Судебная практика

Решение от 2008-07-21 №А15-888/2008. По делу А15-888/2008. Республика Дагестан.

21 июля 2008 года Дело № А15-888/2008 г.Махачкала

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Яловецкой *.*., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым *.*., с участием от заявителя Стрельникова *.*. (удостоверение № 112681), от третьих лиц: СПК «Дейбук» Ибрагимова *.*. ( ыдан 22.12.2008 ОВД Каякентского района); МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» Габибова *.*. ( выдан 21.12.2001 Каякентским РОВД); от Министерства сельского хозяйства РД Вагабовой *.*. (доверенность от 09.01.2008 №11/19-14), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление заместителя прокурора РД об оспаривании ненормативного правового акта,

Установил:

заместитель прокурора Республики Дагестан
( далее- прокурор) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Республики Дагестан №316-р от 14.12.2007 об изъятии из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственного производственного кооператива «Дейбук» земельного участка площадью 19,05га и переводе его в земли населенных пунктов в целях предоставления под жилищное строительство. Кроме того, заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока подачи иска в арбитражный суд.

Иск мотивирован тем, что изъятие земель и перевод их в другую категорию произведено с нарушением требований земельного законодательства РФ и РД. Пропуск срока подачи иска в суд заявитель объяснил принесением протеста на оспариваемое распоряжение Правительства РД и ожиданием ответа на него.

Определениями суда от 21.05.2008 и от 19.06.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: администрация Каякентского района, Управление Роснедвижимости по РД, СПК «Дейбук», МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский», ГУП «Чкаловский», Министерство имущественных и земельных отношений РД, Министерство сельского хозяйства РД.

В судебном заседании представитель заявителя иск поддержал по изложенным в нем доводам.

Правительство РД отзывом иск не признало, ссылаясь на изъятие земель с согласия кооператива.

СПК «Дейбук» и МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» отзывами и их представители, а также представитель Министерства сельского хозяйства РД в судебном заседании иск не признали, считая его необоснованным, ссылаясь
на пропуск заявителем срока подачи иска в суд, установленного статьей 198 АПК РФ.

МО «Каякентский район» письмом от 15.07.2008 №570 просило рассмотреть дело без его участия.

Управление Роснедвижимости по РД, ГУП «Чкаловский», Министерство имущественных и земельных отношений РД отзывы на иск не представили, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие Правительства РД и указанных третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.

Суд, заслушав представителей сторон по спору, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общим собранием членов кооператива учрежден сельскохозяйственный производственный кооператив «Дейбук» ( далее-кооператив) как правопреемник производственного кооператива «Дейбук», правопредшественником которого являлся совхоз «Дейбукский». Кооператив зарегистрирован в качестве юридического лица и внесен в единый государственный реестр юридических лиц (выписка из реестра по состоянию на 15.04.2008).

Кооператив расположен на территории МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский», в его пользовании находится 5963 га земель, в том числе 4992га сельхозугодий (пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища), что подтверждает свидетельство №13, выданное 13.04.1992 районным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству предшественнику кооператива – совхозу «Дейбукский» на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, а также материалы разукрупнения совхоза «Чкаловский» на совхоз «Чкаловский» и совхоз «Дейбукский».

Распоряжением Правительства РД от 14.12.2007 №316-р, по предложению
Минимущества РД, Минсельхоза РД и ходатайству МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский», из земель сельскохозяйственного назначения кооператива изъят земельный участок площадью 19,05га (пашня), с кадастровым №05:08:000021:0029 и переведен в земли населенных пунктов для предоставления под жилищное строительство. Управлению Роснедвижимости по РД и МО»Каякентский район» предложено внести соответствующие изменения в земельно-кадастровую документацию.

Изъятый земельный участок зарегистрирован в государственном земельном кадастре, о чем 16.11.2007 выдана выписка из кадастрового плана №02/2007-474, на участок изготовлено межевое дело.

Прокурор, полагая, что распоряжение принято с нарушением норм действующего земельного законодательства и нарушает государственные интересы, оспорил его в арбитражный суд. По иску оспаривается изъятие части земельного участка у кооператива и перевод изъятого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов

Согласно статье 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса, либо в принудительном порядке судом.

В материалы дела не представлены доказательства отказа кооператива от части земельного участка, изъятого у него оспоренным распоряжением Правительства РД. Вопрос о принудительном изъятии у кооператива спорного земельного участка в судебном порядке не рассматривался.

В соответствии со статьей 15 ФЗ от 08.05.1996 №41-ФЗ «О производственных кооперативах» к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива могут быть
отнесены вопросы, не включенные в перечень вопросов, содержащийся в этой статье Закона.

Подпунктом 5 пункта 12.9. Устава кооператива предусмотрено, что принятие решений о приобретении, отчуждении и залоге активов и фондов кооператива относится к исключительной компетенции общего собрания кооператива.

Из протокола №1 конференции делегатов СПК «Дейбук» от 01.03.2007 видно, что конференция Решила просить администрацию Каякентского района ходатайствовать перед Правительством РД об отводе из земель сельскохозяйственного назначения кооператива земельного участка площадью 20га, расположенного в черте города Избербаш, для индивидуального домостроения граждан. Доказательства согласия общего собрания кооператива на изъятие части земель кооператива, расположенных на территории МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский», в материалы дела не представлены. Отсутствуют доказательства расположения земель МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» в пределах границ г.Избербаша. Как видно из экспликации земель по состоянию на 01.01.2008, сельсовет имеет в пользовании 540,5 га земель, в том числе 51 га в черте населенного пункта, 287га за чертой населенного пункта, 2,5 га в Степном поселке и 250га в Дахадаевской районе. В экспликации отсутствуют сведения о наличии земель сельсовета на территории г.Избербаша.

Согласно письму Каякентского территориального отдела №21 Управления Роснедвижимости от 15.04.2008 №68 в пределах земель МО «сельсвоет Сагаси-Дейбукский», в черте поселения, имеются земли огородов, которые возможно выделить для строительства жилья, но при этом убытки от потерь сельскохозяйственного производства кооперативу не возмещены. Письмами
от 27.08.2007 №415 и от 10.10.2007 №11-3282/06п МО «Каякентский район» и Министерство имущественных и земельных отношений РД согласовали отведение под строительство жилого микрорайона 20га пашни из земель кооператива. Таким образом, земельные участки, о выделении которых просила конференция делегатов кооператива, и согласованные к выделению земельные участки не одинаковы.

Статьей 1 ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основан на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Порядок перевода земель из одной категории в другую в силу статьи 8 ЗК РФ устанавливается федеральными законами.

Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию установлены статьей 7 ФЗ от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Эта статья Закона содержит перечень оснований перевода земель сельхозугодий в другую категорию земель. К числу таких оснований относится размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Вместе с тем, Правительство РД не представило материалы исследования, углубленного изучения вопроса о возможности возведения индивидуальных домостроений работниками кооператива на иных землях, не затрагивая сельхозугодий кооператива. Одной ссылки на то, что кадастровая стоимость 1га изъятого земельного участка не превышает 150% от среднерайонного уровня, приведенной в
выписке из протокола заседания Правительства РД от 10.04.2008, недостаточно для вывода об обоснованности перевода сельхозугодий в земли населенного пункта.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона РД от 29.12.2003 №46 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения Республики Дагестан» перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со статьей 8 ЗК РФ перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Вопросы изменения границ административно-территориальных единиц Республики Дагестан на основании статьи 8 Закона РД от 10.04.2002 №16 «Об административно-территориальном устройстве Республики Дагестан» решаются Народным Собранием Республики Дагестан.

Согласно части 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Из ответа Правительства РД на протест прокурора, принесенный на оспариваемое распоряжение, следует, что границы МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» в связи с переводом части земель сельхозугодий кооператива в земли населенных пунктов в установленном порядке изменены не были.

Таким образом,
представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о нарушении Правительством РД, при издании распоряжения №316-р от 14.12.2007 установленного Земельным кодексом РФ и федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую, что в силу статьи 8 ЗК РФ является основанием для признания распоряжения недействительным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Оспариваемое прокурором распоряжение Правительства РД №316-р издано 14.12.2007 и 18.12.2007 поступило в Прокуратуру РД. Суд считает, что в день получения распоряжения прокурор не мог знать, соответствует ли оно закону или является незаконным. Поэтому являются обоснованными изложенные в исковом заявлении доводы заявителя о проведении прокурорской проверки законности оспариваемого распоряжения, для чего у заинтересованных организаций были истребованы соответствующие документы: устав кооператива и доказательства регистрации кооператива в едином государственном реестре юридических лиц, выкопировка земель сельсовета, землеустроительное дело, материалы согласования изъятия земель и др. Доводы прокурора о проведении проверки подтверждаются, в том числе письмом от 14.01.2008 №7н-08. По итогам проверки составлена справка от 27.02.2008, и с этого момента прокурору стало известно о несоответствии
действующему законодательству оспариваемого ненормативного правового акта исполнительного органа государственной власти. Результатом проведения прокурорской проверки явился протест прокурора на оспариваемое распоряжение Правительства РД, направленный в адрес Правительства РД 29.02.2008. Протест рассмотрен 10.04.2008, о чем свидетельствует выписка из протокола заседания Правительства РД №4. Иск об оспаривании распоряжения подан в суд 19.05.2008. При изложенных обстоятельствах суд находит причины пропуска срока подачи заявления в суд уважительными, пропущенный срок- подлежащим восстановлению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по госпошлине суд относит на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 177, 180-182, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Дагестан

Решил:

восстановить заместителю прокурора Республики Дагестан пропущенный срок подачи заявления в арбитражный суд.

Признать недействительным, не соответствующим положениям Земельного кодекса РФ и ФЗ от 21.12.2004 №172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», распоряжение Правительства Республики Дагестан №316-р от 14.12.2007 об изъятии из земель сельскохозяйственного назначения СПК «Дейбук» земельного участка площадью 19,05 га и переводе его в земли населенных пунктов.

Взыскать с Правительства Республики Дагестан в доход федерального бюджета РФ 2000руб. госпошлины по иску.

Выдать исполнительный лист.

Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья *.*. Яловецкая