Судебная практика

По иску прокурора Самарской области к Комитету по управлению имуществом г. Самары о признании плана приватизации, решений Комитета, договора недействительными. По делу. Самарская область.

от 21 августа 2001 года Дело N А55-10971/01-4

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по иску прокурора Самарской области в защиту государственных и общественных интересов, г. Самара к Комитету по управлению имуществом г. Самары, к Фонду имущества г. Самары, к АООТ “Горизонт“, г. Самара о признании плана приватизации, решений комитета, договора недействительными.

Прокурор просит признать недействительными план приватизации муниципального предприятия Универбыта “Горизонт“, решения Комитета по управлению имуществом г. Самары от 04.08.93 N 837 “Об утверждении плана приватизации муниципального предприятия Универбыта “Горизонт“, договор от 04.07.94 N 10/2 о передаче имущества в собственность АООТ “Горизонт“, заключенный между Фондом имущества г. Самары и
АООТ “Горизонт“.

Комитет по управлению имуществом отзыв не представил, исковые требования не признал.

Фонд имущества отзыв не представил, исковые требования не признал.

АООТ “Горизонт“ исковые требования не признал, указав в отзыве, что решения Комитета, договор N 10/2 от 04.07.94 обоснованны, законны, государственных и общественных интересов не нарушают.

Кроме того, по мнению ответчика, прокурором пропущен срок исковой давности.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, обозрев подлинное приватизационное дело КУМИ г. Самары по Универбыту “Горизонт“, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Решением от 04.08.93 N 837 Комитет по управлению имуществом г. Самары утвердил план приватизации муниципального предприятия Самарского Универбыты “Горизонт“, а решением от 05.08.93 N 850 учредил АООТ Универбыт “Горизонт“, утвердил его Устав и передал на баланс АООТ имущество муниципального предприятия Универбыт “Горизонт“, составляющее уставной капитал АО на сумму 6 966 600руб., состоящий из 9 893 обыкновенных акций и 4 041 привилегированных акций типа “Б“, номинальной стоимостью 500 руб.

04.07.94 между Фондом имущества г. Самары и АООТ “Горизонт“ был заключен договор N 10/2, по которому акционерному обществу передано муниципальное имущество на сумму 6 966 600руб. в качестве уставного капитала.

Между тем, из материалов дела видно, что 13.06.91 между Куйбышевским территориальным производственным объединением бытового обслуживания населения и универсальным домом быта “Горизонт“ был заключен договор аренды государственного имущества, по которому предприятию были переданы в аренду основные и оборотные средства стоимостью 1 901 000 руб. и 1 118 400 руб., в соответствии с приложениями NN 1-3.

Срок действия договора был установлен с 01.09.91 по 01.09.96. Право выкупа арендованного имущества в договоре предусмотрено не было.

Решение Ленинского райисполкома г. Куйбышева от 14.08.91 N 406 зарегистрировано арендное предприятие - Универбыт “Горизонт“.

19.02.92
трудовой коллектив арендного предприятия “Горизонт“ обратился в Комитет по управлению имуществом г. Самары с заявкой на приватизацию предприятия. По данной заявке 24.12.92 Комитетом по управлению имуществом г. Самары было принято решение N 1411 “О приватизации предприятия Универбыта “Горизонт“. При этом, п.4 решения, предприятию было предложено привести организационно - правовую форму в соответствие с действующим законодательством. Однако, в дальнейшем, при осуществлении приватизации и учреждении АООТ “Горизонт“, Комитетом по управлению имуществом г. Самары были нарушены требования законодательства, в связи с чем, был избран способ приватизации, не подлежавший в данном случае применению. Из оспариваемых плана приватизации и решений видно, что Комитетом по управлению имуществом г. Самары была осуществлена приватизация муниципального предприятия Самарского Универбыта “Горизонт“, тогда как данное муниципальное предприятие ни создано, ни зарегистрировано не было. Универбыт “Горизонт“ является арендным предприятием, следовательно, приватизация арендного имущества должна была осуществляться в соответствии с п.2 ст.15 Закона “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ“, Указом Президента РФ от 14.10.92 N 1230 “О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду“, письмом ГКИ России от 29.01.93 N А4-2/586 “О приватизации имущества государственных, муниципальных предприятий, сданного в аренду“. Согласно п.2 ст.15 Закона, арендаторам предприятий бытового обслуживания, не имеющим права на выкуп арендованного имущества, в соответствии с условиями договоров аренды, заключенных с ними до вступления в силу Закона “О приватизации... “, такое право может быть предоставлено в случае согласия членов коллектива арендаторов на выделение в процессе приватизации отдельных структурных подразделений. Порядок предоставления права на выкуп и преобразования арендного предприятия в акционерное общество определяется положением,
утвержденным ГКИ России, в данном случае письмом от 29.01.93 N А4-2/586. Данные обстоятельства Комитетом при осуществлении приватизации Универбыта “Горизонт“ учтены не были. Планом приватизации муниципального предприятия “Горизонт“ доля собственности арендного предприятия не установлена и на вклады учредителей не распределена. Был применен второй вариант предоставления льгот членам трудового коллектива (п.5.4 Госпрограммы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ), который на арендатора не распространяется.

Ссылки представителя Комитета по управлению имуществом на то, что договор аренды от 13.06.91, заключенный между ТПО БОН и арендным предприятием “Горизонт“, по соглашение между Комитетом по управлению имуществом и АП “Горизонт“ был расторгнут, правового значения не имеют, т. к., в нарушение п.2 Указа Президента РФ от 14.10.92 N 1230, данный договор переоформлен не был, Комитет стороной по договору не стал, а автоматической замены прежнего арендодателя на Комитет Указ не предусматривает. Следовательно, соглашение о расторжении договора, выраженное в письмах от 15.10.92 N 7-4-579 и от 22.12.92 N 54, является ничтожным, не влекущим правовых последствий.

В соответствии со ст.30 Закона “О приватизации... “, сделки приватизации, заключенные с нарушением настоящего Закона, признаются недействительными.

При таких обстоятельствах, у Комитета по управлению имуществом отсутствовали правовые основания для утверждения плана приватизации Самарского Универбыта “Горизонт“ и учреждения на его основе АООТ “Горизонт“. А у Фонда имущества отсутствовали основания для заключения с АООТ “Горизонт“ договора о передаче в его собственность муниципального имущества, в соответствии с решением Комитета от 05.08.93 N 850.

Ссылки ответчика АООТ “Горизонт“ на пропуск прокурором срока исковой давности на материалах дела не основаны, и во внимание приняты быть не могут. Согласно ст.200 ГК РФ, течение срока исковой
давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Из материалов дела видно, что о нарушениях, допущенных ответчиками при приватизации арендного предприятия Универбыта “Горизонт“, прокурору стало известно 20.11.96 - с момента поступления в прокуратуру г. Самары коллективной жалобы акционеров АООТ “Горизонт“. С указанным иском прокурор обратился 14.05.97, следовательно, установленный ст.196 ГК РФ срок исковой давности в три года, не пропущен.

В связи с этим, и с учетом установленных обстоятельств, исковые требования прокурора следует удовлетворить.

В соответствии со ст.95 АПК РФ с АООТ “Горизонт“ следует взыскать госпошлину в сумме 834 900 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 95, 124-134 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

План приватизации Универбыта “Горизонт“, решения Комитета по управлению имуществом г. Самары 04.08.93 N 837 “Об утверждении плана приватизации муниципального предприятия Универбыта “Горизонт“, от 05.08.93 N 850 “Об учреждении АООТ Универбыт “Горизонт“, договор от 04.07.94 N 10/2 о передаче имущества в собственность АООТ “Горизонт“, заключенный между Фондом имущества г. Самары и АООТ “Горизонт“ признать недействительными.

Взыскать с АООТ “Горизонт“ в Федеральный бюджет госпошлину в сумме 834 900 руб.

Исполнительный лист выдать.