субъекта Российской Федерации может быть признано допустимым лишь при условии соблюдения принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Ссылки представителя Законодательной Думы Хабаровского края на то, что нормы ст.ст. 112, 113, 117, 120, 182, 183, 188 Бюджетного кодекса Хабаровского края приняты в пределах ведения субъекта Российской Федерации, так как ими регулируются вопросы исполнения бюджета, несостоятельны, основаны на неправильном истолковании закона, поскольку данными нормами осуществлено законодательное регулирование по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации - установление правового статуса участников бюджетного процесса, а также порядка и условия привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

С учетом
изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующими со дня принятия статьи 7, 8, 20, 52, 57, 109, 112, 113, 117, 120, 182, 183, 188 Бюджетного кодекса Хабаровского края.

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в Собрании законодательства Хабаровского края. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий

*.*. Барабаш