Судебная практика

Истец не представил доказательства оформления выморочного имущества в федеральную собственность и доказательства, что к моменту рассмотрения спора имущество находится в пользовании ответчика. По делу. Рязанская область.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Рязанской области (далее - МРИ) и КУМИ Администрации муниципального образования - г. Касимов Рязанской области (далее - КУМИ) об обязании муниципальное образование - г. Касимов передать квартиру, расположенную по адресу: Рязанская область, по акту приема-передачи Территориальному управлению Росимущества по Рязанской области.

Истец исковые требования поддержал, ссылаясь на то, что в нарушение ст. 1151 ГК РФ квартира, которая считается выморочным имуществом, передана в собственность муниципального образования - г. Касимов.

Межрайонная инспекция ФНС России N
9 по Рязанской области против исковых требований возражает, считая свои действия по передаче спорной квартиры соответствующими действующему законодательству пп. “к“ п. 18 Положения о Государственной налоговой службе РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.1991 N 340, Инструкции Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 “О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов“. МРИ считает, что передача имущества в ведение соответствующего муниципального образования не означает возникновение у него права собственности на данное имущество.

КУМИ Администрации муниципального образования - г. Касимов исковые требования не признает, ссылаясь на то, что истец не приобрел права собственника на спорную квартиру в установленном законом порядке и у него не имеется правовых оснований для истребования имущества у ответчика. Ответчик не владеет спорной квартирой и в настоящее время в ней проживают К. (1981 г. рождения) и С. (1938 г. рождения), в муниципальную собственность квартира не оформлялась.

Определением от 09.06.2005 к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, С.

в судебное заседание не явилась, в отзыве на иск требования истца не признает, считает себя законным и добросовестным нанимателем спорного жилого помещения, которое предоставлено ей на основании Постановления главы муниципального образования - город Касимов N 1042
от 09.10.2003 и ордера N 151 от 14.10.2003.

В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика - МРИ и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, при наличии заявления о рассмотрении дела без участия третьего лица.

Исковые требования мотивированы тем, что Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 3 по Рязанской области не была уполномочена на распоряжение квартирой N 64, расположенной по адресу: Рязанская область, полученное на основании свидетельства о праве на наследство по закону 62 АА 098644, заверенного нотариусом Касимовского района Рязанской области К., так как данное имущество переходит в порядке наследования по закону в силу ст. 1151 ГК РФ в собственность Российской Федерации и у муниципального образования - г. Касимов нет законных оснований для владения спорной выморочной квартирой.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, Арбитражный суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего:

Из материалов дела следует: 4 сентября 2003 года нотариусом Касимовского района Рязанской области К. выдано Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 3 по Рязанской области (правопреемник - Межрайонная инспекция ФНС России N 9 по Рязанской) свидетельство о праве на наследство по закону 62 АА
098644 на недвижимое имущество - квартиру общей площадью 29,3 кв. м, в том числе площадью квартиры 28,6 кв. м, жилой площадью 15,1 кв. м, расположенную по адресу: Рязанская область, которое является, как указано в этом документе, выморочным и переходит на основании статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственность по наследству Российской Федерации.

По акту приема-передачи от 05.09.2003 Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 3 по Рязанской области передала со ссылкой на Постановление СМ СССР от 29.06.1984 N 683 Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Касимова в муниципальную собственность однокомнатную квартиру N 64, расположенную по адресу: г. Касимов, перешедшую по праву наследования к Российской Федерации.

Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в собственность Российской Федерации.

Передавая в муниципальную собственность квартиру N 64, расположенную по адресу: Рязанская область, по акту приема-передачи от 05.09.2003, налоговый орган руководствовался пунктом 16 Инструкции Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года N 185 “О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов“, предусматривающим, что строения (в том числе жилые дома и части их), находящиеся в городах, передаются безвозмездно в ведение соответствующих местных Советов
народных депутатов.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ “О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации“ впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Гражданского кодекса Российской Федерации законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей вышеуказанного Кодекса.

Подпункт “а“ пункта 16 Инструкции Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года N 185 “О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов“, так же как и подпункт “а“ пункта 6 Положения “О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов“, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года N 683, в данном случае противоречат пункту 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому объект недвижимости подлежал передаче не в муниципальную собственность, а в собственность Российской Федерации, в связи с чем вышеназванные Инструкция и Положение действуют лишь в части учета выморочного имущества до принятия
закона, предусмотренного пунктом 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2002 г. N 260 функциями специализированной организации по реализации конфискованного, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по предусмотренным законом основаниям, наделен исключительно Российский фонд федерального имущества.

Согласно подпункту 2 пункта 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2002 года N 377, управление и распоряжение имуществом Российской Федерации уполномочено осуществлять Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

Право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о передаче выморочного имущества в собственность муниципального образования в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой
права собственности и других вещный прав“ при применении статьи 301 ГК РФ следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.

Согласно Постановлению Главы муниципального образования - г. Касимов N 1042 от 09.10.2003 гражданке С. выдан ордер на квартиру общей площадью 28,6 кв. м, жилой площадью 15,1 кв. м, расположенную по адресу: Рязанская область.

Таким образом, спорное имущество не находится во владении муниципального образования - г. Касимов.

Как следует из статьи 301 ГК РФ, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения являются виндикационными, то есть исками невладеющего собственника к владеющему несобственнику об истребовании индивидуально-определенного имущества из его незаконного владения, следовательно, истец должен доказать, что он является собственником этого имущества и что ответчик незаконно владеет спорным имуществом.

Истец не представил доказательства оформления выморочного имущества в федеральную собственность и доказательства, что к моменту рассмотрения спора имущество находится в пользовании ответчиков.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что спорное имущество не находится во владении и пользовании ответчиков, в иске следует отказать.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ
расходы по госпошлине относятся на истца. Поскольку истец от уплаты госпошлины освобожден, она не подлежит взысканию в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.