Судебная практика

Решение от 24 февраля 2011 года № А19-23073/2010. По делу А19-23073/2010. Иркутская область.

Решение

г. Иркутск Дело № А19-23073/10-62

24.02.2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24.02.2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24.02.2011 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной *.*.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Синюгиной *.*.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Алексеевский лесопромышленный комплекс» (ОГРН 1063808099915, ИНН 3808135879)

к Агентству лесного хозяйства по Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859)

о признании незаконным постановления № 889-38-17/10-620 от 22.10.2010г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель по доверенности Толпыгина *.*.,

от ответчика – представитель по доверенности Вещев *.*.,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Алексеевский лесопромышленный комплекс» (далее - ООО «Алексеевский ЛПК») обратилось в
Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 22.10.2010 № 889-38-17/10-620, вынесенного Агентством лесного хозяйства Иркутской области.

В судебном заседании представитель ООО «Алексеевский ЛПК» требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления поддержал, указал на нарушение процессуальных требований КоАП РФ при привлечении к административной ответственности. Кроме того, указал, что нарушения, выявленные по результатам проведенной проверки, результаты которой оформлены актом от 27.08.2010 № 84-38-17/10, образуют единое событие административного правонарушения. В связи с чем, привлечение общества к административной ответственности по каждому кварталу арендованного участка является незаконным. У административного орган отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки. Вина ООО «Алексеевский ЛПК» в совершении вменяемого административного правонарушения не доказана.

Представитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области требования заявителя не признал, указал на правомерность привлечения общества к административной ответственности заявителя.

Дело рассмотрено в порядке главы 25 АПК РФ.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в период с 17.08.2010 по 27.08.2010, Территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству во исполнение приказа от 11.08.2010 № 90-пр была проведена внеплановая (выездная) проверка соблюдения лесного законодательства общества на арендованных участках лесного фонда в кварталах № 1-16, 18-29, 36-40, 69-78, 90-96, 121, 122, 124, 127-130, 146-154, 173-185, 204-211, 227, 228, 280-282, 306-311 Алексеевской дачи.

В ходе проверки на лесосеке № 2 в квартале №75 (выдел №1) Алексеевской дачи, Киренского участкового лесничества, Киренского лесничества – площадью 6,3 га выявлено, что оставленные порубочные остатки в некоторых местах сдвинуты к стене леса, чем нарушен п.43 «правил санитарной безопасности в лесах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ №
414 от 29.06.2007г. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 27.08.2010 № 84-38-17/10.

18.08.2010 в отношении ООО «Алексеевский ЛПК» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Определением от 27.08.2010г. назначено время и место составления протокола об административном правонарушении на 10.09.2010г.

10.09.2010 должностным лицом Киренского лесничества составлен протокол об административном правонарушении № 889-38-17/10, которым установлено совершение обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 10.09.2010 № 889-38-17/10 и других материалов в отношении ООО «Алексеевский ЛПК» должностным лицом (заместителем главного государственного лесного инспектора в лесничествах Иркутской области) Агентства лесного хозяйства Иркутской области вынесено Постановление о назначении административного наказания от 22.10.2010 № 889-38-17/10-620, согласно которому ООО «Алексеевский ЛПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 8 000 руб.

Полагая, что Постановление административного органа не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, ООО «Алексеевский ЛПК» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей заявителя и Агентства лесного хозяйства Иркутской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности,
не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. Пунктом 1 Правил предусмотрено, что они устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах. Пунктом 43 Правил установлено, что при разработке лесосек и разрубке трасс под линейные объекты запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса).

Как следует из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении от 10.09.2010 № 889-38-17/10 указано на нарушение обществом п. 43 Правил санитарной безопасности в лесах, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ. Вместе с тем, оспариваемым Постановлением № 889-38-17/10-620 общество привлечено к ответственности по статье 8.31 КоАП РФ за нарушение п. 17, п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах РФ утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и
применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается Решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств
дела.

Определением № 23 от 27.08.2010 составление протокола об административном правонарушении назначено на 9 час.00 мин. 10.09.2010 по адресу: г.Киренск, ул.Коммунистическая, 8. Указанное определение направлено по юридическому адресу ООО «Алексеевский ЛПК» (664007, г.Иркутск, ул.Декабрьских Событий, д.57) и согласно почтовому уведомлению получено обществом 02.09.2010.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 10.09.2010 № 889-38-17/10 составлен в отсутствие законного представителя общества, уведомленного надлежащим образом о составлении протокола.

Между тем, дело об административном правонарушении рассмотрено без участия представителя лица, привлекаемого к ответственности, при отсутствии сведений о его надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения административного дела

В качестве доказательства извещения общества о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 22.10.2010 административным органом представлено соответствующее определение от 29.09.2010 с отметкой о получении данного определения 19.10.2010 секретарем Арбатской

Доказательства того, что указанное лицо наделено полномочиями на получение от имени общества корреспонденции в его адрес, является работником общества, либо имеет иные правоотношения с обществом, в том числе, на основании гражданско-правового договора, в материалах дела отсутствуют.

Согласно представленным в материалы дела справкам, штатному расписанию головного офиса ООО «Алексеевский ЛПК», введенному с 11.01.2010, Арбатская *.*. не состояла и не состоит в трудовых отношениях с ООО «Алексеевский ЛПК», а с 19.10.2010 по настоящее время работает в ЗАО «НафтаСиб-Иркутск» в качестве секретаря.

Таким образом, Арбатская *.*. не является лицом, уполномоченным заявителем на представление его интересов по делу об административном правонарушении.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 10.09.2010 № 889-38-17/10, направленного по юридическому адресу ООО «Алексеевский ЛПК» и полученного последним 21.09.2010, общество извещено о рассмотрении материалов административного дела, которое состоится по адресу: 664003, Иркутск, ул.Горького,
31. Однако, в протоколе отсутствуют сведения о дате и времени рассмотрения дела, соответствующие графы не заполнены.

Таким образом, оспариваемое Постановление от 22.10.2010 № 889-38-17/10-620 вынесено в отсутствие представителя общества. Доказательств того, что ООО «Алексеевский ЛПК» каким-либо иным способом извещалось о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, административным органом не представлено.

С учетом изложенного, суд полагает, что административным органом не доказано, что им были предприняты достаточные меры по надлежащему уведомлению ООО «Алексеевский ЛПК» о дате и времени рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, либо, что лицо, привлекаемое к ответственности, уклонялось от получения извещения либо умышленно не использовало свои процессуальные права.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о нарушении административным органом требований части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку дело об административном правонарушении в отношении ООО «Алексеевский ЛПК» рассмотрено в отсутствие его законного представителя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что привело к нарушению процессуальных прав заявителя и лишило его предоставленных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации гарантий защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что вышеперечисленные нарушения, допущенные административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, носят существенный характер, неустранимый при рассмотрении дела.

Нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «Алексеевский ЛПК» о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 22.10.2010 № 889-38-17/10-620, вынесенного Агентством лесного хозяйства Иркутской области, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил:

Постановление Агентства лесного хозяйства Иркутской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.10.2010г. № 889-38-17/10-620 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Алексеевский лесопромышленный комплекс», расположенного по адресу: 664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских событий государственный регистрационный номер 1063808099915 к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано
в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья *.*. Ананьина