Судебная практика

О признании Устава муниципального образования сельского поселения противоречащим федеральному законодательству РФ, не действующим и не подлежащим применению в части и об обязании привести в соответствие с законодательством. Решение от 02 июня 2011 года № 2-268/2011. Алтайский край.

02 июня 2011 года Бийский районный суд Алтайского края под председательством судьи Худякова *.*., при секретаре Яковлевой *.*.,

с участием представителя заявителя помощника прокурора Бийского района Пасько *.*.,

представителем заинтересованного лица Назарова *.*. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бийского района в защиту интересов Российской Федерации о признании Устава Муниципального образования сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Бийского района Алтайского края противоречащим федеральному законодательству Российской Федерации, не действующим и не подлежащим применению в части о об обязании привести Устав в соответствии с законодательством,

Установил:

Прокурор Бийского района в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании
Устава Муниципального образования сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Бийского района Алтайского края противоречащим федеральному законодательству Российской Федерации, не действующим и не подлежащим применению в части и об обязании привести Устав в соответствии с законодательством.

В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что в ходе проведенной проверки установлено, что п.22 ст.3 Устава противоречит п. 21 ст.14 ФЗ РФ № 131-ФЗ, который к вопросам местного значения поселения отнёс не только организацию освещения улиц, но и присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населённых пунктах, установление нумерации домов, в связи с этим полагает п.22 ст.3 Устава необходимо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В соответствие с п. 2 ч.1 ст. 4 Устава органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Указанное положение Устава было принято в соответствие с п.2 ч.1 ст. 14.1 Федерального закона № 131-Ф3, который Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-Ф3 признан утратившим силу с 01.01.2010 года, в связи с чем полагает п.2 ч.1 ст.4 Устава привести в соответствие с действующей редакцией Федерального закона №131-Ф3 РФ.

Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ РФ расширен перечень прав органов местного самоуправления поселений на Решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений. В частности, ст. 14.1 Федерального закона № 131-Ф3 РФ дополнена правом поселения на создание муниципальной пожарной охраны.

Поэтому ч.1 ст. 4 Устава заявитель полагает необходимо привести в соответствие с действующей редакцией
Федерального закона №131-ФЗ.

Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-Ф3 изменена редакция ч.2 ст.14.1 Федерального закона № 131-ФЗ, и, в связи с чем, положения ч.2 ст.4 Устава, регулирующего вопросы финансирования, которую полагает необходимо привести в соответствие с действующей редакцией Федерального закона № 131-ФЗ.

В статье 8 Устава не отражено положение ч.3 ст.45 Федерального закона №131-ФЗ, которой предусмотрено, что нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-Ф3 изменена редакция ст.40 Федерального закона №131-ФЗ, где среди оснований для досрочного прекращения полномочий депутата предусмотрены иные случаи, установленные иными Федеральными законами, в связи с чем, действующая редакция п. 11 ч.7 ст.24 Устава не соответствует требованиям действующей редакции Федерального закона № 131 -ФЗ.

Часть 1 статьи 39 Устава, в нарушение части 4 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ, не содержит положения, предусматривающего, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Часть 2 ст. 37 Устава, предусматривающая, что срок полномочий муниципальной избирательной комиссии 4 года, противоречит ч.5 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“,
в которой указано, что срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.

Положение ч. 3 ст. 37 Устава, в которой закреплено, что избирательная комиссия состоит из 5 человек противоречит ч.6 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, согласно которой, избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от №131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с п. 6 ч. 10 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации только муниципальных предприятий.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2011 года.

В нарушение данной нормы Закона № 131-ФЗ пунктом 6 статьи 21 Устава поселения к исключительной компетенции сельского Совета народных депутатов отнесено определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации не только муниципальных предприятий, но и учреждений.

Кроме того, к полномочиям Администрации сельсовета согласно п. 20 ст. 35 Устава поселения отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) в случаях, установленных федеральными законами, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.

Вместе с тем, согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О
внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения - исключены полномочия по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Аналогичным образом изменены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, предусмотренные п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

В Уставе отсутствует положение о муниципальном контроле, однако в силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“, определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

В марте 2010 года прокурором района на Устав принесен протест, однако до настоящего времени <данные изъяты> сельским Советом народных депутатов не принято мер по внесению соответствующих изменений в устав муниципального образования.

В судебном заседании прокурор Пасько *.*. поддержала заявленные требования и просила суд признать противоречащим закону, не действующими и не подлежащими применению п. 22 ст. 3, п. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 4, п. 11 ч. 7 ст. 24, ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 37, ч. 3 ст. 37, п. 6 ст. 21, п. 20 ст. 35 Устава муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Бийского района Алтайского края
в редакции от 24 августа 2009 года со дня его принятия; обязать <данные изъяты> сельсовет народных депутатов Бийского района Алтайского края привести Устав муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Бийского района Алтайского края в соответствии с требованиями действующего законодательства путем внесения данных дополнений и изменений в срок до 02 августа 2011 года с предоставлением сведений о публикации Устава МО «<данные изъяты> сельский совет Бийского района Алтайского края». В обоснование требований представитель заявителя указал на то, что в ходе проведенной проверки были выявлены несоответствия в федеральными законами, указывая на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты> сельского совета Бийского района Назаров *.*., действуя на основании доверенности от 01.06.2011 года, в судебном заседании заявленные требования признал, пояснив суду, что ими внесены соответствующие изменения в Устав муниципального образования, о чем представлены документы в судебное заседание. Необходимо внести поправки в Устав.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от №131-Ф3 РФ уставом муниципального образования должны определяться наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с п. 6 ч. 10 ст. 35 Федерального закона №131-Ф3 РФ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации только муниципальных предприятий.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2011 года.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
изменены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения - исключены полномочия по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Аналогичным образом изменены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, предусмотренные п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 муниципальные правовые акты, принимаемые населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Судом установлено, что Устав муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет Бийского района Алтайского края» принят 24.08.2009 года, зарегистрирован муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет Бийского района Алтайского края» Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю 30 октября 2009 года, последние изменения внесены в него Решением <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов от 23.03.2011 года согласно выписке из протокола сессии <данные изъяты> Совета народных депутатов Бийского района (л.д.№,).

Согласно проверке действующая
редакция Устава противоречит требованиям Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (л.д.№).

Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора Бийского района в интересах Российской Федерации о признании противоречащим закону, не действующими и не подлежащими применению п. 22 ст. 3, п. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 4, п. 11 ч. 7 ст. 24, ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 37, ч. 3 ст. 37, п. 6 ст. 21, п. 20 ст. 35 Устава муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Бийского района Алтайского края в редакции от 24 августа 2009 года со дня вынесения решения судом 02.06.2011 года; об обязании <данные изъяты> сельсовета народных депутатов Бийского района Алтайского края привести Устав муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет Бийского района Алтайского края» в соответствии с требованиями действующего законодательства путем внесения данных дополнений и изменений в срок до 02 августа 2011 года.

В соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона РФ от 27.12.1991 года с изменениями от 09.02.2009 года «О средствах массовой информации» обязать редакцию общественно политической газеты Бийского района Алтайского края «Моя Земля» после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о принятом данном решении суда.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере № руб. № коп. в доход местного бюджета, от уплату которой заявитель был освобожден в силу закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора Бийского района в защиту интересов Российской Федерации о признании Устава Муниципального образования
сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Бийского района Алтайского края» противоречащим федеральному законодательству Российской Федерации, не действующим и не подлежащим применению в части о об обязании привести Устав в соответствии с законодательством удовлетворить.

Признать противоречащим закону, не действующими и не подлежащими применению п. 22 ст. 3, п. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 4, п. 11 ч. 7 ст. 24, ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 37, ч. 3 ст. 37, п. 6 ст. 21, п. 20 ст. 35 Устава муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Бийского района Алтайского края в редакции от 24 августа 2009 года со дня вынесения решения судом 02.06.2011 года.

Обязать <данные изъяты> сельсовет народных депутатов Бийского района Алтайского края привести Устав муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Бийского района Алтайского края в соответствии с требованиями действующего законодательства путем внесения данных дополнений и изменений в срок до 02 августа 2011 года.

Обязать редакцию общественно политической газеты Бийского района Алтайского края «Моя Земля» после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о принятом данном решении суда.

Взыскать с администрации <данные изъяты> сельсовета Бийского района Алтайского края государственную пошлину в доход местного бюджета в размере № рублей № коп.

Решение может быть обжаловано, принесено представление в Алтайский краевой суд через Бийский районный суд в течение 10 дней в кассационном порядке.

Судья *.*. Худяков.

С П Р А В К А

По состоянию на 07 июня 2011 года Решение суда не вступило в законную силу.

Судья *.*. Худяков.