Судебная практика

О признании недействительным распоряжения Администрации Кемеровской области от 22.12.97 N 1185-Р “Об освобождении предприятий легкой промышленности области от штрафов и пени“. Решение от 24 марта 1998 года № 3-29/98. Кемеровская область.

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Быковой *.*.,

при секретаре Паньшиной *.*.,

с участием прокурора Байдиковой *.*.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании недействительным распоряжения Администрации Кемеровской области,

установил:

Прокурор Кемеровской области обратился с заявлением в суд о признании недействительным распоряжения Администрации Кемеровской области N 1185 “Об освобождении предприятий легкой промышленности области от штрафов и пени“, мотивируя требования тем, что данным распоряжением освобождены от штрафов и пени в областной бюджет, образовавшийся по состоянию на 01.12.97 предприятия легкой промышленности области, указанные в перечне, всего 26 предприятий. Распоряжение противоречит действующему законодательству. Ответственность налогоплательщика в виде пени
за несвоевременную уплату налогов предусмотрена п. “в“ ч. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ и подлежит применению всеми соответствующими государственными органами в отношении всех налогоплательщиков, нарушающих требования этого Закона. В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ“ внесение изменений и дополнений в систему, не предусмотренных налоговым законодательством РФ, не допускается согласно ст. 26 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ система налогообложения действует без изменения вплоть до принятия законодательным органом РФ специального решения о налоговой реформе. Ч. 2 ст. 1, ст. 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ, ст. 45, 46 Закона РФ “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации“ органам государственной власти субъектов федерации предоставлены определенные права по регулированию налоговых правоотношений на соответствующей территории. Однако правом отменять установленную Федеральным законом ответственность за налоговые правонарушения ни представительные, ни исполнительные органы власти субъекта федерации не наделены. Изданием указанного распоряжения Администрация области неправомерно вмешалось в сферу регулирования федерального законодательства.

Представитель Администрации Кемеровской области Халяпин *.*., действующий по постоянной доверенности N 30/18 от 28.01.98, требования прокурора признал, сославшись на то, что указанное распоряжение вынесено в нарушение действующего законодательства и за пределами компетенции Администрации Кемеровской
области.

Проверив материалы дела, заслушав представителя Администрации Кемеровской области, признавшего требования прокурора, заключение прокурора Байдиковой *.*., поддержавшую требования, заявленные прокурором области, суд считает необходимым принять признание требований представителем Администрации Кемеровской области, т.к. оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, и удовлетворить заявленные требования.

Судом установлено, что распоряжением Администрации Кемеровской области N 1185-р от 22.12.97 освобождены от уплаты штрафов и пени в областной бюджет образовавшийся по состоянию на 01.12.97, ряд предприятий легкой промышленности, указанные в приложении к этому распоряжению.

Согласно ст. 72 “и“ Конституции РФ в совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов налогового обложения и сборов в РФ, поэтому принятые по таким вопросам нормативные правовые акты органами государственной власти субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам, а в случае их противоречия надлежит руководствоваться федеральными законами.

Ст. 13 ч. 1 п. “в“ Федерального Закона “Об основах налоговой системы в РФ“ предусмотрена ответственность налогоплательщиков за несвоевременную уплату налогов и подлежит применению всеми соответствующими государственными органами в отношении налогоплательщиков, нарушающих требования налогового законодательства.

Изменение в существующую налоговую систему вносятся только федеральными законодательными актами (ст. 23 Федерального Закона “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ“).

Согласно ч. 2 ст. 1, ст. 20 Закона “Об основах налоговой системы в
РФ“, ст. 45, 49 Закона РФ “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации“ правом отменять установленную законом ответственность за налоговые правонарушения Администрация Кемеровской области не наделена.

При таких обстоятельствах указанное распоряжение нельзя признать правомерным.

Руководствуясь ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Признать недействительным распоряжение Администрации Кемеровской области N 1185-р от 22.12.97 “Об освобождении предприятий легкой промышленности области от штрафов и пени“ с момента его издания.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.

Судья

Кемеровского областного суда

*.*. БЫКОВА