Судебная практика

О признании незаконным бездействия администрации сельского поселения и понуждении к совершению определенных действий. Решение от 15 февраля 2011 года №. Республика Мордовия.

Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Татаркиной *.*.,

с участием прокурора Сухова *.*.,

при секретаре Кудосиной *.*.,

15 февраля 2011 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Дубёнки гражданское дело по заявлению прокурора Дубёнского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Петровского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий,

Установил:

Прокурор Дубёнского района Республики Мордовия, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Петровского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия и понуждении администрации к совершению определенных действий. В своем заявлении прокурор указывает, что
прокуратурой Дубёнского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности при учете и содержании объектов культурного наследия. Как установлено проверкой на территории с.Петровка Дубёнского района Республики Мордовия расположен объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России (республиканский): - Памятник - бюст *.*. Чапаеву (с.Петровка), который в настоящее время ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен и фактически за его состоянием никто не следит. В связи с отсутствием собственника памятника и бездействием администрации Петровского сельского поселения Дубёнского района Республики Мордовия по его определению и постановке памятника на учет, контроль за состоянием памятника никем не осуществляется, меры по обеспечению его безопасности непринимаются. Таким образом, отсутствие собственника указанного памятника истории и культуры влечет невозможность обеспечения сохранности данного объекта недвижимости. В связи с этим заявление прокурора направлено в защиту интересов неопределенного круга лиц, прежде всего населения Петровского сельского поселения Дубёнского района Республики Мордовия. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Петровского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, по определению собственника памятник *.*. Чапаеву, возложить на администрацию обязанность в трехмесячный срок принять меры к постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества: - Памятника - бюста *.*. Чапаеву (с.Петровка).

В судебном заседании прокурор Дубёнского района Республики Мордовия Сухов *.*. заявленные требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.

Представитель администрации Петровского сельского поселения Дубёнского района Республики Мордовия - Ноянова *.*. в судебном заседании пояснила, что действительно на территории с.Петровка Петровского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, расположен объект культурного наследия - Памятник - бюст *.*. Чапаеву,
который является объектом недвижимого имущества и неразрывно связан с землей. Указанный памятник на балансе у администрации сельского поселения не числятся и его собственник не определен. Считает заявленные прокурором требования обоснованными и возражений против их удовлетворения не имеет.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором Дубёнского района Республики Мордовия требования подлежат удовлетворению.

Свой вывод суд основывает следующим:

Из имеющихся в деле документов установлено, что объект истории и культуры:

Памятник - бюст *.*. Чапаеву, расположенный по адресу: с. Петровка, Дубёнский муниципальный район, Республика Мордовия, в настоящее время на балансе у кого-либо не числится, собственник памятника не определен, что представителем администрации Петровского сельского поселения Дубёнского района Республики Мордовия не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Исходя из смысла данной нормы гражданского законодательства, сооружения, к которым следует отнести, в том числе и памятники истории и культуры, являются объектами недвижимого имущества, в силу их прочной связи с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 212 ГК Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании Закона Республики Мордовия от 28.12.2004 г. №118-3 «Об установлении границ муниципальных образований Дубенского муниципального района, Дубёнского муниципального района и наделении их статусом сельского поселения и муниципального района» (с
изменениями от 10.03.2010) указанные памятники истории и культуры находятся на территории Петровского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункта 13 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 29.12.2010г.) к вопросам местного значения относятся в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В силу части первой статьи 37 вышеуказанного Федерального Закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В связи с этим, учитывая, что вышеуказанный памятник истории и культуры на балансе у кого-либо не числится и его собственник не определен, суд считает, что данный памятник является бесхозяйной недвижимой вещью.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по
заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2003г. №580 «Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» (с изм. от 12.11.2004 г.), принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

Согласно статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В данном случае, по мнению суда, в заявлении прокурора сделан обоснованный вывод о том, что отсутствие собственника вышеуказанных памятников истории и культуры свидетельствует о бездействии администрации Петровского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия по его определению.

В связи с вышеизложенным, учитывая признание представителем администрации Петровского сельского поселения заявленных прокурором требований, суд считает необходимым, удовлетворив заявление прокурора Дубёнского района Республики Мордовия, признать незаконным бездействие администрации Петровского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия по определению собственника памятника - бюста *.*. Чапаеву, обязать указанную администрацию в трехмесячный срок обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - Памятника- бюста *.*. Чапаеву.

В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации суд взыскивает с администрации Петровского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в доход государства, от уплаты которой прокурор Дубёнского района Республики Мордовия освобождён по закону.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Решил:

Заявление прокурора
Дубёнского района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Петровского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия по определению собственника памятников погибшим воинам.

Обязать администрацию Петровского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия в трехмесячный срок обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества:

Памятника - бюста *.*. Чапаеву, расположенного по адресу: с. Петровка, Дубёнский муниципальный район, Республика Мордовия.

Взыскать с администрации Петровского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в доход бюджета Дубенского муниципального района Республики Мордовия в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Дубёнский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий *.*. Татаркина

Судья: *.*. Татаркина