Судебная практика

Суд обоснованно принял во внимание, что обязательным условием для увеличения пенсии путем применения индивидуального коэффициента пенсионера являлось определение трудового стажа. Включение в трудовой стаж периодов учебы, ранее включавшихся в общий трудовой стаж, не предусматривалось. Определение от 04 марта 2009 года № 33-316. Рязанская область.

Судебная коллегия рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе *.*. Т. на решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 18 декабря 2008 года, которым постановлено.

В удовлетворении исковых требований *.*. Т. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области о включении в общий трудовой стаж периода учебы и взыскании недополученной пенсии - отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи, объяснения *.*. Т., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ГУ - УПФ РФ по Рязанскому району *.*. С., судебная коллегия

установила:

*.*. Т. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Рязанскому району Рязанской области о
включении в общий трудовой стаж периода учебы в партийной школе и взыскании недополученной пенсии.

В обоснование своих требований истец указал, что с октября 1986 года он является пенсионером по старости. При назначении пенсии его общий трудовой стаж составлял 43 года. В сентябре 2006 года он обнаружил, что ему недоплачивают пенсию в размере 500 рублей. В Управлении Пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области ему пояснили, что из его общего трудового стажа исключили годы учебы в областной 3-годичной партийной школе при Рязанском обкоме КПСС с 01.09.1953 по 31.08.1956, хотя ранее он получал пенсию с учетом этих трех лет учебы в партийной школе. Полагает, что ответчик незаконно исключил из его общего трудового стажа время обучения в партийной школе.

В соответствии с ранее действующим законодательством: ст. 89, 91 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим подлежал государственному социальному страхованию, а также обучение на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях.

Просил признать незаконными действия ответчика об исключении из его общего трудового стажа периода учебы в 3-годичной партийной школе при Рязанском обкоме КПСС с 01.09.1953 по 31.08.1056, обязать ответчика включить в общий трудовой стаж период его учебы, взыскать с ответчика недополученную пенсию за период с сентября месяца 2006 года по ноябрь 2008 года в размере 13000 рублей.

Решением районного суда в удовлетворении исковых требований *.*. Т. было отказано.

В кассационной жалобе *.*. Т.
просит отменить решение районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Судебная коллегия, проверив решение суда, полагает, что оно отмене не подлежит по следующим основаниям.

Судом установлено, что *.*. Т., 1926 года рождения, с 30 октября 1986 г. ответчиком назначена и выплачивается трудовая пенсия по старости.

13 апреля 1998 года *.*. Т. обратился с заявлением на имя начальника отдела социальной защиты населения Рязанского района, в котором просил пересчитать его пенсию согласно ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“ N 113-ФЗ от 21.07.1997 по индивидуальному коэффициенту. Заявление было удовлетворено, истцу был произведен перерасчет выплачиваемой пенсии с 01.02.1998 согласно ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“ от 21.07.1997 N 113-ФЗ с применением индивидуального коэффициента, при этом период учебы в 3-годичной партийной школе при Рязанском обкоме КПСС с 01.09.1953 по 31.08.1956 из общего трудового стажа истца ошибочно исключен не был.

Указанное обстоятельство было выявлено при проведении инвентаризации в сентябре 2006 г. специалистами ГУ УПФР по Рязанскому району Рязанской области. Пенсионное дело истца было приведено в соответствие с действующим законодательством, из трудового стажа был исключен период обучения в партийной школе, в связи с чем был пересмотрен размер страховой части пенсии истца.

Разрешая исковые требования *.*. Т., суд обоснованно принял во внимание, что Федеральным законом “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“ от 21.07.1997 N 113-ФЗ были внесены изменения в статью 7 Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, которыми предусматривалось исчисление и увеличение пенсий путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. При этом обязательным условием для увеличения
пенсии путем применения индивидуального коэффициента пенсионера являлось определение трудового стажа в соответствии с п. “б“ ст. 7 ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“. Согласно этой норме включение в трудовой стаж периодов учебы, ранее включавшихся в общий трудовой стаж на основании ст. 91 Закона РФ “О государственных пенсиях в РФ“, не предусматривалось.

При таких обстоятельствах вывод суда о законности действий пенсионного органа является правильным.

Поскольку судом первой инстанции не установлена неправомерность действий ответчика и нарушение прав истца, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.

Из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Довод кассатора о том, что период обучения в партшколе должен быть включен в трудовой стаж, поскольку фактически являлся курсами повышения квалификации, является несостоятельным. Из материалов дела видно, что в период обучения в партшколе истцу выплачивалась стипендия, на период обучения он был уволен с места работы, а по окончании вновь принят на работу. Кроме того, согласно Постановлению Совета Министров СССР от 04.08.1956 N 1044 “Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий“, действовавшему в тот период, обучение в партийной школе при определении стажа работы приравнивалось к обучению в высших учебных заведениях.

Доводы кассационной жалобы о том, что в период учебы в партийной школе с истца высчитывали подоходный налог, а также что обучение в школе осуществлялось по направлению обкома КПСС, не могут быть приняты во внимание, поскольку
не влияют на правильность постановленного решения. Данные доводы были предметом исследования в судебном заседании, в решении им дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права. Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 18 декабря 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу *.*. Т. - без удовлетворения.