Судебная практика

По иску об обязании внести изменения в кадастровый план по категории земельного участка. По делу. Самарская область.

от 31 июля 2006 г. по делу N А55-5848/06 (извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя М., г. Тольятти, к ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Самарской области“ в лице Тольяттинского филиала о признании незаконными действий, обязании внести изменения по категории земельного участка и обязании выдать кадастровый план.

Индивидуальный предприниматель М., г. Тольятти Самарской области, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц ФГУ “Земельная кадастровая палата по Самарской области“ в лице Тольяттинского филиала по указанию в выданном 08.09.2005 кадастровом плане земельного участка площадью 1,0 га категории земельного участка (кадастровый номер объекта 63:09:0305025:0055) “земли
поселений“, находящегося по адресу: г. Тольятти Самарской области, Ставропольский лесхоз, Тольяттинское лесничество, квартал 50, и просит обязать ФГУ “Земельная кадастровая палата по Самарской области“ в лице Тольяттинского филиала внести изменение в указание категории указанного земельного участка в Едином государственном реестре земель в отношении данного земельного участка с “земли поселений“ на “земли лесного фонда“ и выдать ему кадастровый план с указанием категории земельного участка “земли лесного фонда“.

Заявитель обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного трехмесячного срока согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ на обращение в арбитражный суд и при этом сослался на уважительную причину пропуска срока на то обстоятельство, что ему стало известно о нарушении его прав только 14 февраля 2006 г., когда была приостановлена регистрационным органом государственная регистрация договора аренды от 27.06.2005 спорного участка лесного фонда.

Суд удовлетворил ходатайство заявителя и восстановил пропущенный срок на основании ст. 117, п. 4 ст. 198 АПК РФ, принимая во внимание приведенный довод заявителя как уважительную причину пропуска установленного срока обращения в арбитражный суд с заявлением.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Ответчик считает, что поскольку спорный участок, арендуемый предпринимателем М., находится в границах городского округа Тольятти и до настоящего времени законодательного разграничения по категориям земель не проводилось, то городские леса им обоснованно отнесены к категории “земли поселений“, а не категории “земли лесного фонда“.

Третье лицо - Мэрия городского округа Тольятти - не согласилась с требованиями заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо - Управление Роснедвижимости по Самарской области - также с заявленными требованиями не согласилось.

Третье лицо - ФГУ “Ставропольский лесхоз“ -
поддержало требования заявителя.

Третьи лица - Агентство лесного хозяйства по Самарской области, ТУ ФА по управлению федеральным имуществом по Самарской области отзывы не представили, представители в заседание суда не явились. Суд рассмотрел дело в их отсутствие согласно ст. 156 АПК РФ, принимая во внимание надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения дела.

Рассмотрев материалы дела, и заслушав представителей заявителя, ответчика и третьих лиц, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.

На основании протокола о результатах лесного конкурса от 23.12.2004 предприниматель М., г. Тольятти, 27 июня 2005 г. заключил с ФГУ “Ставропольский лесхоз“ договор аренды N 1 участка лесного фонда площадью 1,0 га сроком на 10 лет для культурно-оздоровительных целей, находящийся по адресу: г. Тольятти Самарской области, Ставропольский лесхоз, Тольяттинское лесничество, квартал 50.

По просьбе заявителя 8 сентября 2005 г. Тольяттинский филиал ФГУ “Земельная кадастровая палата по Самарской области“ выдала ему кадастровый план участка N 09-4-8/05-2626, в котором в графе 8.1 указала категорию земель - “земли поселений“, что послужило основанием для отказа заявителю 20 марта 2006 г. Управлением г. Тольятти ГУ Федеральной регистрационной службы по Самарской области в праве на государственную регистрацию договора аренды N 1 от 27.06.2005 участка лесного фонда на основании представленного пакета документов и в том числе указанного кадастрового плана.

Спорный участок лесного фонда площадью 1,0 га, арендуемый заявителем по договору N 1 от 27.06.2005, находится в границах городского округа Тольятти с 1995 г., относится к лесам 1-й группы и в соответствии с лесоустроительными документами входит в общую площадь ФГУ “Самарский лесхоз“ как объект федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 ст.
7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

земли сельскохозяйственного назначения;

земли поселений;

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

земли особо охраняемых территорий и объектов;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли запаса.

В пункте 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статьей 8 Земельного кодекса РФ установлен порядок отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Пунктом 1 ст. 8 ЗК РФ установлено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:

земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если
иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Пунктом 2 ст. 8 ЗК РФ установлено, что категория земель указывается в:

актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

договорах, предметом которых являются земельные участки;

документах государственного земельного кадастра;

документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 8 ЗК РФ предусмотрено, что нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Ответчик считает, что спорный земельный участок отнесен им к категории “земли поселений“ обоснованно в силу положений ст. 10 Лесного кодекса РФ с момента введения в действие данного кодекса в 1997 году.

В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются Федеральным законом, но на момент заключения договора аренды спорного участка и по настоящее время такой ФЗ не принят.

Ст. 133 Лесного кодекса РФ предусматривает, что государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования.

Статьей 18 Закона Самарской области “О лесах Самарской области“ подобные функции государственного контроля отнесены к полномочиям Самарской Губернской Думы, но этот порядок утвержден решением Самарской Губернской Думы от 17.03.1998 N 30, но вступает в силу с момента принятия Федерального закона об
определении форм собственности на леса, расположенные на землях поселений.

Суд считает необоснованным довод ответчика о том, что с момента введения в действие Лесного кодекса РФ в 1997 г. категория спорного участка должна была быть изменена с “земли лесного фонда“ на категорию “земли поселений“ только лишь на основании положений ст. 10 Лесного кодекса РФ с момента вступления этого кодекса в законную силу в 1997 году без соответствующих разрешительных документов уполномоченных на это органов.

Между тем ст. 46 Лесного кодекса РФ и п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ предусматривают, что перевод лесов из одной категории защищенности в другую и перевод лесных земель в нелесные земли, а также отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются Правительством Российской Федерации и нарушение этого порядка в соответствии с пунктом 3 ст. 8 ЗК РФ является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Ответчик не представил документальных доказательств того, что спорный участок был изъят в установленном порядке из лесного фонда.

Суд считает, что положения статьи 10 Лесного кодекса РФ следует применять с учетом того, к какой форме собственности принадлежит спорный участок и с учетом того, что по настоящее время формы собственности на земли, входящие в земли городских поселений, еще не определены соответствующим Федеральным законом в виду его непринятия.

Аналогичная позиция ФАС Поволжского округа изложена в Постановлении от 08.04.2004 N А55-3118/03-35.

Ответчик не представил документальных доказательств выполнения требований ст. 46 ЛК РФ и ст. 8 ЗК РФ, в связи с чем суд считает, что у него не было
законных оснований для указания в Едином государственном реестре земель и выданном заявителю кадастровом плане от 08.09.2005 спорного участка с указанием категории - “земли поселений“.

При таких обстоятельствах требования заявителя следует удовлетворить полностью.

Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей следует возвратить заявителю.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия должностных лиц ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Самарской области в лице Тольяттинского филиала по указанию в выданном предпринимателю М., г. Тольятти, 08.09.2005 кадастровом плане земельного участка площадью 1,0 га - категории земельного участка (кадастровый номер объекта 63:09:0305025:0055) “земли поселений“, находящегося по адресу: г. Тольятти Самарской области, Ставропольский лесхоз, Тольяттинское лесничество, квартал 50.

Обязать ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Самарской области в лице Тольяттинского филиала внести изменение в указание категории указанного земельного участка в Едином государственном реестре земель в отношении данного земельного участка с “земли поселений“ на “земли лесного фонда“ и выдать предпринимателю М., г. Тольятти, кадастровый план с указанием категории земельного участка “земли лесного фонда“.

Возвратить предпринимателю М, г. Тольятти, из ФБ РФ госпошлину в сумме 2000 руб. Справку на возврат выдать после вступления Решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Самарской области в месячный срок.