Судебная практика

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в срок, установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации. По делу. Республика Хакасия.

от 31 января 2006 г. Дело N А74-5784/2005

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2006 года

Полный текст решения изготовлен 31 января 2006 года

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Коршуновой *.*.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия, г. Абакан,

к индивидуальному предпринимателю Шумановой Га г. Абакан,

о взыскании штрафной санкции в размере 121 рубля.

Протокол судебного заседания вела судья Коршунова *.*.

В судебном заседании принимали участие представители:

ГУУПФ РФ в г. Абакане РХ: Шулбаева *.*., доверенность от 29.09.2005 N 11292;

предприниматель: отсутствовала.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее -
Управление Пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Шумановой Га (далее - Предприниматель) штрафной санкции в размере 121 рубля за нарушение срока представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений по персонифицированному учету за 2004 год.

Представитель Управления Пенсионного фонда в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Предприниматель в судебное заседание не явилась. Определение о назначении дела к судебному разбирательству направлено арбитражным судом по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова, 24 - 12, указанному в заявлении. Определение возвращено почтовым отделением связи по истечении установленного срока хранения. Регистрацию Предпринимателя по указанному адресу подтвердило адресно-справочное бюро МВД РХ.

Учитывая вышеназванные обстоятельства и положения пункта 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает Предпринимателя надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства и в силу части 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено без участия Предпринимателя.

Пояснения заявителя, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.

Шуманова Га зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица регистрационной палатой Администрации города Абакана 03.11.1999, свидетельство о регистрации N 1 государственный регистрационный номер N 304190134700010).

Уполномоченным Пенсионного фонда проведена камеральная проверка своевременности представления Предпринимателем индивидуальных сведений за 2004 год. Проверкой установлено, что Предпринимателем не представлены в срок до 1 марта 2005 года индивидуальные сведения о застрахованных лицах за период с 01.01.2004 по 31.12.2004.

27 июня 2005 года начальником Управления Пенсионного фонда вынесено решение о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“
в виде штрафа в размере 10% от суммы страховых взносов, подлежащих уплате за период с 01.01.2004 по 31.12.2004. Сумма штрафа составила 121 рубль.

Решение о привлечении к ответственности направлено Предпринимателю 29.06.2005. В решении Предпринимателю было предложено уплатить сумму штрафа в добровольном порядке.

Неуплата Предпринимателем штрафа послужила поводом для обращения с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд признает факт совершения Предпринимателем правонарушения.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ установлено, что страхователь представляет сведения об уплаченных страховых взносах, а также сведения о страховом стаже на застрахованных лиц на основании данных бухгалтерского учета и документов по учету кадров.

Сведения за 2004 год представлены Предпринимателем в Управление Пенсионного фонда 7 апреля 2005 года.

Статьей 17 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ определено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается непредставление Предпринимателем к установленному сроку индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2004 год.

Вместе с тем, арбитражный суд полагает отказать в удовлетворении заявления Управления Пенсионного фонда о взыскании штрафных санкций по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных
законов “Об основах обязательного социального страхования“, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Законом.

Статьями 9, 13, 30 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственных внебюджетных фондов, к которым относится и Пенсионный фонд, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а согласно статье 34.1 Кодекса в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренных Кодексом.

Арбитражный суд считает, что своевременное представление работодателями сведений о застрахованных лицах позволяет пенсионному фонду осуществлять надлежащий контроль за уплатой страхователями обязательных платежей. Следовательно, отношения, связанные с представлением сведений в пенсионный фонд, являются правоотношениями по контролю за уплатой работодателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Данный вывод подтверждается также анализом норм статьи 17 Закона N 27-ФЗ, санкция которой установлена в процентном отношении к сумме причитающихся за отчетный период платежей в пенсионный фонд.

Таким образом, при наложении штрафных санкций за непредставление сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, должны применяться правила главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей общие положения и порядок привлечения к ответственности за совершение правонарушения и сроки давности взыскания санкций.

В соответствии со статьей
115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Срок давности взыскания санкции является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Из материалов дела следует, что акт камеральной проверки своевременности подачи Предпринимателем индивидуальных сведений составлен должностным лицом Управления Пенсионного фонда 24 марта 2005 года. В арбитражный суд о взыскании штрафной санкции Управление Пенсионного фонда обратилось 2 декабря 2005 года, то есть по истечении шестимесячного срока, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Управления Пенсионного фонда о взыскании с Предпринимателя штрафа в размере 121 рубля следует отказать в связи с истечением срока давности взыскания штрафной санкции.

Государственная пошлина по настоящему спору составляет 500 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, но взысканию в доход федерального бюджета не подлежит, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия о взыскании с индивидуального предпринимателя Шумановой Га штрафной санкции в размере 121 рубля за нарушение срока представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений по персонифицированному учету за 2004 год отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи
кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья

Арбитражного суда

Республики Хакасия

*.*. КОРШУНОВА