Судебная практика

О признании частично недействующим пункта 2 Порядка реализации Ярославской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Администрации ЯО от 05.09.2007 N 369-а. Решение от 13 ноября 2007 года. Ярославская область.

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи областного суда Игнатова *.*.,

при секретаре Сурковой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ярославской области о признании недействующими абзацев 2, 3, 4 и 5 пункта 2, пункта 5 в части слов “и в случае, если не соблюдены требования пунктов 1, 2 настоящего Порядка, в трехдневный срок направляет запрос о предоставлении информации, указанной в пунктах 1, 2 Порядка, продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении. Продавец в течение семи дней с момента получения запроса о предоставлении информации, указанной в пунктах 1, 2 Порядка, направляет в ДУЗР информацию, указанную в пунктах 1, 2 настоящего
Порядка“ Порядка реализации Ярославской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 05.09.2007 N 369-а,

установил:

Постановлением Администрации Ярославской области N 496-а от 29.10.2007 “О внесении изменений в постановление Администрации области от 05.09.2007 N 396-а“ в пункт 5 Порядка реализации Ярославской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением, были внесены изменения, и пункт 5 изложен в новой редакции. Постановление N 496-а от 29.10.2007 опубликовано в газете “Губернские вести“ от 07.11.2007.

В связи с внесением изменений в п. 5 Порядка реализации Ярославской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения прокурор Ярославской области изменил ранее заявленные требования. Просит признать недействующими и не подлежащими применению абзацы 2, 3, 4 и 5 пункта 2, пункт 5 в части слов “и в случае, если не соблюдены требования пунктов 1, 2 настоящего Порядка, в трехдневный срок направляет запрос о предоставлении информации, указанной в пунктах 1, 2 Порядка, продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении. Продавец в течение семи дней с момента получения запроса о предоставлении информации, указанной в пунктах 1, 2 Порядка, направляет в ДУЗР информацию, указанную в пунктах 1, 2 настоящего Порядка“ Порядка реализации Ярославской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 05.09.2007 N 369-а.

Свои требования мотивирует тем, что вышеперечисленные пункты Порядка не соответствуют действующему законодательству, поскольку ст. 8 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ не предусмотрено предоставление продавцом документов, перечисленных в пункте 2 Порядка, для извещения субъекта РФ, муниципального образования о намерении
продать земельный участок. Тем самым на продавцов земельных участков возложена дополнительная обязанность, не предусмотренная федеральным законодательством. Считает, что указанными выше пунктами введено дополнительное правило для оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в виде требования по предоставлению документов, что удлиняет процедуру оборота земельных участков, чем нарушаются права собственников земельных участков.

В судебном заседании прокурор Фокина *.*. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представители Администрации Ярославской области по доверенности Камалова *.*. и Пугавишников *.*. заявленные прокурором требования не признали. Свою позицию мотивировали следующим образом. Оспариваемые нормы приняты в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, ФЗ N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, ФЗ N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, ФЗ N 78-ФЗ “О землеустройстве“, ФЗ N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, поскольку приведенный в абз. 2, 3, 4, 5 пункта 2 Порядка перечень документов основан и вытекает из вышеназванных федеральных законов; является необходимым для заключения договора купли-продажи земельного участка и не содержит дополнительных правил и ограничений оборота земельных участков. Указанные документы позволяют определить и идентифицировать предмет договора купли-продажи земельного участка, а также проверить добросовестность продавца.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Администрации Ярославской области N 369-а от 05.09.2007 “Об утверждении порядка реализации Ярославской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения“ утвержден Порядок реализации Ярославской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Абзацами 2, 3, 4, 5 пункта 2 Порядка предусмотрено, что к извещению о продаже земельного участка прилагаются:

выписка из государственного
земельного кадастра, содержащая сведения о земельном участке;

картографический материал, позволяющий однозначно идентифицировать местоположение земельного участка;

копии документов, подтверждающих право собственности на земельный участок;

копии документов, удостоверяющих личность продавца - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, либо выписка из единого государственного реестра юридических лиц.

Вышеизложенные нормы приняты Администрацией Ярославской области как высшим органом исполнительной власти Ярославской области с превышением полномочий, предоставленных ему федеральными законами и законами Ярославской области.

Согласно п.п. “в“ и “к“ п. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Статьей 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Таким образом, акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержащие нормы земельного права, могут издаваться только
на основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных федеральных нормативных правовых актов и законов субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ названный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

В п. 2 ст. 1 данного федерального закона оговорено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и законами субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.02.2002 при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Пунктом 2 статьи 8 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ предусмотрено, что продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший
исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Иных требований, а именно требования представлять к извещению о намерении продать земельный участок дополнительных документов вышеуказанным федеральным законом не предусмотрено.

Одновременно в п. 5 ст. 1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 отмечено, что принятие субъектами РФ законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.

Согласно п.п. 2 и 3 ст. 6 Закона Ярославской области от 23 октября 2003 г. N 55-з “Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области“ продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме Администрацию Ярославской области о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.

Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Для реализации Ярославской областью преимущественного права покупки порядок рассмотрения извещения и необходимых документов, принятия решения и уведомления продавца устанавливается постановлением Администрации Ярославской области.

Вместе с тем из предоставленного Администрации Ярославской области права на установление порядка рассмотрения извещения и необходимых документов не следует, что орган исполнительной власти Ярославской области вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие дополнительные правила оборота земельных участков
из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе устанавливать дополнительную обязанность для продавца представлять к извещению о продаже земельного участка документы, представление которых не предусмотрено ни Федеральным законом N 101-ФЗ от 24.07.2002 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, ни Законом Ярославской области от 23 октября 2003 г. N 55-з “Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области“.

Сделанный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.07.2005 по делу N 33-Г05-9.

Доводы представителей Администрации Ярославской области о том, что приведенный в абз. 2, 3, 4, 5 пункта 2 Порядка перечень документов основан и вытекает из положений Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, ФЗ N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, ФЗ N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, ФЗ N 78-ФЗ “О землеустройстве“, ФЗ N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, являются неубедительными, поскольку в силу п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Одним из правил (особенностью) оборота земель сельскохозяйственного назначения является установленная в п. 2 ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ обязанность продавца земельного участка об извещении в письменной форме высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Указанные в возражениях федеральные законы не содержат нормы, устанавливающие обязанность продавца земельного участка на стадии извещения о намерении продать
земельный участок, представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительные документы или дополнительные сведения, чем те, что поименованы в ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“.

Оспариваемая норма постановления, таким образом, противоречит нормам федерального законодательства, поскольку предусматривает дополнительные правила оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не предусмотренного федеральным законодательством и законом Ярославской области.

Вместе с тем не подлежит удовлетворению требование прокурора о признании недействующим в части пункт 5 Порядка. Пунктом 5 указанного акта оговорено, что ДУЗР рассматривает извещение и пакет документов и в случае, если не соблюдены требования пунктов 1, 2 настоящего Порядка, в трехдневный срок направляет запрос о предоставлении информации, указанной в пунктах 1, 2 Порядка, продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении. Продавец в течение семи дней с момента получения запроса о предоставлении информации, указанной в пунктах 1, 2 Порядка, направляет в ДУЗР информацию, указанную в пунктах 1, 2 настоящего Порядка.

По смыслу п. 2 ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ непредставление продавцом в извещении о намерении продать земельный участок всей предусмотренной законом информации не может расцениваться как надлежащее исполнение продавцом возложенной на него законом обязанности по извещению. В целях надлежащего исполнения продавцом обязанности по извещению рассматривающий извещение орган вправе запрашивать недостающую информацию. При этом предусмотренная пунктом 5 Порядка обязанность продавца в течение семи дней с момента получения запроса о предоставлении информации направить в ДУЗР информацию Ф.И.О. предусмотренной федеральным законом обязанностью продавца об извещении в письменной форме о намерении продать земельный участок с указанием
цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Кроме того, исходя из текста пункта 5 Порядка направление запроса и ответ на него не продлевают установленный пунктом 3 ст. 8 Федерального закона месячный срок рассмотрения извещения и не удлиняет тем самым процедуру оборота земельных участков.

Таким образом, в данной части норма Закона Ярославской области не противоречит федеральному законодательству и в удовлетворении части требований прокурора должно быть отказано.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При определении момента, с какого оспариваемый пункт должен быть признан недействительным, суд принимает во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 N 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда по настоящему делу либо сообщение о таком решении должно быть на основании ст. 35 Закона РФ “О средствах массовой информации“ бесплатно опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован Порядок реализации Ярославской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 05.09.2007 N 369-а, в газете “Губернские вести“.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Ярославской области отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором может
быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 10-дневный срок с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

*.*. ИГНАТОВ