Судебная практика

Существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности свидетельствуют о том, что административное взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение. По делу. Рязанская область.

Индивидуальный предприниматель Г. обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с жалобой об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 31.10.2006 N 295, вынесенного Территориальным отделом Территориального управления Роспотребнадзора по Рязанской области в Сасовском районе (далее по тексту - ТО ТУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Сасовском районе), о наложении административного наказания в виде штрафа в размере 500 руб.

Индивидуальный предприниматель Г. в судебное заседание не явилась. В соответствии со ст. 156, 210 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке ст. 121, 123 АПК РФ.

Представитель административного органа заявленное требование отклонил по
основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.

Из представленных материалов дела следует: 25.10.2006 специалистом 1 категории ТО ТУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Сасовском районе К. проведено мероприятие по надзору и контролю торговли на улице на ООО “Городские рынки“.

В ходе проведения данного мероприятия было обнаружено нарушение индивидуальным предпринимателем Г. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в области защиты прав потребителей, выразившееся в том, что сырые и готовые продукты отпускаются с одних весов, чем нарушается СП 2.3.6.1066-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту продовольственного сырья и пищевых продуктов“.

Указанный факт административного правонарушения отражен в протоколе об административном правонарушении от 25.10.2006 N 295, составленном в отношении индивидуального предпринимателя Г. в присутствии двух свидетелей Р., М.

Данный протокол составлен в отсутствие индивидуального предпринимателя Г. Копия данного протокола в адрес Г. не направлялась (не вручалась).

Территориальный отдел Роспотребнадзора по Рязанской области в Сасовском районе повесткой на имя Г. вызвал ее в отдел 26.10.2006 к 15 час. В повестке указано, что получила лично (для передачи) Г. 25.10.2006, что подтверждает свидетель С.

По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении N 295 начальником ТО ТУ Роспотребнадзора в Сасовском районе Д. 31.10.2006 вынес постановление по делу об административном правонарушении N 295, согласно которому индивидуальный предприниматель Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. Рассмотрение дела проводилось в отсутствие заявителя. Копия постановления по делу об административном правонарушении от 31.10.2006 N 295 направлена административным органом по адресу места жительства индивидуального предпринимателя Г. - г. Сасово
и получена ею 04.11.2006.

Не согласившись с данным постановлением, индивидуальный предприниматель Г. обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ТУ Роспотребнадзора по Рязанской области, Арбитражный суд считает, что требование индивидуального предпринимателя Г. подлежит удовлетворению. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, влечет ответственность, предусмотренную ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные подтверждаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, заключениями эксперта, иными документами, а также вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

При проведении мероприятия по контролю и надзору законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в области защиты прав потребителей и рассмотрении дела об административном правонарушении ТО ТУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Сасовском районе нарушен ряд норм Кодекса РФ об административных правонарушениях при привлечении индивидуального предпринимателя Г. к административной ответственности.

Частью 2
ст. 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Кроме того, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Из представленной в материалы дела повестки на имя Г. о явке 26 октября 2006 года к 15 час. в Территориальный отдел ТУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Сасовском районе, полученной лично (для передачи) Г. и засвидетельствованной С., непонятно, для чего приглашен заявитель на 26.10.2006 и что состоится в этот день, поскольку протокол об административном правонарушении был составлен 25.10.2006, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено 31.10.2006. Следует отметить, что гражданин С. не может рассматриваться в данном случае как свидетель чего-либо, поскольку отсутствуют его данные (имя, отчество, адрес места жительства). Более того, данный способ извещения не предусмотрен действующим законодательством (ч. 2 ст. 434 ГК РФ, КоАП РФ).

Статьей 28.2 КоАП РФ установлены требования к порядку составления протокола об административном правонарушении и предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а
также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Арбитражным судом установлено: в протоколе об административном правонарушении от 25.10.2006 N 295 зафиксирован факт нарушения СП 2.3.6.1066-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов“, что подтверждают свидетели Р., М.

Между тем указанный протокол не содержит сведений, что индивидуальный предприниматель Г. ознакомлена с содержанием протокола, ей разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. Кроме того, отсутствует соответствующая отметка о вручении данного протокола индивидуальному предпринимателю Г. либо отказе от его получения. Копия протокола об административном правонарушении от 25.10.2006 в адрес заявителя не направлялась.

Таким образом, в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 25.10.2006 N 295 составлен односторонне; по утверждению индивидуального предпринимателя Г. - в ее отсутствие; содержание протокола не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, следовательно, такое доказательство является ненадлежащим, и его использование
по делу об административном правонарушении, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, недопустимо.

Кроме того, согласно ст. 29.1 КоАП РФ орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют вопросы, необходимые для рассмотрения дела, в том числе правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, имеются ли ходатайства и отводы.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела и другие обстоятельства.

В нарушение указанных норм ТО ТУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Сасовском районе не приняты меры по извещению индивидуального предпринимателя Г. о времени и месте рассмотрения дела, не выяснены причины неявки заявителя для рассмотрения дела об административном правонарушении, соответственно оспариваемое постановление принималось административным органом в одностороннем порядке - 31.10.2006 в отсутствие индивидуального предпринимателя Г.

Существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности свидетельствуют о том, что административное взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Учитывая вышеизложенное, следует признать, что постановление ТО ТУ Роспотребнадзора по Рязанской области в
Сасовском районе по делу об административном правонарушении от 31.10.2006 N 295 о привлечении индивидуального предпринимателя Г. к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, было принято с нарушением закона, в связи с чем подлежит отмене.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 210 - 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный Арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.