Судебная практика

Решение от 25 апреля 2011 года. По делу А58-52/2011. Республика Саха.

Решение

город Якутск

Дело № А58-52/11

25.04.2011

Резолютивная часть решения объявлена 25.04.2011.

Мотивированное Решение изготовлено 25.04.2011.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой *.*., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Луковцевым *.*., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Ростелеком» (филиал «Сахателеком») к Правительству Республики Саха (Якутия) о признании недействительными

подпункта 1.1. пункта 1, пункта 2 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2010 № 1025-р “О резервировании земель и земельных участков в кварталах 6, 7, 8, “Радиоцентр“, 66, 67, 79 г.Якутска»

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - Окружной администрации города Якутска, Министерства имущественных отношений Республики
Саха (Якутия),

при участии представителей лиц, участвующих в деле,:

от заявителя – Слепцов *.*. – по доверенности, Слепцов *.*. – по доверенности

от ответчика – Пономарев *.*. – по доверенности,

от третьего лица – Окружная администрация города Якутска - извещена, не явилась,

от третьего лица – Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) – Урбан *.*. - по доверенности,

Открытое акционерное общество «Ростелеком» (далее – ОАО «Ростелеком») обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным 21.04.2011 в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Правительству Республики Саха (Якутия) о признании недействительными:

подпункта 1.1. пункта 1 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2010 № 1025-р «О резервировании земель и земельных участков в кварталах 6, 7, 8 «Радиоцентр», 66, 67, 79 города Якутска» в части резервирования земельных участков с кадастровыми номерами 14:36:105049:4, 14:36:107018:8, 14:36:107019:18, 14:36:107028:1, расположенных в квартале «Радиоцентр» (улица Дежнева, 75/4) и квартале 67 (улица Каландарашвили, дом 36),, и пункта 2 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2010 № 1025-р «О резервировании земель и земельных участков в кварталах 6, 7, 8 «Радиоцентр», 66, 67, 79 города Якутска» в части ограничения прав арендатора и собственника - ОАО «Ростелеком» земельных участков, расположенных в кварталах «Радиоцентр» и 67.

Заявление от 22.12.2010 № 01-18-08/2-1087 подано в арбитражный суд от имени ОАО «Дальневосточная компания электросвязи» (филиал «Сахателеком»), являвшимся на основании пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации правопреемником ОАО «Сахателеком».

01.10.2010 ОАО «Сахателеком» на основании статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации было реорганизовано в форме присоединения к ОАО «Дальневосточная компания электросвязи», что подтверждается внесением записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического
лица.

На основании заявления от 12.04.2011 исх. № 14-06-022 о процессуальном правопреемстве определением арбитражного суда от 12.04.2011 произведена замена Открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи (ОГРН 1022501276159) его правопреемником – Открытым акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388).

ОАО «Ростелеком» в заявлении от 21.04.2011 исх. № 14-06-038 просит суд рассмотреть требование как обжалование ненормативного правового акта органа государственной власти в соответствии со статьями 197-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, возражений по рассмотрению судом дела в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеют.

Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2010 № 1025-р «О резервировании земель и земельных участков в кварталах 6, 7, 8, «Радиоцентр», 66, 67, 79 города Якутска» в оспариваемой части является ненормативным правовым актом, поскольку распространяется только на лиц, являющихся землепользователями указанных в распоряжении земельных участков, распоряжение в оспариваемой части не может применено в отношении иных земельных участков и их землепользователей.

Исходя из требований, рассмотрение заявления о признании недействительным распоряжения в части должно проводиться в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 17 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей.

Исчерпывающий перечень случаев рассмотрения дела коллегиальным составом судей предусмотрен частями 2 и 3 статьи 17 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Право суда определять состав суда по своему усмотрению положениями указанной статьи не предусмотрено.

Правовая позиция Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации по данному вопросу изложена в пункте 4 Информационного письма от 22.12.2005 № 99
«Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Распоряжением по судебному составу от 31.03.2011 произведена замена судьи в связи с отпуском судьи Григорьевой *.*.

На основании изложенного, дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – судьей единолично.

Правительство РС (Я) представило отзыв 22.03.2011 о том, что статьи 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации не устанавливают прямого запрета на резервирование земель органом государственной власти для размещения объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, доводы, приведенные истцом в заявлении и дополнении к исковому заявлению не позволяют сделать вывод о несоответствии распоряжения закону или иному нормативному акту и нарушении прав и законных интересов заявителя.

Определением арбитражного суда от 24.01.2011 к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Окружная администрация города Якутска.

Окружная администрация города Якутска представила отзыв от 22.03.2011 о том, что в силу положений статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации допускается резервирование земель для государственных нужд в случаях, связанных с размещением объектов электро-, газо-, тепло-, и водоснабжения муниципального значения. При этом, Земельным кодексом Российской Федерации не установлено запрета на резервирование земель органом государственной власти для размещения объектов электро-, газо-, тепло-, водоснабжения муниципального значения.

Определением арбитражного суда от 18.02.2011 к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия).

Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) представило отзыв от 22.03.2011 № и-06-2630 о том, что
по смыслу положений статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации допускается резервирование земель для государственных нужд в случаях, связанных с размещением объектов электро-, газо-, тепло-, водоснабжения муниципального значения. Заявитель не является арендатором земельных участков.

Из материалов дела установлено.

Письмом от 04.12.2009 № 08-2577 Министерство культуры Республики Саха (Якутия) в связи с подготовкой распорядительных документов по передаче земельных участков под строительство комплекса «Земля Олонхо» просило предоставить ОАО «Сахателеком» информацию о наличии имущества в земельных участках под кадастровыми номерами 14:36:107019:0018, 14:36:107018:0008, 14:36:107028:0001.

31.12.2010 исх. № 757-А1 в адрес ОАО «Дальневосточная компания электросвязи» направлено письмо о рассмотрении возможности переноса объектов недвижимости, находящихся на праве собственности ОАО «Сахателеком», поскольку на планируемой территории размещения объектов находится земельный участок, предоставленный на праве аренды ОАО «Сахателеком». Территория планируется под размещение объектов для проведения Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава» и V Международных спортивных игр «Дети Азии» в 2012 году в городе Якутске проводятся работы по строительству и ремонту крупных спортивных объектов, а также на территории планируется размещение национального инновационного комплекса «Земля Олонхо».

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 26.04.2010 № 1904 местом размещения национального инновационного комплекса «Земля Олонхо» определена территория антенного поля радиоцентра и прилегающие к нему территории 67 и 68 кварталов города Якутска.

22.09.2010 в газете «Якутские ведомости» было опубликовано распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2010 № 1025-р «О резервировании земель и земельных участков в кварталах 6, 7, 8, Радиоцентр», 66, 67, 79 города Якутска» соответствии с пунктом 5 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» от 22.07.2008 № 561 (далее – Положение о резервировании земель).

Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.

В соответствии с подпунктами 1.1. пункта 1 распоряжения в оспариваемой части земельные участки, расположенные в указанных в распоряжении кварталах города Якутска, были зарезервированы для государственных нужд Республики Саха (Якутия) на семь лет в целях размещения объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения согласно приложению к распоряжению.

Пунктом 2 распоряжения ограничены права собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов в возведении жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

Земельные участки с кадастровыми номерами 14:36:105049:4, 14:36:107018:8, 14:36:107019:18, 14:36:107028:1 в Перечне кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, являющемся приложением к оспариваемому в части распоряжению, указаны под номерами 4, 385, 501, 632 соответственно.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:105049:4 (порядковый № 4 в Перечне) лицами, участвующими в деле, представлены следующие документы.

Согласно кадастровому паспорту от 23.01.2009 № 36/09-1-675 разрешено использование земельного участка в целях размещения Якутского технического центра электросвязи. Сведения о правах не указаны.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 13.12.2010 серия № 14-АА № 722338 зарегистрировано право собственности на АТС на 10 000 номеров, назначение: нежилое, 5 этажный, общая площадь 4821,8 кв.м., инвентарный номер 11444, литер А, I, адрес объекта: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Каландарашвили, дом 36.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 13.12.2010 серия № 14-АА № 722398 зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное
использование: в целях размещения Якутского технического центра электросвязи, общая площадь 5496 кв.м., адрес объекта: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Каландарашвили, дом 36.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:107018:8 (порядковый № 385 в Перечне) лицами, участвующими в деле, представлены следующие документы.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 17.11.2004 серия 14-АА 180406 зарегистрировано здание проходной назначение нежилое, общая площадь 18,7 кв.м., инв.11912, литер А, адрес: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Дежнева 75, корпус 4.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 17.11.2004 серия 14-АА 180408 зарегистрировано здание, назначение нежилое, общая площадь 480,7 кв.м., литер В, адрес: Республика Саха (Якутия) город Якутск, улица Дежнева 75, корпус 4, здание радиостанции.

Согласно кадастровому плану от 20.01.2005 № 35/05-1-144 разрешено использование земельного участка в целях размещения технического здания с антенным полем, сведения о правах: аренда земель (государственная собственность) ОАО «Сахателеком» на основании распоряжения заместителя мэра города Якутска № 640 ЗМР от 27.08.2004.

25.11.2004 был заключен договор аренды земельного участка № 4305 для размещения технического здания с антенным полем сроком действия договора с 27.07.2004 по 01.08.2009. Произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка 19.04.2005 в установленном законом порядке.

Согласно кадастровому паспорту от 24.03.2010 № 36/10-2-6362 сведения о виде права и правообладателе не указаны, разрешено использование под объекты связи, радиовещания, телевидения и информатики.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 13.12.2010 серия 14-АА № 722353 зарегистрировано здание, назначение нежилое, общая площадь 480,7 кв.м., инвентарный номер 11912, литер В, адрес: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Дежнева 75, корпус 4, здание радиостанции.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав
на недвижимое имущество от 25.01.2011 № 01/015/2011-369 зарегистрированы ограничения (обременения) 10.12.2010 сроком с 15.09.2010 по 15.09.2017 в пользу Республики Саха (Якутия), правообладатель и вид права не указаны.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:107019:18 (порядковый № 501 в Перечне) лицами, участвующими в деле, представлены следующие документы.

Согласно кадастровому паспорту от 19.01.2005 № 35/05-1-129 разрешено использование в целях размещения технического здания с антенным полем, сведения о правах: аренда земель (государственная собственность) ОАО «Сахателеком» на основании распоряжения заместителя мэра города Якутска № 640 от 27.07.2004.

25.11.2004 был заключен договор аренды указанного земельного участка № 4304 для размещения технического здания с антенным полем сроком действия договора с 27.04.2004 по 01.08.2009. Произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка 19.04.2005 в установленном законом порядке.

Согласно кадастровому паспорту от 24.03.2010 № 36/10-2-6360 сведения о виде права и правообладателе не указаны, разрешено использование под объекты связи, радиовещания, телевидения и информатики.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 25.01.2011 № 01/015/2011-370 зарегистрированы ограничения (обременения) 10.12.2010 сроком с 15.09.2010 по 15.09.2017 в пользу Республики Саха (Якутия), правообладатель и вид права не указаны.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:107028:1 (порядковый № 632 в Перечне) лицами, участвующими в деле, представлены следующие документы.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 20.01.2005 № 35/09-1- разрешено использование в целях размещения технического здания с антенным полем, аренда земель (государственная собственность) ОАО «Сахателеком» на основании распоряжения заместителя мэра города Якутска № 640 ЗМР от 27.07.2004.

25.11.2004 был заключен договор аренды земельного участка для размещения технического здания с антенным полем сроком действия договора с 27.04.2004 по 01.08.2009. Произведена государственная
регистрация договора аренды земельного участка 19.04.2005 в установленном законом порядке.

Согласно кадастровому паспорту от 24.03.2010 № 36/10-2-6361 сведения о виде права и правообладателе не указаны, разрешено использование под объекты связи, радиовещания, телевидения и информатики.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 25.01.2011 № 01/015/2011-368 зарегистрированы ограничения (обременения) 10.12.2010 сроком с 15.09.2010 по 15.09.2017 в пользу Республики Саха (Якутия), правообладатель и вид права не указаны.

На основании письма Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 06.10.2010 исх. № И-012-9495 Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата по Республике Саха (Якутия)» вынесло решения от 20.10.2010 об осуществлении внесения сведений о территориальной зоне 67 квартала, квартала «Радиоцентр» в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно справке № 18641 от 26.10.2010, подписанной Комитетом земельных отношений Окружной администрации города Якутска, задолженности по арендной плате по спорным земельным участка перед органом местного самоуправления ОАО «Ростелеком» не имеет.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 3.33 Положения о Министерстве имущественных отношений Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2007 года № 503 (в редакции Постановления Правительства РС(Я) от 30.07.2009 № 318) Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) в
целях резервирования земель или земельных участков для нужд Республики Саха (Якутия), а также изъятия земельных участков для нужд Республики Саха (Якутия), в том числе путем выкупа, осуществляет:

подготовку и согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами проектов таких решений Правительства Республики Саха (Якутия);

принятие во исполнение таких решений Правительства распоряжений Министерства с указанием требуемых законодательством мероприятий;

проведение в установленном порядке работы по изъятию для нужд Республики Саха (Якутия), в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.

В соответствии с пунктом 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Положения о резервировании земель Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии со статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации

В Выписках из ЕГРП от 25.01.2011 на земельные участки с кадастровыми номерами 14:36:107018:8, 14:36:107019:18, 14:36:107028:1 права не зарегистрированы. Следовательно, указанные земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Данное обстоятельство лица, участвующие в деле не опровергают.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.06.2006 349-З № 723-III (в редакции от 17.12.2008) «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе Якутск», действовавшего в период принятия распоряжения № 1025-р, установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в иных случаях осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.

Пунктом 1.4 статьи 9 Устава Городского округа «Город Якутск», утвержденного Решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 № РОС-51-1 (в редакции решения Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-3), зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Дальневосточному федеральному округу 23.01.2008 № RU143010002008001, организация в границах Городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к компетенции Городского округа.

Пунктом 1.26 статьи 9 указанного устава Городского округа «Город Якутск» к вопросам местного значения Городского округа отнесены резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах Городского округа для муниципальных нужд.

Статьей 3 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З № 51-I (в редакции от 24.01.2006) «О Правительстве Республики Саха (Якутия)» установлено, что Правительство республики правомочно решать вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и законами Республики Саха (Якутия), межгосударственными и иными договорами. Правительство республики управляет государственной собственностью Республики Саха (Якутия).

Статьей 12 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), введенного в действие с 15.01.2011 после вынесения распоряжения в оспариваемой части, к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений отнесено принятие решения о резервировании, изъятии, в том числе путем выкупа, земель для нужд Республики Саха (Якутия).

Поскольку, распоряжение в оспариваемой части о резервировании спорных земельных участков вынесено для государственных нужд Республики Саха (Якутия) в целях размещения объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, и в отношении земель, на которые не разграничена государственная собственность, ОАО «Ростелеком» правомерно утверждает, что полномочие на момент вынесения распоряжения по резервированию земельных участков в силу закона отнесено к компетенции органа местного самоуправления.

Таким образом, распоряжение в оспариваемой части вынесено Правительством Республики Саха (Якутия) с превышением своих полномочий.

Следовательно, ссылка Правительства Республики Саха (Якутия), Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и Окружной администрации города Якутска на статьи 49 и 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми не установлен запрет на резервирование земель органом государственной власти для размещения объектов электро-, газо-, тепло-, и водоснабжения муниципального значения является необоснованным.

Следовательно, резервирование не могло быть осуществлено и на основании Схем газо-, электро-, тепло- и водоснабжения Генерального плана города Якутска

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

С учетом требований статей 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Республики Саха (Якутия) не доказана исключительная необходимость резервирования спорных земельных участков под объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения и отсутствие других вариантов возможного размещения таких объектов.

Пунктом 5 Положения о резервировании земель Решение о резервировании земель должно содержать цели резервирования.

Кроме переписки от 04.12.2009 № 08-2577, от 31.12.2010 исх. № 757-А1 и Указа Президента РС (Я) от 26.04.2010 № 1904 о размещении комплекса «Земля Олонхо», других документов в обоснование целей резервирования спорных земельных участков в материалы дела не представлено.

Пунктом 9 Положения о резервировании земель государственная регистрация ограничений прав, установленных Решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Доказательств государственной регистрации ограничений прав, установленных распоряжением о резервировании, в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:105049:4 (порядковый № 4 в Перечне) Правительством Республики Саха (Якутия) не представлено.

При таких обстоятельствах, Правительством Республики Саха (Якутия) не доказано соответствие распоряжения в оспариваемой части положения статей 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 9 Положения о резервировании земель.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

На основании подпункта 1, 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации в случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.

В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.

Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

ОАО «Ростелеком» ссылается на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 14:36:105049:4, расположенного по адресу: улица Каландарашвили дом 36, а с 2004 года является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 14:36:107018:8, 14:36:107028:1, 14:36:107019:18, находящихся по адресу: город Якутск, улица Дежнева, 75/4 квартал «Радиоцентр». На указанных земельных участках имеются объекты недвижимости заявителя, которые находятся на праве собственности: здание проходной общей площадью 18,7 кв.м., здание – нежилое (радиостанции) общей площадью 480, 7 кв.м.

В заявлениях ОАО «Ростелеком» указывает на нарушение прав арендатора, на ограничение прав в сфере предпринимательской деятельности, на невозможность реализовать исключительное право на приватизацию земельных участков как собственнику зданий, строений и сооружений.

Таким образом, резервирование спорных земельных участков с превышением полномочий влечет за собой в соответствии с земельным законодательством ряд ограничений для заявителя, следовательно, нарушает его права и законные интересы.

Довод Правительства Республики Саха (Якутия) и Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) об отсутствии нарушенного прав арендатора земельных участков опровергается доказательствами государственной регистрации договоров аренды земельных участков от 25.11.2004 со сроком действия до 01.08.2009.

Кроме этого, в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении срока договора арендатор продолжал пользоваться имуществом при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в связи с чем договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Договор аренды здания, возобновленный на неопределенный срок, не нуждается в государственной регистрации, так как согласно пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежит договор аренды здания, заключенный только на срок не менее одного года.

Согласно пункту 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если договор считается заключенным на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.

Из содержания данной нормы следует, что при исполнении арендодателем обязанности по направлению арендатору извещения об отказе от договора в установленный срок, по истечении этого срока договор считается прекращенным.

На момент рассмотрения дела ОАО «Ростелеком» фактически использует спорные земельные участки, оплачивает арендную плату, доказательство наличия возражений со стороны арендодателя после истечения срока договора и доказательство его направления в установленные сроки в адрес ОАО «Ростелеком» в материалах дела отсутствует.

Срок давности обращения с заявлением в арбитражный суд не пропущен.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.

При обращении в арбитражный суд с заявлением ОАО «Ростелеком» уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей платежным поручением № 615 от 18.01.2011.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. На основании статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится к судебным расходам.

Взыскивая с ответчика уплаченную в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказа заявителю в возмещении его судебных расходов.

В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Информационного письма от 11.05.2010 № 139) законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.

Таким образом, с Правительства Республики Саха (Якутия) подлежат взысканию в пользу ОАО «Ростелеком» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Требования заявителя удовлетворить.

Проверив на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, признать недействительным подпункт 1.1 пункта 1 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2010 № 1025-р «О резервировании земель и земельных участков в кварталах 6, 7, 8, Радиоцентр, 66, 67, 69 г.Якутска» в части резервирования земельных участков, расположенных в квартале Радиоцентр ( город Якутск, улица Дежнева 75/4) и квартале 67 (город Якутск, улица Каландарашвили, дом 36) с кадастровыми номерами 14:36:105049:4 (пункт 4 Перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земельных участков), 14:36:107018:8 (пункт 385 Перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земельных участков), 14:36:107019:18 (пункт 501 Перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земельных участков); 14:36:107028:1 (пункт 632 Перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земельных участков) и пункт 2 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2010 № 1025-р «О резервировании земель и земельных участков в кварталах 6, 7, 8, Радиоцентр, 66, 67, 69 г.Якутска» в части ограничения прав ОАО Ростелеком на указанные земельные участки с кадастровыми номерами 14:36:105049:4, 14:36:107018:8, 14:36:107019:18, 14:36:107028:1, расположенные в кварталах Радиоцентр и 67.

Правительству Республики Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Правительства Республики Саха (Якутия) в пользу ОАО «Ростелеком» расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию – Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья *.*. Эверстова