Судебная практика

Действующее законодательство не устанавливает запрета на указание в качестве местонахождения юридического лица места жительства единственного участника данного юридического лица.. По делу. Оренбургская область.

(Извлечение)

установил:

Отводов суду, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.

Ответчик заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Указывает на то, что из анализа положений гражданского и жилищного законодательства следует, что законодателем установлен запрет на использование юридическим лицом жилого помещения в иных целях, кроме как для проживания. Считает вынесенное решение от 02.04.2007 года N б/н об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “УралТел“ законным и обоснованным, поскольку налоговым органом соблюдены все нормы законодательства, регламентирующие порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В открытом судебном заседании судом установлено следующее.

Согласно статье 4 Устава общества, утвержденного протоколом участников
общества N 1 от 14.02.2006 года, единственным участником общества являлся гражданин РФ Б.

27.03.2007 года Б. принято решение N 2 о продаже доли в уставном капитале общества в размере 100 % Д. и освобождении директора общества Б. от занимаемой должности по собственному желанию с 27.03.2007 года.

На основании данного решения между названными лицами был заключен договор об уступке доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью от 28.03.2007 года.

28.03.2007 года единственным участником общества Д. принято решение N 3 об утверждении новой редакции Устава общества в связи с изменением состава участников и адреса (места нахождения) общества и о назначении директора общества.

28.03.2007 года общество обратилось в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества.

Налоговый орган 02.04.2007 года отказал заявителю в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества. Основанием для отказа в государственной регистрации явилось непредставление определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ необходимых для государственной регистрации документов, а именно - заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001).

Общество, не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (в ред. изменений и дополнений, далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ, государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона, государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации“.

Из п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года N 506, ФНС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.

Форма заявления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 года N 439 “Об утверждении форм и требовании к оформлению документов, используемых
при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей“ - форма N Р13001.

Статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрены основания отказа в государственной регистрации:

непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

предусмотренное пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.

Иных оснований отказа в государственной регистрации, помимо установленных статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ, не предусмотрено Федеральным законом.

Налоговый орган отказал обществу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по основанию, предусмотренному п. “а“ ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ.

Из материалов дела следует, что обществом к заявлению от 4 апреля 2007 года о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, были приложены все необходимые документы, перечень которых предусмотрен п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ.

Однако налоговый орган посчитал заявление по форме N Р13001 непредставленным, поскольку в приложении к заявлению о государственной регистрации - листе Б “Сведения об адресе места нахождения юридического лица“, Уставе общества в новой редакции и в решении N 3 единственного участника общества от 28.03.2007 указан адрес: Оренбургская область, г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 54/1, кв. 1. Данный адрес совпадает с адресом места жительства его единственного участника Д.

Согласно пп. “в“ п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц среди прочих содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени
юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Пункт 2 статьи 4 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью“ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ устанавливает, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ).

Высшим органом общества в соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью“ является общее собрание участников общества. Соответствующее положение предусмотрено и п. 12.1.1 Устава общества.

В силу статьи 40 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью“, единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор, он избирается общим собранием участников общества, действует от имени общества без доверенности, представляет его интересы, совершает сделки и выполняет другие функции в рамках своей компетенции.

Судом установлено, что единственным участником общества, приобретшим долю в уставном капитале общества в размере 100 %, как указывалось выше, является Д. К его исключительной компетенции пп. 4 п. 12.1.2 Устава общества отнесено избрание директора общества, заключение с ним договора и досрочное прекращение его полномочий.

В соответствии с названными требованиями
Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью“ и положениями Устава общества директор общества Т. назначена на должность решением единственного участника общества N 3 от 28.03.2007 года, с ней заключен трудовой договор N б/н от 28.03.2007 года. В силу п. 6.2 данного договора он может быть прекращен досрочно в связи с принятием общим собранием участников общества соответствующего решения.

Представитель общества в судебном заседании пояснил, что место жительства единственного участника было указано в качестве места нахождения общества с целью наиболее рациональной организации деятельности общества, поскольку директор общества назначен участником общества, состоит с ним в трудовых отношениях, которые могут в любой момент прекратиться, вследствие чего общество вынуждено будет вновь вносить изменения в учредительные документы, касающиеся его места нахождения, и вновь обращаться с заявлением о государственной регистрации данных изменений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что регистрация общества по месту жительства директора общества не гарантировала бы ту стабильность представленной в налоговый орган информации о месте нахождения юридического лица, какую будет гарантировать регистрация общества по месту жительства его единственного участника. В действиях заявителя суд не усматривает намерения уклониться от исполнения возложенных на него законом обязанностей. Более того, действия общества направлены на наиболее эффективную организацию деятельности, в том числе на взаимодействие с третьими лицами и государственными органами, путем предоставления сведений о месте своего нахождения, которое обеспечит гарантированное и своевременное получение почтовой корреспонденции, то есть не затруднит деятельность общества и не послужит препятствием в осуществлении государственными органами возложенных на них функций по контролю за его деятельностью как субъекта предпринимательской деятельности.

Довод налогового органа относительно того, что адрес места нахождения
общества фактически является адресом места жительства единственного участника общества Д., и поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 671 Гражданского кодекса РФ не может использоваться для регистрации юридического лица, несостоятелен, поскольку данная норма права не регулирует спорные правоотношения, а предусматривает лишь право юридического лица на использование жилых помещений только для проживания в них граждан.

Согласно ч. 3 ст. 288 ГК РФ размещение в жилых домах промышленных производств не допускается, это возможно только после перевода собственником такого помещения в нежилое в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Доказательств того, что юридическое лицо намерено использовать жилое помещение в иных целях, налоговым органом не представлено, и не имеет правового значения для осуществления государственной регистрации юридического лица по месту жительства единственного участника.

Статья 671 ГК РФ регламентирует право юридического лица на использование жилых помещений только для проживания в них граждан, законодательно установленное требование перевода жилого помещения в нежилое, предусмотренное ч. 3 ст. 288 ГК РФ, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 16.03.2006 года N 86-О, обусловлено целью использовать его определенным образом, а также необходимостью защиты интересов других лиц, то есть регламентирует порядок его использования, но не устанавливает условие, при соблюдении которого осуществляется государственная регистрация юридического лица.

В материалах дела имеются доказательства того, что члены семьи единственного участника общества, состоящие на регистрационном учете по тому же адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 54/1, кв. 1, дали свое согласие на государственную регистрацию места нахождения общества по этому адресу, то есть права данных лиц не будут нарушены путем внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений о месте нахождения общества.

Из материалов дела
следует и не оспаривается представителем налогового органа, что в государственной регистрации было отказано только по причине совпадения заявленного адреса места нахождения общества и адреса места жительства единственного участника общества Д., что противоречит пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ. Названное обстоятельство, как установлено судом, не может свидетельствовать о несоответствии поданного заявления требованиям действующего законодательства либо об отсутствии сведения о местонахождении юридического лица. Других оснований отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, судом не установлено.

Таким образом, поскольку действующее законодательство не устанавливает запрета на указание в качестве места нахождения юридического лица места жительства единственного участника данного юридического лица, а также с учетом позиции Конституционного суда РФ, последовательно изложенной в Постановлениях от 6 июня 1995 года N 7-П, от 13 июня 1996 года N 14-П, от 28 октября 1999 года N 14-П, от 22 ноября 2000 года N 14-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, Определении от 5 марта 2004 года N 82-О, согласно которой право на судебную защиту оказывается существенно ущемленным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы, суд считает, что общество правомерно указало в учредительных документах адрес места нахождения общества - место нахождения единственного участника общества.

При таких обстоятельствах место расположения общества в учредительных документах определено и соответствует требованиям подпункта “в“ пункта 1 статьи 5 и пункта 2 статьи 8 Федерального закона “О государственной регистрации“.

На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ
и с учетом п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 года N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ государственная пошлина в сумме 2000 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя после вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Оренбургской области (г. Оренбург) от 02.04.2007 года N б/н об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “УралТел“ (г. Оренбург).

Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО “УралТел“ (г. Оренбург).

Расходы по уплате государственной пошлины возложить на ответчика.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (460005, г. Оренбург, ул. Шевченко, 26/2) в пользу ООО “УралТел“ (460052, г. Оренбург, ул. Салмышская, 46 - 140) государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Исполнительный лист выдать заявителю в порядке ст.ст. 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru) или ФАС Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).