Судебная практика

О признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство жилья.) (Кассационной инстанцией решение отменено, вынесено новое решение). Решение от 30 декабря 2010 года № 2-3913/2010. Алтайский край.

22 декабря 2010г. Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего Кузнецовой *.*.,

при секретаре Леонтьевой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березикова *.*., Березиковой *.*. к Администрации г.Бийска о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья,

Установил:

Березиковы *.*. и *.*. обратились в суд с иском к Администрации г.Бийска о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

В обоснование требований указывают на то, что состоят в браке. Решением жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ их семья
в составе двух человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки молодых семей на участие в программе «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на период 2004-2010 годы».

Однако, Решением жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное Решение № было отменено в связи с тем, что Березикова *.*. в настоящее время не работает в бюджетной организации.

С данным Решением жилищной комиссии истцы не согласны, указывают на то, что в соответствии с действующим законодательством молодые семьи, в которых оба или один из супругов являются работниками бюджетной сферы, имеют преимущественное право на получение субсидии для приобретения (строительства) жилья. При этом не исключается возможность получения данной субсидии семьей, в которой супруги не являются работниками бюджетной сферы.

В соответствии с п.2.11 Порядка формирования списков молодых семей, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края №584 от 13 декабря 2007г. (с последующими изменениями и дополнениями) внесение изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение субсидии в планируемом году допускается только в двух случаях: 1) если указанные молодые семьи в течение срока действия свидетельства отказались от получения субсидии на приобретение (строительство) жилья или 2) по иным причинам не смогли воспользоваться данной субсидией.

Истцы ссылаются на то, что они не отказывались от получения субсидии, иные
причины, по которым они не могли бы ею воспользоваться, отсутствуют.

Постановлением Администрации Алтайского края №324 от 20 июля 2009г. был утвержден новый Порядок формирования списков молодых семей - участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на период 2004-2010 годы», которым была установлена очередность молодых семей на получение вышеуказанных социальных выплат. Однако, истцы полагают, что указанный Порядок не может распространяться на них, поскольку их семья была включена в список претендентов на получение субсидии на 2010г. Решением жилищной комиссии Администрации г.Бийска № от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, истцы указывают на то, что стаж работы Березиковой *.*. в бюджетной сфере составляет Х лет Х месяцев. Полагают, что это обстоятельство также должно быть учтено.

Истцы просят признать недействительным Решение жилищной комиссии Администрации города Бийска № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа семье истцов в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья и обязать ответчика выдать истцам свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

В судебном заседании истцы и их представитель адвокат Устинова *.*. заявленные требования поддержали и дали аналогичные пояснения.

Представитель ответчика Сагадеева *.*. с иском не согласилась, пояснила суду, что в 2008г. при постановке семьи истцов на учет нуждающихся в жилом помещении жилищная
комиссия исходила из того, что у них не имеется жилья на праве собственности или социального найма. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ при формировании списков семья истцов была включена в сводный краевой список, утвержденный Управлением по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края. На Березиковых были выделены денежные средства для выплаты им субсидии на приобретение (строительство) жилья.

В июле 2009г. изменился Порядок формирования списков молодых семей, была установлена очередность претендентов. При проверке данных семьи Березиковых выяснилось, что истица больше не работает в бюджетной сфере. В связи с этим данная семья не имеет права на первоочередное получение субсидии в 2010г., однако, она оставлена в списках на получение субсидии в хронологическом порядке.

В сентябре 2010г. Счетная палата провела проверку личных дел тех, кто уже получил сертификаты и субсидии, и пришла к выводу, что в подобных случаях у молодых семей отсутствуют правовые основания на первоочередное получение субсидии.

Выслушав стороны, изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы личного дела истцов, суд пришел к следующему.

В соответствии с п.5 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006г. №285 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11 августа 2007г. №510,
от 29 декабря 2007г. № 979, от 10 апреля 2008г. №257, от 07 ноября 2008 №821, от 27 января 2009г. №36) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29 декабря 2007г. №979, от 10 апреля 2008 №257);

признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (в ред. Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2008 №257).

В целях реализации постановления Правительства РФ от 13 мая 2006г. №285 и регламентирования порядка формирования списков молодых семей Законом Алтайского края от 02 сентября 2004г. №19-ЗC утверждена краевая целевая программа «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» на 2004-2010 годы.

Порядок формирования списков молодых семей - участников указанной целевой краевой программы был определен
Постановлением Администрации Алтайского края №584 от 13 декабря 2007г. «Об утверждении порядка формирования списков молодых семей - участников программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» на 2004-2010 годы.

В судебном заседании установлено, что молодая семья Березикова *.*. и Березиковой *.*. в составе трех человек Решением жилищной комиссии Администрации г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ № была включена в список участников указанной программы на 2010 год в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006г. №285. Более того, для семьи истцов были выделены денежные средства, предназначенные для выдачи им субсидии на приобретение (строительство) жилья. Указанные обстоятельства признаются представителем ответчика, в силу чего в дополнительном доказывании не нуждаются.

Согласно постановлению Правительства РФ от 13 мая 2006г. №285 (п.2.6) преимущественное право на получение субсидии имеют молодые семьи, в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной сферы, имеют стаж работы в бюджетных организациях не менее 5 лет и продолжают трудовую деятельность в этих организациях. Однако, названным нормативным правовым актом не исключается возможность участия в программе и получения субсидии молодой семье, в которой супруги не работают в бюджетной сфере.

Установлено, что Березикова *.*. проработала в бюджетной сфере Х лет Х месяцев, ушла из бюджетной сферы только ДД.ММ.ГГГГ; данное обстоятельство подтверждается ее трудовой
книжкой и не оспаривается ответчиком.

В соответствии с п.2.11 Порядка формирования списков молодых семей, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края №584 от 13 декабря 2007г. (с последующими изменениями и дополнениями) внесение изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение субсидии в планируемом году допускается только в двух случаях: 1) если указанные молодые семьи в течение срока действия свидетельства отказались от получения субсидии на приобретение (строительство) жилья или 2) по иным причинам не смогли воспользоваться данной субсидией.

Установлено, что истцы не отказывались от получения субсидии, иные причины, по которым они не могли бы ею воспользоваться, также отсутствуют.

Таким образом, правовых оснований для внесения изменений в уже утвержденный список не имеется.

Однако, Решением жилищной комиссии Администрации города Бийска № от ДД.ММ.ГГГГ семье Березиковых было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по той причине, что истцы не работают в настоящее время в бюджетной сфере.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано в газете «Алтайская правда», №237 от 04 августа 2009г.)«Об утверждении порядка формирования списка молодых семей - участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» на 2004-2010 годы был утвержден новый порядок формирования списка молодых семей
- участников названной программы. Данным Постановлением впервые была установлена очередность молодых семей на получение социальных выплат.

Согласно п.3.1 Порядка внесение изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году допускается в случае, если указанные молодые семьи не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться данной социальной выплатой.

Таких обстоятельств в судебном заседании не установлено.

В соответствии с п.2.2 Порядка при формировании списка молодых семей - участников названной программы учитывается следующая очередность молодых семей на получение социальных выплат:

в первую очередь в список включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005г.;

во вторую очередь - молодые семьи, признанные участниками программы в 2007г. и входящие в резервный список на получение социальной выплаты в 2008г.;

в третью очередь - молодые семьи, в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной сферы, имеют стаж работы в бюджетных организациях не менее 5 лет и продолжают трудовую деятельность в этих организациях;

в четвертую очередь - молодые семьи, подавшие заявления на участие в программе и признанные участниками программы.

Суд находит обоснованными доводы истцов и их
представителя о том, что новый порядок формирования списка молодых семей, принятый в конце июля 2009г., не может распространяться на те правоотношения, которые имели место до вступления в силу названных изменений.

На момент принятия постановления Администрации Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ истцы уже были включены в список на получение субсидии на 2010г. и для них уже были выделены денежные средства.

Данный вывод суда согласуется с положениями ст.ст.54, 57 Конституции РФ, ст.4 ГК РФ, Указа Президента РФ №763 от 23 мая 1996г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», по смыслу которых законы, нормативные правовые акты, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина, устанавливающие либо отягчающие ответственность или ухудшающие положение гражданина, обратной силы не имеют. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В данном случае Постановление Администрации Алтайского края №324 от 20 июля 2009г. не предусматривает распространение действия вышеуказанных изменений на отношения, возникшие до его издания.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа
местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Дав оценку вышеизложенным обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что Решение жилищной комиссии Администрации города Бийска № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа семье Березиковых в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья нарушает право молодой семьи на получение указанной субсидии. В связи с этим нарушенное право истцов подлежит восстановлению, а их исковые требования - удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать недействительным Решение жилищной комиссии Администрации города Бийска № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа семье Березикова *.*., Березиковой *.*. в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Обязать Администрацию города Бийска выдать Березикову *.*., Березиковой *.*. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

На Решение может быть подана кассационная в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Кузнецова *.*.

Справка: на 28.12.2010г. Решение в законную силу не вступило.