Судебная практика

По иску о приведении Устава СОШ в соответствие с федеральным законодательством от 23.12.10 г.. Решение от 23 декабря 2010 года № 2-1530-10. Республика Татарстан.

Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой *.*.,

с участием старшего помощника прокурора Высокогорского района РТ Хайрутдинова *.*.,

представителя ответчика Муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ» Халиуллина *.*.,

представителя третьего лица отдела образования Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ Яруллиной *.*.,

при секретаре Кудлай *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Высокогорского района РТ к Муниципальному образовательному учреждению «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ» о понуждении привести Устав МОУ «<данные изъяты> СОШ» в соответствии с федеральным законодательством,

Установил:

Прокурор Высокогорского района РТ обратился в суд с заявлением к МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная
школа Высокогорского муниципального района РТ» о понуждении привести Устав МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ» в соответствии с федеральным законодательством, в обоснование указывает следующее.

Прокуратурой Высокогорского района Республики Татарстан проведена проверка на предмет соответствия Устава муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ» положениям Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании».

В ходе проверки, в Уставе МОУ «<данные изъяты> СОШ» выявлены нормы, противоречащие федеральному законодательству.

В частности, выявлены следующие противоречия и несоответствия Устава действующему законодательству.

Согласно п. 1.19 Устава медицинское обслуживание обучающихся в Учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения (центральной районной больницей) за Учреждением.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг (в том числе и медицинских) исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия илиосуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Однако, в указанном пункте Устава необходимость заключения договора оказания медицинских услуг не прописана.

Пунктом 11 статьи 39 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что образовательное учреждение с согласия учредителя или самостоятельно, если образовательное учреждение вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, на основании договора между образовательным учреждением и медицинским учреждением имеет право предоставлять медицинскому учреждению в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания воспитанников, обучающихся и работников образовательного учреждения и прохождения ими медицинского обследования. Между такими государственными некоммерческими организациями и (или) муниципальными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.

Однако, в указанном пункте Устава необходимость заключения договора оказания медицинских услуг не прописана.

Пункт 4.25 Устава фиксирует право педагогических работников на «самостоятельный выбор
учебников и учебных пособий», согласно же п. 4 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособии, определенным образовательным учреждением.

В п. 5.2 к компетенции учредителя отнесено открытие профильных классов, что противоречит п. 1 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», согласно которой образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса.

Согласно п. 5.7 председателем педагогического совета учреждения является его директор, что противоречит п. 2 ст. 35 Закона РФ «Об образовании», устанавливающего общие принципы управления образовательными учреждениями и выборность органов самоуправления.

Содержание раздела «Реорганизация и ликвидация» необходимо дополнить с учетом положений ст. ст. 178, 180 Трудового Кодекса PФ (в Уставе не прописаны гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации), п. 34 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 в соответствии с которой при реорганизации образовательного учреждения в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридическою лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа, существующего государственного или муниципального образовательного учреждения, образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность на основании выданной ему лицензии до окончания срока ее действия.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Гражданского Кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Юридическое лицо действует на основании устава (ч.1 ст.52 ГК РФ).

Имеющиеся в Уставе МОУ «<данные изъяты> СОШ» пункты, не
соответствующие требованиям федерального законодательства, нарушают интересы Российской Федерации в части обязанности должностными и юридическими лицами соблюдать Конституцию Российской Федерации и требования федерального законодательства. Ущемляют права неопределенного круга лиц в связи с ограничениями, препятствиями при реализации прав, закрепленных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. (ч.2 ст.1 ФЗ №2102-1).

В соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ №2202-1 предметом надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными: вносит представление об устранении нарушений закона (ч.3 ст.22 ФЗ №2202-1).

Согласно ч.3 ст.35 ФЗ №2202-1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого
требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, незаконным бездействием должностных лиц МОУ «Усадская СОШ», выразившимся в неприведении в соответствие с федеральным законодательством Устава МОУ «<данные изъяты> СОШ», нарушены интересы Российской Федерации, так как нарушение требований федерального законодательства влечет нарушение интересов Российской Федерации и нарушает базовые основы конституционного строя Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 45. ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» просит обязать должностных лиц муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» в срок до 01 марта 2011 года привести Устав муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты> COШ» в соответствии с федеральным законодательством и зарегистрировать Устав в новой редакции в органах юстиции.

Старший помощник прокурора Высокогорского района РТ Хайрутдинов *.*. заявление поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» Халиуллин *.*. заявление признал.

Представитель третьего лица отдела образования Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ Яруллина *.*. заявление прокурора поддержала.

Суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд считает необходимым принять признание заявления ответчиком, это прав и интересов участников дела, других лиц не нарушает, требованиям законодательства не противоречит, заявление основано на материалах дела.

Таким образом, заявление прокурора Высокогорского района РТ следует удовлетворить.

Прокурором заявление предъявлено в связи с бездействием ответчика, поэтому госпошлину следует взыскать в размере 200рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

Решил:

Принять признание заявления ответчиком - <данные изъяты> муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты> средняя
общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ» Халиуллиным *.*.

Заявление прокурора Высокогорского района РТ удовлетворить.

Обязать должностных лиц муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» в срок до 01 марта 2011 года привести Устав муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» в соответствии с федеральным законодательством и зарегистрировать Устав в новой редакции в органах юстиции.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня оглашения в Верховный Суд Республики Татарстан через данный районный суд.

Судья: *.*. Кузнецова