Судебная практика

В удовлетворении исковых требований о переводе прав и обязанностей покупателя на другого акционера по договору купли-продажи ценных бумаг отказано, так как на момент заключения договора купли-продажи ценных бумаг ответчики являлись акционерами ЗАО и у истца не могло возникнуть право на преимущественное приобретение акций, отчужденных по договору купли-продажи, поскольку покупателем акций являлся акционер общества, а не третье лицо.. По делу. Калужская область.

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2008 года.

обратилась в Арбитражный суд Калужской области с иском к Б. г. Балабаново Калужской области, Ч. г. Балабаново Калужской области о переводе прав и обязанностей покупателя на другого акционера по договору купли-продажи ценных бумаг.

Определением суда от 30.06.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество “Н.“ г. Балабаново Калужской области.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях к нему.

Первый ответчик Б. исковые требования не признал
по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.

Представитель второго ответчика Ч. исковые требования истца по основаниям, изложенным в отзыве. Уточнил отчество второго отв Ф.И.О.

Представитель третьего лица поддержал исковые требования истца по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители истца, первого ответчика и третьего лица не возражали против уточнения отчества второго ответчика.

Судом на основании ст. 40, 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимается уточнение отчества второго ответчика.

Исследовав материалы дела, заслушав выступление представителей сторон, третьего лица, суд установил следующее.

Между Б. (покупателем) и Ч. (продавцом) заключен договор от 16.04.2008 купли-продажи 84 обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО “Н.“ номинальной стоимостью 0-50 коп.

Общая сумма сделки составляет 126 000 руб. (п. 1.2).

Данная сумма передана первым ответчиком второму по акту.

Запись о переходе права собственности на акции по лицевым счетам ответчиков в системе ведения реестра акционеров обществом, осуществляющим ведение реестра акционеров ЗАО “Н.“, осуществлена 22.04.2008 на основании передаточного распоряжения Ч. от 21.04.2006, что подтверждается справкой регистратора об операциях по лицевому счету и выпиской из реестра акционеров.

Ссылаясь на нарушение ответчиками при совершении данной сделки права истца как акционера ЗАО “Н.“ на преимущественную покупку акций данного общества со ссылкой на положения п. 2.26, 2.2.7 Устава ЗАО “Н.“ и нормы ст. 7, 11 Федерального закона “Об акционерных обществах“ истец обратился в суд с настоящим иском о переводе прав и обязанностей по указанному договору купли-продажи между ответчиками на себя.

В соответствии с абз. 7 п. 3 ст. 7 Федерального закона “Об акционерных обществах“ при продаже акций с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер и (или) общество, если уставом общества предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, вправе в
течение трех месяцев с момента, когда акционер или общество узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В подтверждение своего права на преимущественную покупку акций истец ссылается на наличие статуса акционера ЗАО “Н.“ согласно выписке из реестра акционеров, извещение ею общества письмом 04.10.2007 о намерении купить 350 акций общества, совершение ответчиками сделки с нарушением положения п. 4.26, 4.27, 4.28 Устава ЗАО “Н.“ в редакции изменений и дополнений от 25.07.2007, согласно которым:

акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами общества по цене предложения третьему лицу и другим акционерам общества пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них (п. 4.26),

акционер общества намеренный продать свои акции третьему лицу или другим акционерам общества обязан письменно известить об этом других акционеров и само общество с указанием цены и других условий продажи акций, а также свою фамилию, имя, отчество, место жительства и телефон, или иные способы связи с акционером. Извещение акционеров общества осуществляется через общество с возмещением обществу связанных с этим затрат при продаже акций третьим лицам (п. 4.27),

если акционеры общества или общество не воспользуются преимущественным право приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, то акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и акционерам. Срок осуществления преимущественного права прекращается, если до истечения
от всех акционеров общества получены письменные заявления об использовании или отказе от использования преимущественного права (п. 4.28).

Согласно ч. 4 п. 3 ст. 7 Федерального закона “Об акционерных обществах“ акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права.

В соответствии с абз. 5 п. 3 ст. 7 данного закона акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций. Извещение акционеров общества осуществляется через общество.

В силу ч. 6 п. 3 ст. 7 этого же закона в случае, если акционеры общества и (или) общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам.

Диспозитивный характер согласно разъяснениям подпунктов 1, 2 п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах“ носит положение закона, согласно которому акционеры, использующие преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами, могут приобретать такие акции пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них. Данный порядок применяется, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления этого права.

При этом императивный характер носят положения указанного закона об установлении преимущественного права приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого
общества, по цене предложения третьему лицу, и изменить предусмотренные ими права нельзя ни договором о создании общества, ни уставом общества.

Данная норма защищает и права акционеров при продаже акций третьему лицу, и акционера - продавца акций при продаже им акций акционерам своего общества.

Следовательно, преимущественное право покупки акций действует лишь в случае продажи акций лицу, не являющемуся акционером закрытого акционерного общества.

Указанное также соответствует разъяснениям, содержащимся в подпункте 10 п. 14 указанного выше постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19, о том что, при разрешении споров, связанных с использованием акционерами закрытого общества (обществом) преимущественного права приобретения акций, продаваемых другими акционерами данного общества, необходимо иметь в виду, что Закон об АО предусматривает преимущественное право акционеров (общества) на приобретение акций, отчуждаемых участником общества, в случаях, когда владелец намерен продать их третьему лицу (не являющемуся участником данного общества).

Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что на момент подписания договора купли-продажи первый и второй ответчики - покупатель Б. и продавец Ч. являлись акционерами ЗАО “Н.“, что подтверждается выписками из реестра акционеров указанного общества на дату совершения сделки реестром акционеров по состоянию на 11.04.2008.

В связи с чем, право преимущественной покупки у истца не возникло, поскольку акции третьим лицам Ч. не отчуждались, продажа акций осуществлялась между акционерами ЗАО “Н.“.

Ссылка истца на указанные выше положения п. 4.26, 4.27,4.28 Устава, согласно которым право преимущественной покупки распространяется и при продаже акций одним акционером другому, не состоятельна и не основана на законе. Данные положения Устава в силу норм п. 3 ст. 11, ст. 7 Федерального закона
“Об акционерных обществах“ не подлежат применению как противоречащие императивным нормам закона.

С учетом изложенного, иные доводы истца и третьего лица, в т.ч. о голосовании ответчиков по вопросу принятия измененной редакции п. 4.26, 4.27, 4.28 Устава, необходимости в связи с этим соблюдения ответчиками установленного данными положениями Устава порядка продажи акций другому акционеру, скупке Б. акций у третьих лиц, не имеют правового значения при рассмотрении дела с учетом основания и предмета исковых требований, подлежащих доказыванию обстоятельств, а также с учетом требований относимости и допустимости доказательств.

Кроме того, доводы истца и третьего лица о необходимости соблюдения ответчиками как акционерами третьего лица положений Устава судом отклоняются, поскольку в силу п. 3 ст. 11 Федерального закона “Об акционерных обществах“, предусматривающего перечень сведений в Уставе, установлено, что иные положения Устава не должны противоречить данному закону или иным федеральным законам, устав общества не является законом или правовым актом и указанное истцом несоблюдение ответчиками положений устава не может служить основанием для признания сделки недействительной в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ.

Об отсутствии необходимости соблюдения аналогичных норм Положения об акциях ЗАО “Н.“ (п. 4.3) (2007 г.) как противоречащих закону указано также в письме от 11.07.2007 Территориального отдела РО ФСФР России в ЦФО по Калужской области на имя первого ответчика.

Ссылка истца и третьего лица на положения п. 3 ст. 11 Федерального закона “Об акционерных обществах“ о возможности ограничения уставом акционерного общества количества акций, принадлежащих одному акционеру, также не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела. Кроме того, данное ограничение уставом третьего лица не предусмотрено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований
не имеется.

На основании ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на истца ввиду отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

считать вторым ответчиком по делу N А23-1708/Г-16-131 Ч. г. Балабаново Калужской области,

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия.

Судья Арбитражного суда

Калужской области