Судебная практика

Нарушение ответчиком процессуальных требований по составлению протокола об административном правонарушении носит существенный характер, поэтому на основании части 5 ст. 28.2 КоАП РФ обжалуемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.. По делу. Владимирская область.

Арбитражный суд в составе:

судьи: Андриановой *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Андриановой *.*.

рассмотрев в заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шульпиной Людми об отмене постановления администрации Ленинского района города Владимира от 27.02.2008 N 314, о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя - Шульпиной *.*. - паспорт;

от заинтересованного лица - Рыбиной *.*. - доверенность от 24.03.2008 N Л01-19/644;

установил:

индивидуальный предприниматель Шульпина Людми (далее - Заявитель, Предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления административной комиссии Ленинского района г. Владимира (далее - Комиссия) от 27.02.2008 N 314 по делу об административном правонарушении.

В обоснование заявленного требования Заявитель сослалась на то, что протокол об
административном правонарушении от 07.02.2008 составлен административной комиссией с нарушением требований, установленных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), а также на отсутствие данных о надлежащем извещении Предпринимателя о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Заявитель указывает на то, что административной комиссией нарушены требования статьи 25.4 Кодекса при составлении протокола от 07.02.2008, а именно, Предприниматель не уполномочивала Жерносекову *.*., представлять интересы и подписывать протокол об административном правонарушении.

В судебном заседании от 27.03.2008 представитель заинтересованного лица требование заявителя отклонил, указав на то, что Предприниматель была уведомлена о времени и месте составления протокола средствами телефонной связи, однако доказательств уведомления предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении суду не представил.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В ходе проверки, проводимой администрацией Ленинского района г. Владимира с участием специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства, выявлено нарушение пункта 7.1 “Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории города Владимира“ от 23.10.2003 N 256, выразившееся в том, что не организована уборка территории от снега у магазина “Джинсы суперцена“ расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Чайковского, д. 13/1.

По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 07.02.2008 N 23 и вынесено постановление от 27.02.2008 N 314 о привлечении Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 N 11-ОЗ “Об административных правонарушениях во Владимирской области“, в виде штрафа в размере 1 000 руб.

Предприниматель, не согласившись с указанным постановлением, оспорил его в арбитражный суд.

Арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности
предъявленного требования исходя из следующего.

Согласно статье 210 (части 6, 7) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет обжалуемое решение в полном объеме.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ указано, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея ввиду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Положения статьи 28.2 Кодекса содержат ряд гарантий защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. К таким гарантиям относятся участие законного представителя юридического лица при составлении протокола, дача им объяснения по поводу вменяемого правонарушения, подписание протокола законным представителем юридического лица, право представить замечания по содержанию протокола.

В частности, в протоколе об административном правонарушении указывается объяснение законного представителя юридического лица, в
отношении которого возбуждено дело. При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Протокол подписывается законным представителем юридического лица, а в случае отказа от подписания делается соответствующая запись.

Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Согласно части 5 статьи 28.2 Кодекса протокол об административном правонарушении должен быть подписан законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил, что протокол от 07.02.2008 N 23 об административном правонарушении составлен с участием лица (работником магазина “Джинсы суперцена“ Жерносековой *.*.) не уполномоченного представлять интересы индивидуального предпринимателя Шульпиной *.*. при отсутствии сведений о надлежащем извещении предпринимателя о времени и месте составления протокола.

Доказательства уведомления предпринимателя о времени и месте составления протокола суду не представлены.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Указанные нарушения носят существенный характер, поскольку не обеспечивают лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные статьей 28.2 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене.

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Судья

АНДРИАНОВА *.*.