Судебная практика

Суд решил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны государства в пользу ОАО Р. в лице филиала Ю. 199409,99 рубля убытков, вызванных предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг малоимущим гражданам в 2003 году, так как стороны не представили доказательств, свидетельствующих о выделении и передаче муниципальному образованию Министерства финансов Российской Федерации Администрацией Воронежской области и Главным финансовым управлением Воронежской области в необходимом размере материальных и финансовых средств для возмещения затрат по выплаченным субсидиям. По делу. Воронежская область.

ОАО Р. в лице филиала Ю. заявлены требования к Главному финансовому управлению администрации Воронежской области о взыскании 199409,99 рубля в возмещение убытков, вызванных предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 01.10.2003 по 31.12.2003 гражданам, проживающим в жилищном фонде, принадлежащем истцу.

Истец несколько раз уточнял требования, привлекая разных ответчиков, уточняя требования к каждому из них. В последний раз заявил уточнения о взыскании убытков в сумме 199409,99 рубля за 2003 год за счет казны с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице администрации Воронежской области, муниципального образования городского округа город Воронеж
в лице администрации городского округа город Воронеж.

В порядке ст. 47 АПК РФ суд произвел замену ответчиков, а также в соответствии со ст. 51 АПК РФ в качестве 3-х лиц на стороне ответчика без самостоятельных требований привлечены МУП М., Главное финансовое управление Воронежской области и финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, извещенного о месте и времени рассмотрения спора, не обеспечившего явку представителя.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме, просит взыскать за счет казны с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации Воронежской области в лице администрации Воронежской области, муниципального образования городского округа город Воронеж в лице администрации городского округа город Воронеж 199409,99 рубля в возмещение убытков, возникших в связи с предоставлением малоимущим гражданам субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с 01.10.2003 по 31.12.2003.

Ответчики исковые требования не признали, изложив мотивы в отзыве. При этом каждый ответчик считает свои обязательства исполненными; кроме того, администрация Воронежской области и администрация городского округа город Воронеж считают, что взыскание должно быть произведено в Российской Федерации.

Администрация Воронежской области и Главное финансовое управление Воронежской области считают, что свои обязательства в части финансирования субсидий по городу Воронежу и области не исполнили надлежащим образом, т.к. не было возмещений в полном объеме из бюджета Российской Федерации, а в соответствии с п. 18 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 при недостаточности выделенных средств взыскания должны производиться с Российской Федерации за счет федерального бюджета.

Министерство финансов РФ
возражений не представило.

Администрация городского округа и финансово-казначейское управление администрации городского округа иск не признали, сославшись на то, что органы местного самоуправления несут ответственность за исполнение отдельных государственных полномочий при условии передачи им материальных и финансовых ресурсов, поскольку средства не переданы, а также в соответствии с п. 18 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации взыскания должны производиться с Российской Федерации.

Представитель 3-го лица - МУП М. - пояснил, что на день повторного рассмотрения спора сумма предоставленных субсидий осталась прежней 199409,99 рубля, средств для возмещения расходов истцу не поступало.

Заслушав представителей сторон, 3-х лиц, исследовав доказательства и оценив все в совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, исходя из следующих обстоятельств.

В период с 01.10.2003 по 31.12.2003 истец предоставил гражданам, проживающим в 111 жилых домах коммунальные услуги и услуги по обеспечению проживания.

Принадлежность названного жилищного фонда истцу подтверждена представленными актами формы ОС-1, выпиской из баланса бухгалтерской отчетности истца.

Льготы по оплате услуг малоимущим гражданам, проживающим в жилищном фонде ис Ф.И.О. форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги через МУП М., которое наделено полномочиями центра жилищных субсидий.

Представитель 3-го лица (МУП М.) пояснил, что в спорный период истцу следовало возместить 199409,99 рубля субсидий по оплате за жилье и коммунальные услуги малоимущими гражданами, однако возмещение не произведено.

Сумма требуемых убытков подтверждена перечисленными доказательствами, актом сверки, сведениями, представленными МУП М., признана представителями сторон, 3-х лиц, выпиской из бухгалтерского отчета истца, а также протоколами заседаний комиссий по назначению компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных
услуг жителям Коминтерновского, Железнодорожного, Советского, Ленинского и Центрального районов города Воронежа.

Требования истца о возмещении государством вреда, причиненного действием (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, основано на положении ст. 53 Конституции РФ.

Согласно ст. ст. 1064, 1069 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов возмещение производится за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Обязанность предоставления льгот малоимущим гражданам при оплате за жилье и коммунальные услуги предусмотрена статьей 15 Закона “Об основах федеральной жилищной политики“. Редакция нормы, действовавшей до 08.05.2003, предписывала органам государственного управления, местной администрации предоставлять компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) должны определяться законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.1999 утверждено Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, пунктом 1 которого установлено, что указанные субсидии предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от формы собственности, и имеющим
право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 15.4 Закона).

Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ, вступившим в силу с 08.05.2003, в Закон Российской Федерации “Об основании федеральной жилищной политики“ внесены изменения.

В соответствии со ст. 15 Закона от 24.12.1992 (в редакции от 06.05.2003) Правительством Российской Федерации ежегодно устанавливаются федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг вправе устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.

Федеральные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях.

Предоставление финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрено в форме дотаций на частичное возмещение расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от формы собственности жилых помещений (ст. ст. 15.3, 15.4 Закона).

Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет местных бюджетов и передаваемой на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год (ч. 5 ст. 15.4 Закона).

Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.1999 рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.

Бюджетом Воронежской области на 2003
год такие средства не предусмотрены.

Федеральным уровнем обязательства исполнены в 2003 году в сумме 50702700 рублей.

В бюджете города на 2003 год такие расходы не предусмотрены.

Фактически сумма предоставленных субсидий по городу Воронежу за 2003 год: начислено и выплачено субсидий в сумме 277034000 рублей, возмещено - 50702700 рублей.

Только истцу - ОАО Р. в спорный период следовало возместить 199409,99 рубля субсидий по оплате за жилье и коммунальные услуги. Задолженность на день рассмотрения спора составляет названную сумму.

Нарушений при предоставлении субсидий малоимущим гражданам в спорный период не установлено. Также не установлено нецелевого расходования средств, поступивших из федерального и областного уровня.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы, относящиеся к сфере социальной защиты населения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ на органы местного самоуправления может быть возложена ответственность за неисполнение федеральных законов только в том случае, если при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации одновременно им передаются материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ при применении ст. 72 Конституции Российской Федерации, абз. 6 п. 1 ст. 85 БК РФ (в редакции до 01.01.2005) необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает
право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу ст. ст. 130, п. 4, 133, 136 БК РФ (в редакции до 01.01.2005), раздела Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Как следует из Закона Воронежской области “Об областном бюджете на 2003 год“, в бюджете субъекта Российской Федерации не предусматривалось выделение средств на расходы по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг за счет областного бюджета. В соответствии с бюджетом области на 2003 год (ст. 5 Закона N 1-ОЗ от 05.01.2003) расходы на предоставление субсидий производятся в пределах ассигнований,
перечисленных из Фонда компенсаций федерального бюджета. Доказательств перечисления городу Воронежу денежных средств на возмещение субсидий в 2003 году за счет средств областного бюджета Главное финансовое управление не представило.

Таким образом, имеет место неисполнение требований закона в части финансирования на возмещение указанных расходов. Возмещение расходов по предоставлению субсидий осуществлялось преимущественно за счет финансовой помощи федерального и областного бюджетов.

Министерство финансов РФ свои обязательства в части выделения и перечисления субъекту - Воронежской области средств на реализацию ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ исполнило частично, о чем свидетельствуют реестры о передаче субъекту РФ дотаций на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, акты сверки расчетов по межбюджетным отношениям между Минфином РФ и Главным финансовым управлением Воронежской области, Федеральные законы “Об исполнении федерального бюджета за 2003 год“, “О федеральном бюджете на 2003 год“.

Стороны не представили доказательств, свидетельствующих о выделении и передаче муниципальному образованию Министерством финансов Российской Федерации, администрацией Воронежской области и Главным финансовым управлением Воронежской области в необходимом размере материальных и финансовых средств для возмещения затрат по выплаченным субсидиям.

Таким образом, Российская Федерация не исполнила требование закона в части финансирования расходов на предоставление субсидий малоимущим гражданам из федерального бюджета.

Исходя из изложенного, требования истца подлежат удовлетворению путем взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны государства.

Госпошлина по иску на основании ст. 333.40 НК РФ относится на счет средств федерального бюджета, в связи с чем истцу возвращается из федерального бюджета госпошлина в сумме 4731,05 рубля, уплаченная платежным поручением
N 365 от 19.07.2005 и 930,63 рубля, уплаченная платежным поручением N 518 от 18.07.2005.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 110, 156, 167 - 171 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны государства в пользу ОАО Р. в лице филиала Ю. 199409,99 рубля убытков, вызванных предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг малоимущим гражданам в 2003 году; в остальной части требований отказать.

Возвратить ОАО Р. из федерального бюджета госпошлину в сумме 5661,68 рубля.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.