Судебная практика

По иску Ф.И.О. к Управлению социальной защиты населения в муниципальном образовании «Дербентский район» (далее — УСЗН) об индексации сумм возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных денежных средств,. Решение от 26 мая 2010 года №. Республика Дагестан.

Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Исмаиловой *.*.

при секретаре Дибировой Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О. к Управлению социальной защиты населения в муниципальном образовании «Дербентский район» (далее - УСЗН) об индексации сумм возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных денежных средств,

Установил:

Кужаев *.*. обратился в суд с иском к УСЗН в МО «Дербентский район» об индексации сумм возмещения вреда и выплате ему ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ по 7842,36 с последующей индексацией с учетом уровня инфляции и взыскании за счет казны РФ единовременно образовавшейся задолженности по возмещению вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 123591,00 руб.

В
обоснование своих требований указал, что с 15 июня по ДД.ММ.ГГГГ он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В июле 1994 г. ему Установили 2 группу инвалидности с 60% утратой трудоспособности, а с ДД.ММ.ГГГГ - 2 группу с 100% утратой трудоспособности. Причина инвалидности - увечье, полученное при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Установленная ему законом ежемесячная в возмещение вреда сумма 2500рублей с 2002г. по 2004г. выплачивалась без учета индекса величины прожиточного минимума (ВПМ), а с ДД.ММ.ГГГГ -без учета предусмотренной Правительством РФ ежегодной индексации в соответствии с Федеральными законами о бюджете.

В связи с изложенным, Кужаев *.*. просит проиндексировать ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью, установив ее с ДД.ММ.ГГГГ в размере 7842,36руб. ежемесячно, а также взыскать недополученные суммы компенсации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 123 591,00руб.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №31-ФЗ ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью индексируются с ДД.ММ.ГГГГ исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №194-ФЗ и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №_ФЗ, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006г.г. недополученных сумм, которые предусматривают, в частности, размер выплат для инвалидов 2группы с ДД.ММ.ГГГГ 2800рублей, с ДД.ММ.ГГГГ 3136рублей, с ДД.ММ.ГГГГ -3450рублей.

В дальнейшем порядок индексации названных сумм также устанавливается постановлениями Правительства РФ с учетом уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете»
на соответствующий год.

Кроме того, согласно определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В08-66 требования об индексации суммы в возмещение вреда здоровью с применением коэффициентов величины прожиточного минимума за 2002, 2003 и 2004годы не могут быть удовлетворены, поскольку на момент обращения в суд с иском законодателем установлен порядок индексации.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

С 15 июня по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением №

Из актов освидетельствования во ВТЭК усматривается, что в июле 1994 г. истцу установлена 2-я группа инвалидности со степенью утраты 60% трудоспособности, а с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно установлена вторая группа инвалидности с утратой 100% трудоспособности, с указанием причины установления инвалидности - увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с аварией на ЧАЭС.

Судом установлено и это обстоятельство подтвердил представитель ответчика, что установленная законом ежемесячная индексация в возмещение вреда здоровью сумма 2500 руб. с 2002 года по 2004 г. выплачивалась без учета индекса величины прожиточного минимума (ВПМ), а с ДД.ММ.ГГГГ - без учета предусмотренной Правительством РФ ежегодной индексации в соответствии с Федеральными Законами о бюджете.

В соответствии с п. 25 ст. 14 ФЗ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемой
в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей.

Российской Федерацией признано, что вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на ЧАЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, поэтому государство стремится к его возможно полному по объему возмещению. Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ, регулирующий порядок возмещения вреда, не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на ЧАЭС. (Определение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В08-38,)

Государством на органы социальной защиты возложена обязанность по исчислению и выплате сумм возмещения вреда в размерах, предусмотренных действующим законодательством. (Постановление ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Определение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В07-54, Постановление ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).

Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, положения ст. 208 ГК РФ не могут рассматриваться как препятствующие взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком не выплаченных своевременно пострадавшим лицам сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью. ( Определение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В08-38)

Согласно определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № «механизм обеспечения антиинфляционной защиты компенсационных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС, предполагает регулярность и стабильность индексации этих выплат».

В соответствии с п.16 Постановления Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных
сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ». Аналогичное указание Верховным Судом РФ было дано в пункте16 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и в своей практике неуклонно придерживается своих указаний: Определения ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В07-19; от ДД.ММ.ГГГГ №-В07-54 и других ( аналогия с другими отраслями гражданского законодательства - Определение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Г02-19).

Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с ч.3 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренными частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с ДД.ММ.ГГГГ, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 года.

Такой порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными ст. 5 базового Закона и ч. 3 ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ. До внесения соответствующих изменений в законодательство согласно указанного постановления при принятии решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте федерации следует с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды) которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме.

В
связи с изложенным суд считает не состоятельными доводы представителя ответчика о том, что суммы возмещения вреда здоровью не индексируются исходя из роста величины прожиточного минимума, поскольку на момент обращения в суд с иском законодателем установлен порядок индексации, что нашло свое отражение в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №-В08-66, так как данное определение принято в отношении К., которому впервые инвалидность 3группы и суммы возмещения вреда здоровью были установлены в 2003году, а взысканы Решением суда за период с 2000 по 2007год.

Среднегодовая величина прожиточного минимума (ВПМ) может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, т.е. на 4.

Так как в 2000 г. ВПМ в РД не устанавливалась, в соответствии со ст. 7 ФЗ «О государственной социальной помощи» по РД использовались величины прожиточного минимума за каждый квартал, установленные для РФ.

В связи с этим для расчета индекса ВПМ за 2002 г. необходимо взять за основу среднегодовую ВПМ по 4 кварталам 2001 г., установленную для РФ и разделить на среднегодовую ВПМ по 4 кварталам 2000 г., установленную для РФ, и полученный индекс применить с января 2002 года.

Так, индекс ВПМ за 2002 г. равен:

(1064+1153+1163+1197):4)L851+894+930+962):4)=1,2584

где (1064+1153+1163+1197):4 - средняя ВПМ 2001 года, где (851+894+930+962):4 - ВПМ 2000 года Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №

Индекс ВПМ за 2003 г. равен:

(113+1151+1151+1181):4):(962+973+960+1033):4)=!,1608 по РД. Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от
ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №.

Индекс ВПМ за 2004 г. равен:

(1245+1290+1320+1332):4):(1113+1115+1115+1181):4)=1,1394 (по РД). Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от 15.092003 г. №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №).

В дальнейшем - 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г., суммы возмещения вреда подлежат индексации исходя из коэффициентов величины прожиточного минимума и уровня инфляции, установленного в соответствии с Федеральными Законами от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ « О Федеральном бюджете на 2005 г.», от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 г.» с учетом инфляции 1,11; 1,09; 1,08; 1,105 и в соответствии с Постановлениями Правительства РФ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №

Так, в 2002 г. истцу подлежало выплатить ежемесячно в возмещение вреда: 2500 х 1,2584 = 3146 руб.

Сумма недоплаты за 2002 г. составляет 3146 х 12 - 30000 = 7752 руб.

С учетом роста индекса потребительских цен в РД по данным Федеральной службы госстатистики с 2002 года по декабрь 2009 г., что составляет 2,4 раза, сумма недоплаты за 2002 г. составляет 7752 руб. х 2,4 = 18604,80 руб.

В 2003 году ежемесячно подлежало выплатить: 3146 х 1,608 = 3651,87 руб.

За 2003 сумма недоплаты составляет 3651,87 х 12 - 30000 = 13882,44 руб.

С учетом роста индекса потребительских цен в РД по данным Федеральной службы госстатистики с 2003 г. по декабрь 2009 г., что составляет
2,1 раза, сумма недоплаты за 2003 г. составит 13882,44 руб. х 2,1 = 29153,12 руб.

В 2004 г. ежемесячно подлежало выплатить: 3651,87 х 1,139 = 4159,48 руб.

За 2004 г. сумма недоплаты составляет 4159,48 х 12 - 36650 =13 263,76 руб.

С учетом роста индекса потребительских цен в РД по данным Федеральной службы госстатистики по РД с 2004 г. по декабрь 2009 г., что составляет 1,92 раза, сумма недоплаты составит 13263,76 х 1,92 = 25466,42 руб.

В 2005 г. ежемесячно подлежало выплатить: 4159,49 х 1,11 = 4617,02

За 2005 г. сумма недоплаты составляет 4617,02 х 12 - 54264 = 1140.24 руб

С учетом роста индекса потребительских цен в РД по данным Федеральной службы госстатистики с января 2005 г. по декабрь 2009 г., что составляет 1,76 раза, сумма недоплаты составит 1140,24 х 1,76 = 2006,82 руб.

В 2006 г. ежемесячно подлежало выплатить: 4617,02 х 1,09 = 5032,55 руб.

За 2006 г. сумма недоплаты составляет 5032,55 х 12 - 54988,96 = 5401,66 руб.

С учетом роста индекса потребительских цен по данным Федеральной службы госстатистики с января 2006 г. по декабрь 2009 г., что составляет 1,6 раза, сумма недоплаты за 2006 г. составит 5401,66 х 1,6 = 8642,66 руб.

В 2007 г. ежемесячно подлежало выплатить: 5032,55 х 1,08 = 5435,15 руб.

За 2007 года сумма недоплаты составляет 5435,15 х 12 - 61840,04 = 3381,8 руб.

С учетом роста индекса потребительских цен по данным Федеральной службы госстатистики с января 2007 г. по декабрь 2009 года, что составляет 1,45 раза, сумма недоплаты за 2007 г. составляет 3381,8 х 1,45 = 4903,61 руб.

В 2008 г. ежемесячно подлежало выплатить:
5435,15 х 1,13 = 6141,72 руб.

За 2008 г. сумма недоплаты составляет 6141,72 х 12 - 59777,28 = 13923,36 руб.

С учетом роста индекса потребительских цен по данным Федеральной службы госстатистики с января 2008 г. по декабрь 2009 г., что составляет 1,28 раза, суммы недоплаты за 2008 г. составляет 13923,36 х 1,28 = 17821,9 руб.

В 2009 г. ежемесячно подлежало выплатить: 6141,72 х 1,13 = 6940,14 руб.

За 2009 г. сумма недоплаты составляет 6636,45 х 12 - 67548,36 = 15733,32 руб.

С учетом роста индекса потребительских цен по данным Федеральной службы госстатистики с января 2009 г. по декабрь 2009 г, что составляет 1,108 раза, суммы недоплаты за 2009 г. составляет 15733,32 х 1,08 = 16991,94 руб.

По вине УСЗН в МО «Дербентский район» с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 2009 г. неправильно произведена индексация (без учета инфляции) сумм возмещения вреда здоровью, что с учетом индекса роста потребительских цен с января 2002 года по декабрь 2009 года, выразилась в недоплате суммы:

18604,8 + 29153,12 + 25466,42 +2006,82 + 8642,66 + 4903,61 +17821,9 + 16991,94 = 123591,00 руб.

Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью, подлежащая выплате истцу с ДД.ММ.ГГГГ составит: 6940,14 х 1,13 = 7842,36 руб. (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №)

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Решил:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Дербентский район» за счет федерального бюджета в пользу Ф.И.О. начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно денежную компенсацию 7842,36 руб. (семь тысяч восемьсот сорок два рубля тридцать шесть копеек) с последующей индексацией, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом
Правительством РФ

Взыскать с Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Дербентский район» за счет средств федерального бюджета в пользу Ф.И.О. единовременно сумму 123591,00 руб. (сто двадцать три тысячи пятьсот девяносто один рублей).

Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД.

Пред-щий:

Решение составлено и отпечатано

в совещательной комнате