Судебная практика

При малозначительности совершенного административного правонарушения суд вправе освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. По делу. Рязанская область.

УГАДН по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий.

Представитель заявителя доводы заявления поддержал.

Предприниматель в судебное заседание не явился, отзыв не представил, требования не отклонил. В соответствии со ст. 156, 205 АПК РФ судебное заседание проводилось в отсутствие предпринимателя, извещенного о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст. 121, 123 АПК РФ.

Из материалов дела следует: 17.09.2007 (вх. N 19) в УГАДН по Рязанской области поступило сообщение 1-й ОР ДПС
ГИБДД УВД Рязанской области по обслуживанию дороги Москва - Астрахань о нарушении водителем транспортного средства, работающего у предпринимателя С., правил дорожного движения РФ.

В связи с поступившей информацией, начальник Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области издал распоряжение N 523 от 26.09.2007 о проведении внеплановой проверки соблюдения предпринимателем С. обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

В связи с чем была проведена проверка предпринимателя.

Результаты проверки оформлены актом проверки N 093-СА, составленным проверяющим должностным лицом заявителя 18.10.2007, которым установлено, что предпринимателем осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 4 “Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 (далее - Положения).

Одновременно предпринимателю выдано предписание N 024-СА об устранении нарушений транспортного законодательства.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении серии А-62 N 000821 от 18.10.2007, в котором отражены нарушения, допущенные предпринимателем С.:

не обеспечен контроль за соблюдением водителями правил дорожного движения, трудовой дисциплины, правил перевозок пассажиров, за соблюдением расписаний движения, чем нарушены требования п. 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27;

не обеспечено составление графиков (расписаний) движения
автобуса на пригородном маршруте регулярных перевозок пассажиров на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами, чем нарушены требования п. 5.7.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, п. 5.2.2, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2;

не обеспечено полное оформление путевых листов, чем нарушен Приказ Минтранса РФ от 30.06.2000 N 68 “О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте“.

Копия протокола получена предпринимателем лично, о чем имеется соответствующая запись в протоколе. В протоколе отражена позиция индивидуального предпринимателя С. по выявленным нарушениям: “Согласен“.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем, Управление ГАДН по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении предпринимателя С. к административной ответственности.

Рассмотрев и оценив представленные материалы, заслушав доводы представителя заявителя, суд пришел к выводу, что требование заявителя не подлежат удовлетворению в связи с малозначительностью совершенного административного
правонарушения. При этом суд исходит из следующего.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ N 128-ФЗ от 08.08.2001, деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 Закона.

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 “Об организации лицензирования отдельных видов деятельности“ утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 515 “Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ“ контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта“ установлено, что Федеральная служба
по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством РФ на органы Российской транспортной инспекции.

Кроме того, полномочия должностных лиц административного органа - органов Российской транспортной инспекции определены и в ч. 2 ст. 23.36 КоАП РФ.

зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 26.06.2003 за N 5 Администрацией Поплевинского поселкового округа Скопинского района Рязанской области, прошел перерегистрацию в Межрайонной ИМНС России N 5 по Рязанской области (свидетельство серии 62 N 001561595, основной государственный регистрационный номер 304621935800174). Рязанским областным отделением Российской транспортной инспекции 8 августа 2003 г. ему была выдана лицензия N АСС-62-212806 на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом по территории РФ.

В соответствии с выданной индивидуальному предпринимателю С. лицензией на право перевозки пассажиров, условиями осуществления деятельности являются следующие обязанности владельца лицензии: обеспечение наличия лицензионных карточек у водителя на каждом транспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; обязанность выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; обязанность осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм.

Пунктом 4 “Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:

наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

наличие у лицензиата
(соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:

прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;

организация стажировки водителей;

организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;

проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;

регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;

регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;

организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

Пунктом 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 предусмотрено, что с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организации и индивидуальные предприниматели осуществляют контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой
дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию; организуют в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации; оперативно доводят до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации.

В организации должен осуществляться учет сведений о проведении инструктажей.

Арбитражным судом установлено, что водитель Н., работающий у предпринимателя С., нарушил 07.09.2007 ч. 1 ст. 12.23 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.23 КОАП РФ к ответственности привлекаются водители за нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Предприниматель отвечает за несоблюдение лицензионных условий при осуществлении лицензируемой деятельности. При этом контроль за исполнением нанятыми работниками своих обязанностей лежит на Предпринимателе, который непосредственно занимается пассажирской перевозкой в целях предпринимательской деятельности.

Предпринимателем не представлены доказательства проведения профилактической работы по недопущению нарушений Правил дорожного движения с водителем.

В соответствии с п. 5.7.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного
Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 графики (расписания) движения должны разрабатываться в соответствии с установленными правилами на основе нормирования скоростей перед открытием маршрутов регулярных перевозок, а также на действующих маршрутах. Нормативы скорости (времени) движения должны обеспечивать безопасные режимы движения транспортных средств в реальных условиях движения на маршруте: соответствовать скорости, разрешенной Правилами дорожного движения, дорожными знаками, предусматривать возможные задержки, связанные с организацией дорожного движения, задержки на железнодорожных переездах и т.п.

Графики выпуска транспортных средств на линию должны формироваться с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости транспортных средств.

Пунктом 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 установлено, что владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. Обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).

Предпринимателем С. доказательства составления указанных графиков суду не представлены.

В соответствии с п. 2
Приказа Минтранса РФ от 30.06.2000 N 68 “О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте“, предприниматели при осуществлении перевозок автобусами, грузовыми и легковыми автомобилями, обязаны применять путевые листы утвержденной формы.

Согласно п. 9.10 указанного приказа в разделе I путевого листа отражается выполнение транспортных услуг в течение рабочей смены при осуществлении предпринимательской деятельности.

Пунктом 9.11 приказа установлено, что раздел II путевого листа заполняется предпринимателем на основании результатов транспортной работы за весь период действия путевого листа.

В путевых листах проставляются: общий пробег автотранспортного средства, который определяется как разность между показаниями спидометра при выезде и возврате к месту постоянной стоянки автотранспортного средства; время в работе, которое определяется как разность между временем выезда и временем возврата к месту постоянной стоянки автотранспортного средства за вычетом времени обеда и отдыха водителя; объем перевезенного груза (количество перевезенных пассажиров автобусом), который определяется как суммарное количество груза (пассажиров), перевезенного за все время работы по данному путевому листу.

Заявитель указывает, что предприниматель не обеспечил полное оформление путевых листов, а именно: не оформлен второй раздел использования автобуса: не указано время в работе, количество перевезенных пассажиров, фактическое время отправления и прибытия.

В материалы дела заявителем представлены копии путевых листов предпринимателя С. N 20 от 24.09.2007, N 1 от 02.09.2007, N 9 от 11.09.2007, N 3 от 04.09.2007, N 19 от 23.09.2007, N 15 от 18.09.2007, N 4 от 05.09.2007, N 12 от 14.09.2007.

Однако судом не установлены нарушения заполнения предпринимателем С. раздела II указанных путевых листов. Во всех путевых листах в графе “время в работе“ раздела II указано полное количество часов использования автобуса, так например, в путевом листе N 20 от 24.09.2007, время в работе указано 8 часов, в листе N 1 от 02.09.2007 - 4 часа. Фактическое время отправления и прибытия автобуса проставлено предпринимателем на первой странице всех путевых листов. В графе “перевезено пассажиров“ в разделе II указанных путевых листах также указано общее количество перевезенных пассажиров.

В связи с чем, вывод УГАДН по Рязанской области о незаполнении индивидуальным предпринимателем С. раздела II путевых листов, не подтвержден материалами дела.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что предпринимателем допущены нарушения п. 3.4.3, 5.7.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27; п. 5.2.2, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2.

Таким образом, судом установлено, что при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, предпринимателем нарушаются лицензионные требования.

Невыполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.

За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц, от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ, совершившие административное правонарушение лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения суд вправе освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003 N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отличительным признаком малозначительности правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается крайне низкой степенью общественной опасности, а, следовательно, с объективной стороны не представляет существенной угрозы для охраняемых законом общественных отношений.

Как следует из представленных в материалы дела документов, предпринимателем допущены два незначительных нарушения лицензионных требований (не составлен график (расписаний) движения автобусов, а также не проведена профилактическая работа с водителями). Одно нарушение (неполное оформление путевых листов) административным органом не доказано.

Указанные нарушения не являются общественно опасными.

Кроме того, суд принимает во внимание, что ранее предприниматель С. к административной ответственности по аналогичным правонарушениям не привлекался. Представитель административного органа пояснил, что выявленные нарушения лицензионных требований не относятся к категории грубых.

При таких обстоятельствах, руководствуясь общими принципами юридической ответственности, которыми являются справедливость и индивидуализация наказания, соразмерность наказания конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, суд считает возможным применить норму ст. 2.9 КоАП РФ и освободить индивидуального предпринимателя С. от административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.

В связи с чем, в удовлетворении заявления УГАДН по Рязанской области следует отказать, а дело об административном правонарушении подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 205, 206 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

На решение может быть подана жалоба в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области в десятидневный срок со дня принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный Арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.