Судебная практика

О признании незаконным постановления мэра. Решение от 12 января 2011 года №. Новосибирская область.

Судья суда общей юрисдикции Центрального района г.Новосибирска Федорова *.*.

с участием прокурора Невейко *.*.

представителей мэрии г.Новосибирска Запрудновой *.*., Сотниковой *.*.,

секретаря Щуриновой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Новосибирска в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконными пп.2.2 и пп.2.7 п.2 Правил приёма детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения г.Новосибирска, утверждённых Постановлением мэра г.Новосибирска №65 от 17.03.2010г.,

Установил:

Прокурор г.Новосибирска обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПКРФ в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконными пп.2.2 и пп.2.7 п.2 Правил приёма детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения г.Новосибирска, утверждённых Постановлением мэра г.Новосибирска №65 от 17.03.2010г. ( далее-Правила).

В
судебном заседании прокурор поддержал требование по заявлению и изложенные в нём доводы, пояснив, что дополнений не имеет (л.д.2-6).

Представители мэрии г.Новосибирска просили отказать в удовлетворении заявления, предоставив письменный отзыв (л.д. 41-45), который был оглашён в судебном заседании.

Суд, выслушав пояснения прокурора, представителей мэрии г.Новосибирска, исследовав материалы дела в полном объёме, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявления. При этом суд исходит из нижеследующего.

Согласно ст. 56 ГПКРФ, каждая сторона должна предоставить суду доказательства наличия тех обстоятельств, на которых она основывает свои требования или возражения.

Постановление мэрии от 17.03.2010 № 65 «Об утверждении Правил приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории города Новосибирска» было принято с целью реализации полномочий мэрии го­рода Новосибирска по организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа в соответствии с Фе­деральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Российской Феде­рации от 10.07.92 N 3266-1 «Об образовании», Уставом города Новосибирска.

Оспаривая пп.2.2 Правил, прокурор считает, что редакция указанного подпункта противоре­чит требованиям части 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой всем гражданам Российской Федерации гаранти­руется возможность получения бесплатного дошкольного образования независимо от места жительства.

Согласно подпункту 2.2 раздела Правил приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории города Новосибирска, постановка детей дошкольного возраста на очередь на получение мест в дошко­льных учреждениях осуществляется РУО (РОО), ГУО на основании заявления родителей (законных представителей), проживающих на территории города Но­восибирска, поданного в РУО (РОО), ГУО на бланке по форме, рекомендованной ГУО. При подаче заявления представляется документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных
представителей) ребенка, свидетельство о рожде­нии ребенка и документ, подтверждающий право на внеочередное, первоочередное получение места в дошкольном учреждении в соответствии с действующим законодательством. Для определения ребенка в группу компенси­рующей направленности представляется медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка. Постановка детей на очередь в ГУО осуществляется в порядке, определенном настоящим пунктом.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Российской Фе­дерации «Об образовании», гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от места жительства. При этом механизм реализации указанной нормы должен опре­деляться с учетом требований законодательства о местном самоуправлении.

Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, в соответствии со статьей 16 Фе­дерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», относится к вопросам местного значения городского округа, и, в соответствии со статьей 42 Устава города Новосибирска, принятого Решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 № 616, входит в круг полномочий мэрии города Новосибирска.

Согласно Устава города Новосибирска, полномочия мэрии по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образо­вания на территории городского округа могут осуществляться мэрией лишь в целях обеспечения жизнедеятельности населения города Новосибирска - его жителей.

Иной подход к решению данного вопроса - прием в дошкольные образова­тельные учреждения жителей иных муниципальных образований Российской Федерации противоречил бы требованиям действующего законодательства о ме­стном самоуправлении и нарушал права населения муниципального образования города Новосибирска.

Кроме того, прием в детские дошкольные образовательные учреж­дения жителей иных муниципальных образований влечет нарушение требований бюджетного законодательства. На основании ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», финансовые обязательства, возникаю­щие в связи с Решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных
бюджетов.

На основании ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, ст. 62 Устава города Новосибирска определено, что бюджет города Новосибирска в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации составляют средства, направ­ляемые на исполнение расходных обязательств города Новосибирска в связи с осуществлением органами местного самоуправления города Новосибирска пол­номочий по вопросам местного значения и расходных обязательств города Новосибирска, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий. Таким образом, расходные обязательства за счет средств местного бюджета исполняются лишь в рамках реализации полномочий органов местного само­управления по решению вопросов местного значения. Для осуществления мэрией иных полномочий необходима передача в установленном порядке, как самих пол­номочий, так и финансовых ресурсов иных бюджетов для их реализации.

Передача полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования жителям иных муниципальных образований городу Новосибирску в установленном поряд­ке не осуществлялась, не предавались соответствующие бюджетные средства, следовательно, финансирование расходов, связанных с нахождением в детских дошкольных учреждениях жителей иных муниципальных образований, за счет средств бюджета города Новосибирска неправомерно. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации», местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных рай­онах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Следовательно, установленная законодательством га­рантия возможности получения гражданами РФ образования независимо от места жительства обеспечивается путем осуществления органами местного самоуправ­ления всех муниципальных образований Российской Федерации полномочий по решению вопросов местного значения на своей территории.

Рекомендуемая Главным управ­лением образования мэрии города Новосибирска форма заявления содержит для заполнения графу 3 «Адрес (фактическое проживание), телефон», но при
этом ни данной формой, ни самими Правилами не преду­смотрено требование представления документов, подтверждающих факт регистрации в городе Новосибирске, и как следствие - отказ в постановке на очередь на получение места в муниципальном дошкольном учреждении в связи с ее отсутствием.

Суд считает, что пп. 2.7 Правил, определяющий, что предоставление мест для детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях осуществляется при достижении ребенком возраста 1,5 лет, также не противоречит действующему законодательству.

Суд согласен с доводами мэрии, что Закон РФ «Об образовании» не определяет возраст поступления детей в до­школьные учреждения в отличие от регламентации обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего об­разования, которое начинается с возраста шести лет шести месяцев.

Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении, на ко­торое ссылается прокурор, согласно п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании», определяет лишь общие требования к приему гра­ждан в образовательные учреждения.

В соответствии с подпунктом 1.1 указанной статьи 16, правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем обра­зовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Именно, исхо­дя из данной нормы, а также с учетом реальных условий, существующих в системе дошкольных учреждений, мэрией был установлен возраст приема детей в дошкольные учреждения на территории города Новосибирска.

П.3 Типового положения предусмотрена общая возможность обеспе­чения дошкольными образовательными учреждениями воспитания, обучения и развития, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. При этом пунктом 7 данного документа определены виды дошкольных образова­тельных учреждений, посредством деятельности которых данная возможность реализовывается. В частности, одним из видов дошкольных образовательных уч­реждений является детский сад для детей раннего
возраста - именно данный вид дошкольного учреждения реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей.

Принимая во внимание вышеизложенные и представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые прокуратурой нормы Правил не противоречат требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 192-199,209 ГПКРФ,

Решил:

Заявление прокурора г.Новосибирска о признании незаконными пп.2.2 и пп.2.7 п.2 Правил приёма детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения г.Новосибирска, утверждённых Постановлением мэра г.Новосибирска №65 от 17.03.2010г. оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский Областной суд с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья Федорова *.*.

Решение суда изготовлено 27 декабря 2010года.

Судья Федорова *.*.