Судебная практика

Поскольку медицинским учреждением был превышен норматив использования средств обязательного медицинского страхования, а также допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на командировочные расходы, арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления учреждения здравоохранения о признании недействительным предписания Фонда обязательного медицинского страхования, удовлетворил встречное заявление Фонда и взыскал денежную сумму, образовавшуюся в результате превышения норматива использования и нецелевого использования средств. По делу. Республика Хакасия.

от 7 февраля 2005 г. Дело N А74-5425/2004-К2

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2005 года

Мотивированное решение составлено 7 февраля 2005 года

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Хабибулиной *.*.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Хабибулиной *.*.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Муниципального учреждения здравоохранения “Детская городская больница“, город Черногорск, к

Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, город Абакан,

о признании недействительным предписания от 11 августа 2004 года N 1687 в части суммы 315480 рублей 20 копеек,

и по заявлению

Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, город Абакан, к

Муниципальному учреждению здравоохранения “Детская городская больница“, город Черногорск,

о взыскании 614080 рублей 02 копеек.

В судебном заседании
принимали участие представители сторон:

заявителя - Чанчикова *.*. (главный врач, приказ N 163 от 24.06.1991); Резакова *.*. (доверенность от 06.12.2004);

Территориального фонда ОМС РХ - Благун *.*. (доверенность от 15.11.2004); Мосман *.*. (доверенность от 15.11.2004).

Муниципальное учреждение здравоохранения “Детская городская больница“ (далее - Больница) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (далее - Территориальный фонд) от 11.08.2004 N 1687 “Об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе документальной проверки. (Акт N 17 от 6 августа 2004 года)“ в части суммы 197923 рублей 20 копеек.

В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил свои требования в части оспариваемой суммы и просил признать недействительным предписание Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия от 11.08.2004 N 1687 “Об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе документальной проверки. (Акт N 17 от 6 августа 2004 года)“ в части суммы 315480 рублей 20 копеек.

Территориальный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Больницы 614080 рублей 02 копеек, начисленных по акту от 06.08.2004 N 1687.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27.12.2004 дела объединены в одно производство.

Требования заявителя основаны на том, что обстоятельства нецелевого использования средств Территориального фонда, полученных в соответствии с договором на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, не имели места в деятельности учреждения здравоохранения. Спорная сумма денежных средств возникла вследствие дефицита финансирования со стороны Территориального фонда в 2002 году в сумме 307699 рублей, что и привело к использованию Больницей в 2003 году поступающих денежных средств на погашение
задолженности прошлых лет. Спорная сумма денежных средств 7781 рубль 20 копеек восстановлена Больницей в период 2003 - 2004 годов.

Кроме того, заявитель полагает, что у органов Фонда обязательного медицинского страхования отсутствуют полномочия на издание документа, позволяющего в одностороннем порядке произвести восстановление средств обязательного медицинского страхования.

Представители Территориального фонда возражали против требований заявителя, ссылаясь на то, что в рамках заключенного Территориальным фондом и Больницей договора между сторонами возникли как гражданско-правовые, так и бюджетные отношения.

Поскольку за счет спорных средств заявитель произвел расходы, не предусмотренные правовыми актами по вопросам обязательного медицинского страхования, представители Территориального фонда усматривают в его действиях признаки нецелевого использования средств и полагают, что сумма 614080 рублей 02 копейки, согласно предписанию N 1687 от 11.08.2004, подлежит восстановлению Больницей за счет средств бюджета (платных услуг).

Исследовав материалы дела, выслушав устные выступления сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

Арбитражный суд установил, что 01.01.2001 заявитель заключил договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, в котором в качестве страховой медицинской организации выступил Черногорский межрайонный филиал Территориального фонда. Договор действовал в течение проверенного периода.

Пунктом 13 договора предусмотрено, что услуги заявителя по данному договору оплачиваются по тарифам, утвержденным согласительной комиссией, в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования граждан в Республике Хакасия и Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.

По смыслу пункта 25 договора Территориальный фонд и его филиал осуществляют контроль за целевым использованием средств обязательного медицинского страхования путем проведения проверок. В этом же пункте договора установлена обязанность заявителя по восстановлению суммы средств обязательного медицинского страхования, использованных не по
целевому назначению.

06.08.2004 должностными лицами Черногорского межрайонного филиала Территориального фонда составлен акт N 17 документальной проверки заявителя на предмет целевого использования средств обязательного медицинского страхования за 2003 год.

Согласно акту заявитель в 2003 году использовал не по целевому назначению денежные средства в сумме 614080 рублей 02 копеек, полученные от Территориального фонда. Нарушение выразилось в направлении средств в сумме 2292 рублей на расходы по коду экономической классификации расходов (далее - код ЭКР) 110320, в сумме 307699 рублей по коду ЭКР 110200, в сумме 13486 рублей 23 копеек по коду ЭКР 110350, в сумме 59321 рубля 59 копеек по коду ЭКР 111040, в сумме 223500 рублей по коду ЭКР 240100, в сумме 7781 рубля по коду ЭКР 110400.

11 августа 2004 года исполнительным директором Территориального фонда издано предписание N 1687 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в акте, путем восстановления указанной выше суммы в срок до 06.09.2004.

Предписание получено заявителем, по изложенным выше основаниям заявитель просит признать недействительным предписание Территориального фонда в части установления использования не по целевому назначению денежных средств в сумме 315480 рублей 20 копеек, полученных от Территориального фонда и направленных в сумме 307699 рублей по коду ЭКР 110200 (Начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), в сумме 7781 рубля по коду ЭКР 110400 (Командировки и служебные разъезды).

При рассмотрении заявления Больницы арбитражный суд признал, что предписание о восстановлении средств обязательного медицинского страхования вынесено исполнительным директором Территориального фонда в рамках осуществления административных функций Территориального фонда в
области обязательного медицинского страхования граждан, данное предписание является актом индивидуального, властно-распорядительного содержания, затрагивает права и законные интересы заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку содержит указание на восстановление денежных средств и означает фактическое уменьшение задолженности Территориального фонда перед заявителем по оплате оказанных им услуг.

Признание оспариваемого предписания недействительным повлияет на права и обязанности заявителя и Территориального фонда в рамках правоотношений по поводу обязательного медицинского страхования граждан, и в рассматриваемой ситуации является одним из способов восстановить предполагаемое нарушенное право в материально-правовом смысле.

Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу, что предписание от 06.08.2004 N 1687 по своему содержанию и характеру относится к категории ненормативных правовых актов государственного органа, которые могут быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 26 Закона Российской Федерации “Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ (далее - Закон “Об обязательном медицинском страховании“) регулирование отношений по поводу обязательного медицинского страхования осуществляется посредством названного Закона, законодательства Российской Федерации и других нормативных актов, а также условиями договоров, заключенных между субъектами медицинского страхования. Статьей 20 названного Закона к актам, регламентирующим деятельность медицинского учреждения, отнесен договор со страховой медицинской организацией.

По смыслу раздела V Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 01.04.1997 N 51-3, в редакции Постановления Верховного Совета Республики Хакасия от 16.05.2002 N 352-10 (далее - Положение о Территориальном фонде Республики Хакасия), создаваемые Территориальным фондом филиалы наделены полномочиями по осуществлению функций Территориального фонда в пределах Положения о филиале.

Договор от 01.01.2001 с заявителем
заключен руководителем Черногорского межрайонного филиала Территориального фонда от имени филиала.

Однако указанное обстоятельство не влияет на правовую оценку договора от 01.01.2001 на предоставление лечебно-профилактической помощи, поскольку в основе указанных документов находятся не обязательственные правоотношения, а правоотношения субъектов обязательного медицинского страхования в рамках Закона “Об обязательном медицинском страховании“, имеющие административный характер.

В силу статьи 12 Закона “О медицинском страховании“ финансовые средства Фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации.

Полномочиями по аккумулированию и финансированию мероприятий по обязательному медицинскому страхованию за счет государственных средств на обязательное медицинское страхование возложены статьей 12 Закона “Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ и разделом 3 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 (далее - Положение о Территориальном фонде), на Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Аналогичным образом определены полномочия Территориального фонда в пунктах 1, 2 раздела III Положения о Территориальном фонде Республики Хакасия.

Целевое назначение средств обязательного медицинского страхования применительно к отношениям медицинского учреждения и Территориального фонда определено в разделе 5 Указаний по обеспечению рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 09.12.1999 N 105 “Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования“ (далее - Указания по обеспечению рационального использования средств).

Согласно названному разделу медицинское учреждение за счет средств обязательного медицинского страхования вправе возместить расходы на оплату труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь, обмундирование согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

По смыслу приведенной нормы, расходы по коду ЭКР 110400 возмещению за счет
средств обязательного медицинского страхования не подлежат.

В силу пункта 8 раздела III Положения о Территориальном фонде Республики Хакасия и пункта 9 раздела 3 Положения о Территориальном фонде Территориальный фонд наделен полномочиями по контролю за рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования граждан.

Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный суд пришел к выводу, что проверка целевого использования средств обязательного медицинского страхования от 06.08.2004 осуществлена, предписание о восстановлении денежных средств вынесено Территориальным фондом в пределах предоставленных Территориальному фонду полномочий.

По вопросу о наличии оснований для применения ответственности в виде восстановления средств обязательного медицинского страхования арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Оспаривая предписание от 11.08.2004 N 1687, заявитель указал, что необходимость использования суммы 307699 рублей по коду ЭКР 110200 возникла в связи с недофинансированием в 2002 году Больницы Территориальным фондом.

В 2003 году Территориальным фондом возмещено Больнице денежных средств обязательного медицинского страхования по коду ЭКР 110200 в сумме 3876994 рублей, а также задолженности за предыдущие годы в сумме 31846 рублей, в то время как денежные выплаты, совершенные Больницей в 2003 году по коду ЭКР 110200, составили 4216539 рублей.

Таким образом, Больницей средства обязательного медицинского страхования в сумме 307699 рублей направлены в 2003 году по коду ЭКР 110200 на погашение задолженности по расчетам с внебюджетными фондами за предшествующие годы, чем допущено расходование средств обязательного медицинского страхования в большем размере, чем это было возмещено Территориальным фондом.

Обстоятельства необходимости использования денежных средств не влияют на оценку оспариваемого документа, так как, независимо от наличия дефицита финансирования, расходование средств обязательного медицинского страхования не может быть произведено иначе, чем это предусмотрено соответствующими нормативными актами.

В отношении использования не по целевому
назначению денежных средств в сумме 7781 рубля по коду ЭКР 110400 заявителем не оспаривается факт использования указанной суммы не по целевому назначению. Территориальным фондом в акте проверки установлено, что сумма 7781 рубль 20 копеек является суммой командировочных расходов, выданных в подотчет Жаворонковой *.*., а именно: суточных в сумме 3700 рублей, оплата по найму жилого помещения в сумме 4081 рубля 20 копеек и подлежит оплате за счет средств местного бюджета. Данные обстоятельства Больницей не оспариваются.

Однако, по мнению Больницы, данная сумма уплачена платежными поручениями N 15 от 24.12.2003 в сумме 1705 рублей 66 копеек, N 824 от 24.12.2003 в сумме прочих расходов 2700 рублей, N 165 от 17.03.2004 в сумме прочих расходов 400 рублей, N 482 от 30.07.2004 по специализации в сумме 3123 рублей 35 копеек.

Арбитражным судом указанные платежные поручения не могут быть приняты в качестве доказательств оплаты использованной не по целевому назначению суммы денежных средств в размере 7781 рубля 20 копеек, поскольку из данных платежных документов не представляется возможным установить факта восстановления сумм командировочных расходов. Иных документов в обоснование восстановления спорной суммы Больницей не представлено.

Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Больницы.

Поскольку арбитражным судом в ходе судебного заседания установлено нецелевое использование Больницей средств обязательного медицинского страхования в сумме 315480 рублей 20 копеек, сумма нецелевого использования 298599 рублей 82 копеек Больницей не оспаривается, арбитражный суд считает подлежащим удовлетворению требование Территориального фонда о взыскании с Больницы 614080 рублей 2 копеек.

Государственная пошлина по делу составляет 13740 рублей 80 копеек. При обращении в арбитражный суд уплата государственной пошлины отсрочена
по ходатайству заявителя. По результатам рассмотрения дела государственная пошлина относится на заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ арбитражный суд, учитывая сложное финансовое положение заявителя как муниципального учреждения и получателя бюджетных средств, полагает уменьшить размер государственной пошлины до 1374 рублей и взыскать с заявителя государственную пошлину в указанном размере.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения “Детская городская больница“, город Черногорск, зарегистрированного Администрацией города Черногорска 21.09.1992 за N 391, расположенного в г. Черногорске по ул. Дзержинского, 18а, в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия 614080 рублей 02 копейки.

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения “Детская городская больница“, город Черногорск, зарегистрированного Администрацией города Черногорска 21.09.1992 за N 391, расположенного в г. Черногорске по ул. Дзержинского, 18а, в доходы федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1374 рублей.

Выдать исполнительные листы после вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение в течение месяца после его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

В срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск.

Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья

Арбитражного суда

Республики Хакасия

*.*. ХАБИБУЛИНА