Судебная практика

О включении в Список граждан подлежащих переселению и признании права на получение социальной выплаты. Решение от 06 декабря 2010 года № 2-3110. Кемеровская область.

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Слесаревой *.*.,

при секретаре Кошкаревой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком гражданское дело по иску Сарибекян *.*., выступающего в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей *.*. и *.*., к администрации г.Ленинска-Кузнецкого о включении в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, произведении расчета размера субсидий для приобретения жилья и признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения,

Установил:

Истец, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей *.*. и *.*., обратился
в суд с иском к администрации г.Ленинска-Кузнецкого о включении его и его несовершеннолетних детей *.*. и *.*. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, произведении расчета размера представляемых субсидий для приобретения жилья в соответствии с правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>, а также признании за ними права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения в городе Ленинске-Кузнецком из расчета 18 кв. метров на одного члена семьи. Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с договором купли-продажи жилого дома и земельного участка от <дата>, зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области <дата>, он является собственником жилого дома общей площадью 34 кв.м., расположенного на земельном участке площадью 585,07 кв.м. по адресу: <адрес>. Согласно заключению Сибирского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела» Межотраслевого научного центра ВНИМИ дом с земельным участком подработаны, так как расположены на горном отводе ликвидируемой шахты «Кольчугинская» (2-ой район). Согласно заключению Сибирского филиала ВНИМИ № 115 от 19 ноября 2001 года территория приусадебного участка и <адрес> года постройки подрабатывались горными отводами шахты по пластам Журинский, Поджуринский-1, Поджуринский-У. Согласно акту обследования жилого дома комиссией в составе техника по инвентаризации строений и сооружений филиала № 10 «БТИ г. Ленинска-Кузнецкого» К. и руководителя филиала № 10 «БТИ г. Ленинска-Кузнецкого» Лешиной *.*. общий
износ дома составляет 66 %. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 « О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» при реализации программ, предусматривающих переселение граждан из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, право на предоставление жилья взамен сносимого ветхого имеют граждане, фактически проживающие в жилых помещениях, и включенные в соответствующие списки. Указывает, что в жилой дом по <адрес> он вместе с детьми вселился с момента заключения договора купли-продажи дома. С июля 2007 года и по настоящее время проживают постоянно в жилом доме по <адрес>. Кроме того, указывает, что на жилой площади в доме по <адрес>, он был зарегистрирован <дата> после получения паспорта гражданина России, после его регистрации в доме были зарегистрированы дети *.*. <дата> и *.*. <дата>. Сарибекян *.*. и его несовершеннолетние дети являются гражданами РФ. Истец указывает, что он обращался с заявлением в администрацию города Ленинска-Кузнецкого о включении дома, расположенного по <адрес>, в списки домов, подлежащих сносу и о включении их в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности.

<дата> им был получен письменный ответ из администрации города Ленинска-Кузнецкого, содержащий отказ во включении в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья, а именно жилого дома по <адрес>, по причине того, что дом приобретен в собственность по договору купли-продажи от <дата>, который находится на подработанной территории, т.е. совершены действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий,
могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны местного самоуправления в обеспечении другим жильем. Истец указывает, что с письменным ответом администрации <адрес> не согласен по следующим основаниям. На территорию России он вместе с семьей приехал для постоянного проживания в 2001 году. До заключения договора купли-продажи жилого дома по <адрес>, проживали на съемных квартирах в <адрес> и <адрес>-либо жилого помещения на праве собственности до заключения договора купли-продажи он и кто – либо из членов семьи не имели. При заключении договора и его регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы ему не было известно, что дом находится на подработанной территории и подлежит сносу. Кроме того, племянники Г. и *.*. в настоящее время с регистрационного учета в доме сняты. Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 429 утверждены Правила межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Указанными Правилами установлено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат, на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а так же в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Считает, что на основании п. 10 Правил «Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты составляет на семью более трех человек по
18 кв. метров на каждого члена семьи. Администрация города Ленинска-Кузнецкого является получателем субвенций и распределение субвенций возложено на нее. В связи с этим просит обязать администрацию города Ленинска-Кузнецкого включить его, а также несовершеннолетних детей *.*. и *.*. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, произвести расчет размера представляемых субсидий для приобретения жилья в соответствии с правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428, а также признать за ним и его несовершеннолетними детьми *.*. и *.*. право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения в городе Ленинске-Кузнецком из расчета 18 кв. метров на одного члена семьи.

В судебном заседании истец Сарибекян *.*., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей *.*. и *.*., и его представитель Панфилова *.*., выступающий по ходатайству, требования поддержали в полном объеме и дали пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Ответчик - представитель администрации г.Ленинска-Кузнецкого Петров *.*., действующий на основании доверенности №9 от 24.08.2009 года, исковые требования не признал, просил в иске отказать, пояснил, что истцом был приобретен в собственность жилой <адрес>, на основании договора купли-продажи от <дата>, который находится на подработанной территории ликвидированного ОАО «Шахта Кольчугинская» и зарегистрировались всей семьей, состоящей из 5 человек по данному адресу, тем самым, совершили действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со
стороны местного самоуправления в обеспечении другим жильем. Считает, что в соответствии со статьей 53 ЖК РФ в случае намеренного ухудшения условий граждане принимаются на учет, а в данном случае включаются в список, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

В судебное заседание представитель Минэнергетики РФ и представитель управления образования администрации г. Ленинска-Кузнецкого в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, уважительность причины неявки суду не сообщили.

В соответствии с требованиями ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, о дне слушания дела извещенных надлежащим образом.

Заслушав истца и его представителя, представителя администрации г. Ленинска-Кузнецкого, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданным <дата> за номером <адрес> Сарибекян *.*., <дата> года рождения, является собственником жилого дома, общей площадью 34 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.28).

Согласно сведениям, имеющимся в домовой книге на строение по <адрес>, первично заполненной <дата>, а также отметкой, имеющейся в паспорте Сарибекян *.*., он и его несовершеннолетние дети *.*. и *.*., значатся на регистрационном учете по адресу <адрес> соответственно с <дата>, и с <дата> (л.д.23-29, 49-50).

Из копии представленного Списка усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, включен в список жилых домов, подработанных горными работами ш. Кольчугинская с
высоким уровнем расчетных деформаций, рекомендуемых к сносу (категория «П»).

На основании Постановления Правительства РФ от 03.12.1997 г. № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности», действующего на момент составления вышеназванного Списка, средства государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению граждан из сносимого ветхого жилья, ранее направлялись непосредственно на угольные шахты. Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года (в редакции от 27.01.2009 N 36) «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» данный порядок был изменен, а именно: средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются не на ликвидируемые шахты, а на счета органа местного самоуправления в виде субвенций. В частности, согласно п. 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 “О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков“, межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Пунктом 8 Постановления № 428 от 13.07.2005 года предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат.

Из анализа ст. 12 ФЗ от 17.07.1999 №178 ФЗ «О государственной социальной помощи»
следует, что социальная выплата является одной из норм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Таким образом, списки не носят постоянный характер, а подлежат уточнению путем внесения изменений до момента сноса ветхого жилья.

Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления им социальной выплаты в дальнейшем.

Согласно заключению СФ ВНИМИ от 19.11.2001 г. территория приусадебного участка и дом 1959 года постройки подрабатывались горными отводами шахты по пластам Журинский, Поджуринский-1, Поджуринский-У. Большинство домов по <адрес>, отнесены к ветхим по причине подработки, и они рекомендованы к сносу.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции“, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 (далее Положение) орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.

Согласно п. 7 вышеуказанного положения
признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Из акта обследования жилого дома по <адрес> от <дата> усматривается, что общий износ дома составляет 66 %.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В судебном заседании истец пояснил, что на территорию России он вместе с семьей приехал для постоянного проживания в 2001 году. До заключения договора купли-продажи жилого дома по <адрес>, в <дата> г., он с семьей проживал на съемных квартирах в <адрес> и ул. <адрес>. Какого-либо жилого помещения на праве собственности до заключения договора купли-продажи ни он, ни кто – либо из членов семьи не имели. <данные изъяты> Дополнительно пояснил, что в указанном доме он со своей семьей продолжает проживать до настоящего времени, поскольку отсутствует возможность переезда в иное место для проживания.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которым истец имеет на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, который в настоящее время подлежит сносу, однако, ни А., ни Н., ни *.*., ни *.*. в своей собственности не имеют объекта недвижимости, а также подтверждаются сведениями, имеющимися в домовой книге, согласно которым А. значится на регистрационном учете по <адрес> с <дата> до <дата>, а Н. соответственно с <дата> по <дата>

Анализируя пояснения истца и исследовав
письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что Сарибекян *.*., как собственник жилого дома, признанного ветхим в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах и ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности и в соответствии с заключением СФ ВНИМИ от 19.11.2001 г., рекомендованного к сносу, имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади одинокого гражданина, и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность, поскольку вышеуказанное жилое помещение является единственным и постоянным местом жительства истца и его несовершеннолетних детей, и соответственно нуждается в социальной помощи государства в случае сноса принадлежащего ему ветхого дома в целях приобретения иного жилья, поскольку на его иждивении находятся несовершеннолетние дети, мать пожилого возраста (1950 года рождения), а также супруга, которые не имеют гражданства Российской Федерации и соответственно места работы, т.е. никакого иного дохода кроме как его собственного семья не имеет.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что истец имеет право на предоставление ему социальной выплаты, и предоставление данной социальной выплаты осуществляется согласно порядку, предусмотренному Постановлением Правительства № 428, на основании составленных списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления, суд считает, что истец подлежит включению в данный Список, который должен быть согласован с Министерством энергетики РФ.

В соответствии с п. 10 Правил «Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

Таким образом, норма площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, напрямую зависит от количества членов одной семьи.

Судом установлено, что истец проживает в спорном жилом помещении со своей семьей, а именно с супругой Н., несовершеннолетними детьми Рудольфом и Лили, а также матерью А., проживают единой семьей, ведут общее хозяйство и имеют единый бюджет, а потому имеют право на предоставление социальной выплаты, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для семьи, состоящей из 3 человек, для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ по адресу: <адрес>, в размере 54 кв. метра, при этом судом принято во внимание то обстоятельство, что супруга истца Н. и его мать А. отказались от требований о предоставлении социальной выплаты.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Сарибекян *.*., выступающего в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей *.*. и *.*., удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию <адрес> включить Сарибекян *.*. и его несовершеннолетних детей *.*. и *.*. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, и произвести расчет размера представляемых субсидий для приобретения жилья в соответствии с правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428, исходя из расчета 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек, т.е. 54 кв.м.;

признать за Сарибекян *.*., выступающим в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей *.*. и *.*., право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения в городе Ленинске-Кузнецком из расчета 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек, т.е. 54 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья (подпись)

Верно.

Судья: *.*. Слесарева

Решение вступило в законную силу 17.12.2010 г.

Судья: *.*. Слесарева