Судебная практика

Понесенные истцом убытки, в связи с реализацией законно установленных льгот, и подтвержденные материалами дела, подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.. По делу. Оренбургская область.

от 15 марта 2005 г. Дело N А47-11128/2004-12ГК

Арбитражный суд апелляционной инстанции Оренбургской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.12.2004 по делу N А47-11128/2004-12ГК по иску Товарищества собственников жилья “Заводское“, г. Оренбург к Министерству финансов РФ, г. Москва в лице Управления Федерального казначейства МФ РФ по Оренбургской области, г. Оренбург; Финансовому управлению Администрации города Оренбурга, г. Оренбург; Финансовому управлению Администрации Оренбургской области, г. Оренбург; Администрации Оренбургской области, г. Оренбург; Администрации города Оренбурга, с участием третьих лиц: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбурга, г. Оренбург; Главное управление социальной защиты
населения по Оренбургской области, г. Оренбург; Управление жилищного фонда города Оренбурга, г. Оренбург; Муниципальное унитарное предприятие по сбору и обработке коммунальных платежей, г. Оренбург; Открытого акционерного общества Оренбургэнерго“, г. Оренбург в лице обособленного подразделения “Энергосбыт“, г. Оренбург о взыскании 887 руб. 08 коп.,

установил:

Поскольку понесенные ТСЖ “Заводское“ расходы по предоставлению указанных льгот не были возмещены, оно обратилось в суд с настоящим иском.

Решением от 24.12.2004 (судья Рафикова *.*.) взысканы с Финансового управления Администрации города Оренбурга за счет бюджета муниципального образования город Оренбург в пользу Товарищества собственников жилья “Заводское“, г. Оренбург убытки в размере 887 руб. 08 коп. В удовлетворении исковых требований к Финансовому управлению Администрации Оренбургской области, г. Оренбург, Администрации Оренбургской области, г. Оренбург и Министерству финансов РФ г. Москва отказано.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что Министерством финансов РФ в 2003 году из средств Фонда компенсации на счет Оренбургской области были переданы субвенции в размере 256376 руб., которые в полном объеме были направлены на компенсацию затрат муниципальных образований в связи с предоставлением льгот.

Возлагая ответственность по возмещению убытков на Финансовое управление Администрации города Оренбурга суд указал на то, что им не приняты какие-либо меры для возмещения затрат истца в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, а также проживающим совместно с ними нетрудоспособным членам их семей.

Не согласившись с решением суда, Финансовое управление Администрации города Оренбурга обратилось в Арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить.

В обоснование заявленных требований Финансовое управление Администрации города Оренбурга ссылается на то,
что суд первой инстанции необоснованно взыскал убытки, понесенные истцом, с местного бюджета, освободив при этом от ответственности другие уровни бюджетов, поскольку истец предоставлял льготы на основании федерального закона, а не закона, принятого органами местного самоуправления. Кроме того, заявитель указывает на то, что в самом Законе “О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ в качестве источника компенсации убытков от предоставления льгот определяет бюджет субъектов Российской Федерации.

Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверяются Арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, а также заслушав лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и проживающие совместно с ними нетрудоспособные члены их семей освобождены от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, энергоснабжение, горячее водоснабжение, центральное отопление).

Статьей 7 названного Закона предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией настоящего Федерального закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 333 от 22.05.2002 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“.

Постановлением Правительства Российской Федерации
от 10.02.2003 N 85 “О мерах по реализации Федерального закона “О Федеральном бюджете на 2003 г.“ действие указанных Правил продлено на 2003 г.

В соответствии с названными Правилами расходы, связанные с реализацией Законов о гарантиях, финансируются из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций (субвенций).

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ, открытых в органах федерального казначейства. Финансовые органы субъектов Российской Федерации после получения от органов федерального казначейства информации о поступлении субвенций предоставляют в органы федерального казначейства документы, подтверждающие произведенные за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях.

Кроме того, в соответствии со ст. 15.6 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.

Согласно статье 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового
акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.

Таким образом, поскольку вышеназванными Федеральными законами, имеющими высшую юридическую силу, определено осуществление финансирования только за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета, и не предусмотрено финансирование за счет бюджетов муниципальных образований, как установлено Постановлением Правительства Российской Федерации N 333 от 22.05.2002, основания для взыскания убытков с Финансового управления Администрации города Оренбурга за счет бюджета муниципального образования город Оренбург отсутствуют.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы лица, чье право нарушено, которое оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

В силу статей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, понесенные истцом убытки в размере 887 руб. 08 коп., в связи с реализацией законно установленных льгот, и подтвержденные материалами дела, подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного решение суда
первой инстанции подлежит изменению, апелляционная жалоба удовлетворению.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

постановил:

Взыскать с финансового управления Администрации Оренбургской области за счет казны Оренбургской области в пользу Товарищества собственников жилья “Заводское“, г. Оренбург убытки в сумме 887 руб. 08 коп.

В иске к Финансовому управлению Администрации города Оренбурга, Администрации города Оренбурга и Министерству финансов Российской Федерации отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.