Судебная практика

Заявленные требования о признании недействительным распоряжения о согласии на отчуждение объекта недвижимости на праве хозяйственного ведения удовлетворены, поскольку оспариваемое распоряжение нарушает права заявителя, так как влечет прекращение его прав на выкуп арендованного муниципального имущества.. По делу. Оренбургская область.

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации г. Орска о признании недействительным распоряжения N 2248-р от 18.06.2003 “О согласии на отчуждение объекта недвижимости, закрепленного за МУП “Старая Русь“ на праве хозяйственного ведения“.

Права и обязанности разъяснены.

Отводов суду не заявлено. Ответчик и третьи лица иск не признали.

Как установлено в заседании, распоряжением администрации г. Орска N 2248-р от 18.06.2003 МУП “Старая Русь“ разрешено продать объект недвижимости: Литер А встроенное нежилое помещение N 2 на первом этаже и подвале общей полезной площадью 301,2 кв. м, площадь подвала 234,9 кв. м, расположенное по адресу г. Орск, пр. Ленина - ул. Макаренко по
цене 650000 руб. МУП “Старая Русь“, у которого указанное нежилое помещение находилось на праве хозяйственного ведения, продало его ООО “Меркурий+“.

На момент издания распоряжения помещение занимало ООО “Культтовары-16“.

Заявитель просит признать указанное распоряжение недействительным, поскольку им заключен договор аренды этих помещений и как общество, выкупившее основные и оборотные средства магазина, он имеет исключительное право выкупа занимаемых им нежилых помещений

При этом, заявитель ссылается на следующие обстоятельства.

28.11.1990 между Управлением торговли Оренбургского облисполкома и Орским арендным предприятием “Промтовары“ был заключен договор аренды с выкупом, согласно которому предприятие принимает в аренду основные и оборотные средства. Пункт 4 раздела 1 данного договора предусматривает право арендатора полностью или частично выкупить арендованное имущество. В состав арендованного имущества занимаемые магазинами нежилые помещения не вошли. Как следует из материалов дела, во исполнение Указа Президента РФ от 25.12.1992 “О коммерциализации предприятий торговли и общественного питания“ в результате преобразования Орского арендного предприятия “Промтовары“ было выделено муниципальное предпри торговли N 16 “Культтовары“.

Городским комитетом по управлению имуществом и МПРТ N 16 “Культтовары“ 30 июня 1992 г. был заключен договор аренды N 27 о продолжении действия условий договора аренды с правом выкупа государственного арендного предприятия “Промтовары“, заключенного 28.11.1990 с Управлением торговли Оренбургского облисполкома. По условиям договора N 27 от 30.07.1992 в отношении МПРТ N 16 “Культтовары“ договор аренды от 28.11.1990 действовал относительно основных фондов в пределах 18459,12 руб.; в отношении оборотных средств - 792965,95 руб.

22 июля 1992 г. между Комитетом по управлению имуществом г. Орска и муниципальным предприя торговли N 16 “Культтовары“ заключается договор N 27 о выкупе муниципального имущества на сумму 765281,44 руб., взятого в
аренду трудовым коллективом магазина. Арендатору по условиям указанного договора (пункт 5.1) предоставляется право не ранее чем через год после вступления в силу договора купли-продажи приобрести в собственность арендуемое помещение, а также земельный участок в порядке, установленном законодательством.

В дальнейшем арендное предприятие было преобразовано в ТОО “Культтовары“, что подтверждается протоколом общего собрания коллектива магазина N 1 от 22.02.1993, Уставом ТсОО “Культтовары“ (правопредшественника истца), утвержденного учредителями - физическими лицами 22.02.1993. Распоряжением Администрации г. Орска от 21.05.1993 N 757-р “О регистрации товарищества с ограниченной ответственностью “Культтовары“ устав зарегистрирован. Из указанного распоряжения следует, что ТсОО “Культтовары“ создано на базе выкупленного трудовым коллективом имущества муниципального предприятия N 16 “Культтовары“ и является его правопреемником.

В соответствии со статьей 11 Указа Президента РФ от 14 октября 1992 г. N 1230 “О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду“, товарищество или акционерное общество, созданное членами трудового коллектива государственного, муниципального предприятия (подразделения) на основе аренды имущества этого предприятия (подразделения) и выкупившее его, имеет преимущественное право приобретения в собственность арендуемых ими зданий, сооружений, нежилых помещений, а также зданий, сооружений, нежилых помещений, которыми они фактически владели, пользовались в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности, в соответствии с положением, утверждаемым Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Товарищество приобрело право на выкуп занимаемого помещения по адресу: г. Орск, улица Ленина, что подтверждается распоряжением Администрации г. Орска N 757-р от 21.05.1993.

Во исполнение требований Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ от 30.11.1994 N 52-ФЗ было зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью “Культтовары“ решением Администрации г. Орска N
152 от 28.12.1995 (распоряжением Администрации г. Орска от 28.12.95 N 1779-р отменено распоряжение от 03.06.94 N 832-р и товарищество восстановлено в правах юридического лица).

Участниками общества, как следует из учредительных документов, являются те же лица, что были участниками товарищества. Акт приема-передачи от 29.12.1995 также подтверждает правопреемство между этими юридическими лицами с тем объемом прав и обязанностей, которые существовали на момент передачи, в том числе и с правом выкупа арендуемого нежилого помещения по улице Ленина, 7 по договорам аренды от 30.06.1992 и от 22.07.1992.

Общество занимало нежилое помещение по улице Ленина, 7 по договорам аренды с 1996 г. по 2002 г.

В соответствии с пунктом 2 статьи 43 ФЗ N 178 “О приватизации государственного и муниципального имущества“ с даты вступления его в силу продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ, за исключением случаев, если до указанной даты направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества. В этих случаях сделки на основании такой оферты должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Заявку на выкуп арендуемого объекта недвижимости заявитель обратился 10.07.2003, т.е. после вступления Закона в силу, однако, согласно пункту 13 этой же статьи в случае, если все имущество государственного или муниципального унитарного предприятия, за исключением здания или нежилого помещения, в которых располагалось указанное унитарное предприятие, приобретено в собственность до вступления в силу главы 4 части первой Гражданского кодекса РФ с одновременным заключением договора аренды, предусматривающего возможность выкупа такого здания или нежилого помещения, указанное здание или нежилое помещение подлежит продаже собственнику, приобретшему все имущество унитарного предприятие, по рыночной стоимости в
соответствии с договором, заключенным между ним и собственником здания или нежилого помещения.

Таким образом, в силу указанного Федерального закона у заявителя имеется право на выкуп нежилого помещения по улице Ленина.

То обстоятельство, что в последующих договорах аренды не содержится условия о праве истца на выкуп этого нежилого помещения, не лишает его прав на приобретение объекта в порядке законодательства о приватизации, поскольку это право первоначально было зафиксировано в договорах от 30.06.1992 и от 22.07.1992 и общество является правопреемником ТсОО “Культтовары“, а, следовательно, и МПРТ N 16 “Культтовары“.

Согласно пункту 12.1 Программы приватизации муниципального имущества г. Орска, утвержденной решением Орского городского Совета народных депутатов N 186 от 24.04.2002, в случае подачи заявления арендаторами муниципального имущества, имеющими право его первоочередного приобретения в соответствии с пунктами 12, 13, статьи 43 “О приватизации государственного и муниципального имущества“ продажа такого имущества осуществляется КУИ г. Орска без включения его в прогнозный план муниципального имущества.

Получив заявку общества, КУИ г. Орска должен был заключить договор купли-продажи недвижимого имущества.

Оспариваемое распоряжение незаконно, т.к. у заявителя, выкупившего имущество муниципального предприятия, возникло исключительное право на приобретение в собственность арендованного помещения, согласно п. 5.11 “Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г.“, ст. 15 Закона РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ“, ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“.

Оспариваемое распоряжение нарушает права заявителя, поскольку влечет прекращение его прав на выкуп арендованного муниципального имущества.

Все вышеуказанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 27.09.2004 N А47-7996/03-18ГК по
спору между теми же лицами, участвующими в деле. Поэтому, в силу п. 2 ст. 69 АПК РФ не требуют доказывания вновь.

Преюдициальное значение для данного дела имеет также решение по делу 14555/04-18ГК от 24.03.2005 по спору между теми же лицами. В решении прямо указано, что распоряжение N 2248-р от 18.06.2003 не имеет правового значения, поскольку противоречит п. 5.11 “Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г.“, утвержденной Постановлением ВС N 2980-1 от 11.06.1992, п. 13 ст. 43 ФЗ N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, Программе приватизации муниципального имущества г. Орска в новой редакции N 186 от 24.02.2002.

Названным решением государственная регистрация права собственности за ООО “Меркурий+“ на встроенное нежилое помещение N 2, расположенное на 1 этаже и в подвале пятиэтажного жилого дома (площадь на первом этаже с учетом уточненной технической характеристики 301,2 кв. м; площадь подвала 234,9 кв. м) по адресу пр. Ленина - ул. Макаренко г. Орска признана недействительной. Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ - “ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительным“.

Распоряжение N 2248-р от 18.06.2003 “О согласии на отчуждение объекта недвижимости, закрепленного за МУП “Старая Русь“ на праве хозяйственного ведения“ признается недействительным. Государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета, поскольку ответчик освобожден от уплаты госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса
РФ, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным распоряжение Администрации г. Орска N 2248-р от 18.06.2003 “О согласии на отчуждение объекта недвижимости, закрепленного за МУП “Старая Русь“ на праве хозяйственного ведения“ как противоречащее п. 5.11 “Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г.“, ст. 15 Закона РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ“, ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“.

Ответчику принять меры по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в месячный срок после принятия путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд Оренбургской области.

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня вступление его в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный Арбитражный Суд Уральского Округа.