Судебная практика

О понуждении оборудования крыльца здания пандусом и поручнями.. Решение от 24 декабря 2010 года № 2-3388/2010. Алтайский край.

24 декабря 2010 года Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего Кузнецовой *.*.,

при секретаре Леонтьевой *.*.,

с участием помощника прокурора г.Бийска Куксина *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зонального района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) к Соломоновой *.*., обществу с ограниченной ответственностью «Арбик» о понуждении оборудования крыльца здания пандусом и поручнями,

Установил:

Прокурор Зонального района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) к Соломоновой *.*., ООО «Арбик» о понуждении оборудования крыльца здания пандусом и поручнями.

С учетом уточненного искового заявлений истец указывает на
то, что по результатам проведенной прокуратурой Зонального района Алтайского края проверки установлено, что ООО «Арбик» в соответствии с договором аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ использует нежилое помещение в здании общей площадью Х кв.м. для обеспечения граждан медицинскими препаратами и продажи им лекарственных средств. Здание аптечного пункта ООО «Арбик» расположено в <адрес>. В соответствии с п.2.1.4 договора аренды производство капитального ремонта здания является обязанностью арендодателя, т.е. собственника здания Соломоновой *.*.

В соответствии со ст.ст. 15,16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Законом Алтайского края №85-ЗС от 15 декабря 2002г. утверждена целевая программа «Социальная защита инвалидов Алтайского края», в соответствии с п.5.2 которой объекты социальной инфраструктуры подлежат в обязательном порядке оборудованию пандусами для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.

Здание аптеки, используемое ООО «Арбик» Зонального района для реализации лекарственных препаратов, относится к объектам социальной инфраструктуры.

Проведенной проверкой установлено, что крыльцо здания аптеки по <адрес>, используемого ООО «Арбик» для оказания услуг гражданам по продаже лекарственных препаратов, не оборудовано специальными приспособлениями для обеспечения доступа инвалидов: отсутствуют пандусы, поручни, не имеется пологого спуска на тротуар. Тем самым установлены препятствия для доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

Ввиду того, что отсутствие пандусов и иных приспособлений для обеспечения доступа инвалидов в указанном случае не позволяет лицам с ограниченными физическими возможностями беспрепятственно войти в помещение аптечного пункта, прокурор Зонального района в исковом
заявлении просит обязать ответчиков Соломонову *.*., ООО «Арбик» создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение аптечного пункта ООО «Арбик»,

расположенного по адресу <адрес> путем оборудования крыльца здания пандусом и поручнями, установить ответчикам срок для совершения указанных действий.

В судебном заседании помощник прокурора г.Бийска Куксин *.*. исковые требования поддержал в полном объеме, дал суду пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Ответчики Соломонова *.*., представитель ООО «Арбик» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.

Опрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ООО «Арбик» Крашенникова *.*. пояснила суду, что пандус у крыльца аптечного пункта до настоящего времени не установлен, полагает, что обязанность по его установке лежит на собственнике здания Соломоновой *.*., поскольку согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель осуществляет капитальный ремонт.

Выслушав помощника прокурора г.Бийска Куксина *.*., изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005г.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005г. №832.

В
соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Законом Алтайского края №85-ЗС от 15 декабря 2002г утверждена целевая программа «Социальная защита инвалидов Алтайского края», одной из целей которой является создание инвалидам равных со здоровыми членами общества возможностей и условий, позволяющих вести полноценный образ жизни. Программа включает конкретные меры, направленные на создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов.

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание аптеки или аптечного пункта.

Одним из мероприятий целевой программы «Социальная защита инвалидов Алтайского края» (п. 5.2) является обустройство входов при реконструкции, капитальном ремонте зданий, учреждений и организаций, обслуживающих население, с учетом нормативных требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001г. №73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Из материалов дела усматривается, что проведенной помощником прокурора Зонального района Ю. проверкой от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вход в здание аптечного пункта, расположенного по адресу: <адрес> не оборудовано пандусом и иными приспособлениями, облегчающими доступ в здание аптечного пункта. Указанное
обстоятельство подтверждается актом проверки, имеющимся в материалах дела.

Между ИП Соломонова *.*. и ООО «Арбик» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды нежилого помещения и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно п.1.3 договора аренды помещение и земельный участок предоставляется Арендатору (ООО Арбик) в аренду для организации аптечного пункта.

Согласно п.2.1.4 договора аренды Арендодатель (ИП Соломонова *.*.) обязана производить за свой счет капитальный ремонт здания. Перечень мероприятий включаемых в понятие капитального ремонта в договоре аренды не содержится.

Согласно п.3.8. Постановления Госстроя РФ от 05 марта 2004г. №15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

В соответствии с п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Проанализировав понятия «капитальный ремонт» и «реконструкция», суд приходит выводу о том, что оборудование крыльца здания аптечного пункта пандусом и поручными является реконструкцией, а не капитальным ремонтом.

Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ не содержит условия об обязанности арендодателя производить реконструкцию здания аптечного пункта. Кроме того, согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ ИП Соломонова *.*. осуществляет розничную торговлю в неспециализированном магазине преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия.

Таким образом, ИП Соломонова *.*. не осуществляет деятельность по реализации лекарственных препаратов, соответственно, не должна нести обязанности по оборудованию
здания аптечного пункта пандусами для доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

Указанную обязанность должно нести ООО «Арбик», арендовавшее у Соломоновой *.*. помещение для организации аптечного пункта, который является объектом социальной инфраструктуры, поскольку осуществляет реализацию лекарственных препаратов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, предъявленных к ООО «Арбик», и отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Соломоновой *.*.

В соответствии со ст.103 ч.1 ГПК РФ с ответчика ООО «Арбик» надлежит взыскать в доход городского округа муниципального образования город Бийск государственную пошлину в размере Х рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Зонального района Алтайского края удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Арбик» создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение аптечного пункта названного предприятия, расположенного по адресу: <адрес>, путем оборудования крыльца здания пандусом и поручнями.

В удовлетворении исковых требований к Соломоновой *.*. прокурору Зонального района Алтайского края отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Арбик» в доход городского округа муниципального образования Город Бийск государственную пошлину в размере Хруб.

На Решение может быть подана кассационная жалоба, представление прокурора в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Кузнецова *.*.

.